Формирование благоприятного имиджа лицея путем построения модели общественно-активного образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые требования к отечественной системе образования.

Образовательные учреждения в условиях демографического кризиса и конкуренции за контингент учащихся становятся зависимыми от отношения к ним родителей, так как заказ родителей и их поддержка определяют сегодня перспективы развития учебного заведения. Поэтому всякое образовательное учреждение заинтересовано в создании собственного привлекательного образа, прежде всего, при помощи содержания образования.

В своей работе “Демократия и образование” Джон Дьюи писал: “Образование - это не подготовка к жизни; образование - это и есть жизнь”. Исходя из этого высказывания МОУ “Лицей г. Черемхово” Иркутской области выстраивает образовательную модель общественно–активного образовательного учреждения. Но всякий образ требует реального воплощения, т.е. реального развёртывания того содержания образования, которое должно быть социально значимым для родителей, детей, учителей и государства. Успешность и благополучие в обществе способствует созданию условий для повышения родительской мотивации и активности местного сообщества, активного участия в образовательных проблемах.

Общественно-активное образовательное учреждение - это учреждение, которое ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед сообществом.

Лицей как общественно-активное образовательное учреждение:

  • принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества, что является возможностью для местных жителей, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных проблем;
  • способствует созданию эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности ОУ, органов государственной власти и других социальных институтов с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательного процесса;
  • стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, города.

Цель лицея: повышение гражданской активности и реализация гражданских инициатив.

Задачи:

  • развитие партнёрских отношений лицея и окружающего сообщества;
  • разработка механизма привлечения представителей сообщества к решению актуальных социальных проблем;
  • создание условий для развития гражданской активности на местном уровне;
  • развитие форм (направлений) созидательной социально-значимой деятельности подрастающего поколения на благо родного края.

Свою деятельность лицей осуществляет на таких принципах как: самоопределение (определение местным сообществом потребностей, нужд); локализация (доступность для местного населения мероприятий, программ, услуг); использование ресурсов (оптимизация ресурсных потоков учреждений, организаций для решения актуальных социальных проблем); включение всего сообщества в деятельность ОАОУ (независимо от возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, религии и платёжеспособности); ответственность социальных партнёров (все социальные партнёры несут ответственность за развитие своих программ и услуг с целью их соответствия постоянно меняющимся нуждам и интересам населения.

Таким образом, установление сотрудничества лицея с жителями и организациями сообщества для совместного решения социальных и образовательных проблем; повышение социальной значимости ОУ и его востребованности как гражданского института; привлечение в ОУ внебюджетных средств стало важнейшими задачами нашего лицея.

Прогнозируемые результаты модели лицея как общественно-активного учреждения:

  • Участие подрастающего поколения в разработке и реализации социально-гражданских инициатив.
  • Активность представителей сообщества в решении актуальных социальных проблем и эффективность партнёрских отношений.
  • Развитие меценатства и благотворительности в городе.
  • Распространение идей системы самоуправления.
  • Лицей - социальный, культурный, досуговый центр.
  • Совместное решение проблем в системе “сообщество – молодежь”
  • Создание устойчивой саморазвивающейся сети общественно-активного образовательного учреждения.

Понятия добровольчество, благотворительность, социальная активность становятся в лицее не просто частью внутренней жизни образовательного учреждения, но и жизнью вообще.

В результате работы по модели общественно-активного ОУ его ресурсы используются более эффективно в интересах всех людей, живущих вокруг. Оказание образовательных и муниципальных услуг становится более экономичным. Образовательное учреждение, превращаясь в гражданский центр социума, все более получает реальную помощь и содействие от местного сообщества, коммерческих структур, власти.

Под социальным партнерством мы понимаем совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающую общему для всех сторон интересу – высокому уровню образовательной подготовки выпускника.

Лицей 15 лет сотрудничает с ссузами г. Черемхово: горнотехническим и педагогическим колледжами, медицинским училищем и вузами: ИГТУ; ИГПУ; ИГЛУ; ИГМУ; БГУЭиП; ИГСА; Ангарская ГТА; Усольский филиал ИрГТУ; Научно-исследовательский институт Сибирского отделения РАН. Сотрудничество с вышеперечисленными вузами осуществляется в рамках Российской научно-социальной программы “Шаг в будущее”. Договор о сотрудничестве пролонгируется ежегодно. Со стороны вузов и ссузов осуществляется довузовская подготовка лицеистов к поступлению и обучению в соответствующих вузах, обучение лицеистов преподавателями вузов в специализированных классах, вовлечение учащихся в студенческие конференции, олимпиады, