Программа летнего палаточного лагеря "Ровесник"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Опыт проведения выездных профильных летних лагерей для подростков показывает, что это одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. В силу возрастных особенностей, подросткам необходим постоянный поиск, творчество, желание проявить себя и быть лидером.

Данная программа по своей направленности является комплексной и предполагает два основных вида деятельности:

  • этнографическое исследование (сбор информации о населенных пунктах, памятниках духовной культуры, запись народных песен, частушек, танцев);
  • создание условий, благоприятных для укрепления здоровья, развития коммуникативных навыков.

Выбор этих видов деятельности обусловлен их практической значимостью. Этнографическое исследование дает возможность каждому воспитаннику совершенствовать свои знания в выбранном направлении, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно–исследовательской деятельности; является средством обновления репертуара творческих объединений муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония» А внедрение здоровье сберегающих технологий в повседневную жизнь лагеря дает хороший оздоровительный эффект и дополнительные знания по ведению здорового образа жизни.

В лагере «Ровесник» созданы условия для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности, что в конечном результате позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Сформировать интерес к поисково-исследовательской работе по сохранению духовного и культурного наследия родного края.
  • Формировать навыки здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Образовательные:
  • Изучение истории сел района «Познай свои корни».
  • Сбор и обработка народных песен, частушек и танцев.
  • Изучение основ организации правильного питания, основных способов укрепления здоровья.
  • Изучение основ речевого этикета и культуры общения.
  1. Адаптационная и воспитательная:
  • Создание психологической атмосферы, комфортной для каждого подростка, способствующей развитию навыков созидательной деятельности.
  • Формирование активной жизненной позиции, через участие в работе органов самоуправления лагерем.
  1. Креативные (развитие творческой активности):
  • Организация концертной деятельности, показ номеров, подготовленных в течение года на занятиях в МОУ ДОД «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония» Создание системы игр, заданий, конкурсов с целью организации интересного досуга.
  1. Оздоровительная:
  • Создание условий для развития физической активности и оздоровления.
  1. Коммуникативная:
  • Развитие форм общения через проведение психологических тестов и игр.

СОСТАВ ЛАГЕРЯ: 25 детей в возрасте 12–16 лет.

Жизнедеятельность выездного лагеря Ровесник» организовывают органы детского самоуправления: приложение 1.

Функции органов самоуправления: выработка и принятие решений, касающихся разных сторон жизни лагеря , активное участие в их реализации.

Ожидаемые результаты: за время пребывания в лагере дети овладеют системой следующих знаний и умений:

В сфере поисково- исследовательской работы:

Знать:

  • Как фиксировать полученные данные;
  • Как правильно составить вопросник;
  • Как вести записи в полевом дневнике;
  • Как оформить полевой дневник;
  • Как анализировать собранный поэтический текст;
  • Жанр песни, место бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.

Уметь:

  • Проводить опрос информаторов;
  • Вести полевой дневник;
  • Правильно составить опросник;
  • Налаживать контакт с населением;
  • Обрабатывать собранный поэтический текст;
  • Определять жанр песни, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.

Итог работы:

  • Оформление исследовательской работы детей Клуба любителей народной песни– «Народные песни и частушки Приленья».
  • Оформление исследовательской работы детей танцевального коллектива «Каприз» – «Народные танцы Приленья».

В сфере общего оздоровления и укрепления организма:

Знать:

  • Правила личной гигиены;
  • Правила организации здорового питания;
  • Основные способы укрепления здоровья.

Уметь:

  • Составить режим дня и рацион правильного питания;
  • Провести утреннюю физическую зарядку;
  • Провести дневную физическую разминку.

Итог работы:

  • Составление мини-проектов по организации правильного питания.

Распорядок дня:

8.00 – 8.10 – общий подъем, уборка постелей

8.10 – 8.30 – зарядка

8.30–8.50 – водные процедуры

8.50 – 9.00 – линейка

9.00 – 9.30 – завтрак

9.30 – 11.10 – поисковая работа, работа кружков

11.10 – 12.30 – оздоровительные гигиенические процедуры, купания

12.30 – 13.30 – свободное время

13.30 – 14.30 – обед

14.30 –16.00 – тихий час

16.00 – 16.30 – полдник

16.30 – 18.30 – занятия «Я и спорт», занятия «Я и здоровье»

18.30 – 19.00 – свободное время, тихие игры, индивидуальное чтение

19.00 – 20.00 – ужин

20.00 – 21.30 – вечера, костры, дискотеки

21.30 – 21.45 – линейка

21.45 – 22.00 – вечерний туалет

22.00 (22.30) – 8.00 – сон

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН выездного лагеря «РОВЕСНИК»

1 день.

  • Инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности.
  • Общий обзор программы летнего лагеря «Две недели здоровья и творчества»
  • Анкетирование «Часы свободного времени»
  • Коммуникативный тренинг «Культура нашего общения»
  • Праздник «Улыбка с сюрпризом»

3 день.

  • Экскурсия по селу.
  • Заседание мастерской творческих открытий
  • Встречи со старожилами села , сбор песен, частушек, танцев
  • Веселые состязания с мячами
  • Занятие в школе правильного питания
  • Викторина «Меломаны, вперед!»
  • Водный праздник «Волшебная Русалия».

5 день.

  • День коллективного творчества: (конкурсы поделок из природного материала, из бумаги, бисероплетение, поделки из теста и т.д.)
  • Работа поисковых групп
  • Сюжетно–ролевая игра «Кулинарное путешествие по России»
  • Коммуникативный тренинг
  • Интеллектуальная игра «Единственный умник»

7 день

  • Коллаж «Мой психологический портрет»
  • Соревнования шахматистов
  • Информационный час «Правила этикета и культура питания»
  • Развлекательная программа для детей села «На завалинке»
  • Дискотека «Ассорти – пирог»

9 день

  • Состязания по русской лапте
  • Концерт для детей села
  • Работа поисковых групп
  • Интеллектуальная игра «Пирамида»
  • День именинника «День рождения или ловите момент»

11 день

  • Психологический тренинг «Сотвори себя сам»
  • День неожиданностей
  • Игровая программа «Тяжело в ученье – легко в бою»
  • Работа поисковых групп
  • Своя игра «Гигиена питания»
  • Дискотека «Все наоборот»

13 день

  • Разработка мини–проекта организации здорового питания «Поход в магазин»
  • Соревнования по волейболу
  • Конкурсная программа «Притча короче носа птичьего»
  • Обработка собранного материала
  • Дискотека– пародия «Круиз вокруг света»

15 день

  • Круглый стол «Итоги лагерной смены»
  • Оформление исследовательских материалов
  • Шоу–представление «Замыкая круг»
  • Закрытие смены. Поездка домой.

2 день.

  • Выбор органов самоуправления.
  • Экскурсия в музей.
  • Работа поисковых групп. Сбор частушек, песен, танцев нашего края.
  • Открытие спортивных состязаний по лапте.
  • Занятие в школе правильного питания.
  • Игровая программа «Компас путешествий»

4 день.

  • Акция «Чистый берег»
  • Работа поисковых групп
  • Соревнования по пионерболу
  • Концертная программа «Веселое лето» для жителей села
  • Информационный час «Правильный рацион и режим питания»
  • Конкурсная программа «Под знаком икс»

6 день.

  • Встречи со старожилами села, сбор частушек, песен, танцев
  • Беседа о культуре чувств
  • Викторина «Смак»
  • Соревнования по волейболу
  • Азбука художественного творчества
  • Вечернее шоу «Фабрика звезд»

8 день

  • Операция «Новоселье»
  • Встреча с семейной династией
  • Психологические тесты «Умеешь ли ты общаться с людьми?» «Кем быть?»
  • Информационный час «Вредные привычки и здоровье»
  • Интеллектуальная игра «Пирамида»
  • Конкурсная программа «Советы настоящего полковника»

10 день

  • Работа поисковых групп
  • Информационный час «Занятия спортом и здоровье»
  • Интеллектуальная игра «Азартная дюжина», посвященная пропаганде здорового образа жизни
  • Творческий конкурс «Лучший отрядный уголок»
  • Вечернее шоу «Секрет успеха

12 день

  • День грибника (1-дневный поход)
  • Развлекательная программа «Ключи от старой избушки»
  • Творческий конкурс «Мелодия леса»
  • Конкурс кулинаров
  • Игровая программа «Кладоискатели»

14 день

  • День здоровья
  • «Веселые старты»
  • Экзамены в школе правильного питания.
  • Конкурсная программа «Супермен»
  • Оформление исследовательских материалов
  • Прощальный костер «Я не забуду это лето»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Выездной лагерь «Ровесник» проводится в течение 15 дней, с 17 по 31 июля 2008 года и базируется в с. Макарово, с.Змеиново.

Выездной лагерь осуществляет свою деятельность по четырем блокам. В каждом блоке предусмотрены теоретические и практические занятия.

Блок 1. Психолого–адаптационный.

Цель: Создать атмосферу успеха для каждого подростка, научить детей верить в себя, свои силы, обрести навыки культурного общения.

Теория: Знакомство с программой лагеря, инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности, занятия по организации работы органов самоуправления.

Практика: Проведение коммуникативных и психологических тренингов, анкетирование, организация работы органов самоуправления.

Блок 2. Краеведение и этнография.

Цель: Изучение истории родного края, народных обычаев, обрядов и традиций.

Теория: Знакомство с правилами составления опросников, ведения полевых дневников, изучение основных аспектов поисково–исследовательской деятельности.

Практика: Работа поисковых групп: сбор и обработка частушек, песен, танцев Киренского района; встречи со старожилами и семейными династиями; экскурсии по селу и в музей.

Блок 3. Спортивно–оздоровительный.

Цель: Создать условия для физического совершенствования и развития детей, закаливания, укрепления здоровья, организации правильного питания.

Теория: Основы знаний и умений по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями; правила питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Практика: Организация занятий в школе «Разговор о правильном питании»; серия игр, посвященных пропаганде здорового образа жизни; спортивные состязания, закаливающие и водные процедуры.

Блок 4. Игры и праздники.

Цель: Создать условия для активного и насыщенного интересными соревнованиями отдыха, развитие способностей подростков, навыков культурной организации свободного времени.

Теория: Знакомство с правилами настольных и подвижных игр, правилами организации праздника.

Практика: Проведение интеллектуальных игр и викторин, игровых и конкурсных программ, праздников, шоу, дискотек.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы занятий:

  • Игры, праздники, конкурсы;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • дискуссионный клуб, круглый стол;
  • коммуникативный тренинг, психологические тесты;
  • интервью с интересными людьми;
  • спортивные соревнования, поход;
  • дискотеки;
  • закаливающие процедуры.

Тема научных исследований детей: «Народные песни, частушки и танцы Киренского района».

Цель исследования: Сбор неизвестных и малоизвестных народных песен, частушек и танцев Киренского района; их анализ, обработка собранного материала.

Методы исследования: Встречи со старожилами, сбор информации, прослушивание частушек и песен, просмотр танцев.

Результаты исследования: Оформление сборника «Народные песни, частушки и танцы Киренского района», внедрение собранного материала в практику работы творческих объединений муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония»

Техническое оснащение:

  • видеокамера;
  • магнитофон;
  • аудиокассеты;
  • фотоаппарат;
  • костюмы для концертной деятельности.

Дидактический и наглядный материал:

  • образцы опросников для ведения поисково–исследовательской работы;
  • образцы полевых дневников;
  • пособие по организации работы пресс–центра;
  • пособие «Рисуночные тесты»;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «В гармонии с природой» –М.: Изд. ООО «Красико–Принт», 2002, (серия «Праздник в школе»).
  2. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков \ авт.-сост. И.В. Куц- Волгоград: Учитель, 2007.-166 с.
  3. «Организация работы детских общественных объединений в летнее время». –М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г, (серия «Для педагогов, родителей и детей»).
  4. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства \ авт.-сост. А.А.Маслов.- Волгоград: Учитель, 2007.- 237 с.
  5. «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других».-М.: АСТ–Пресс–книга, 2003 г.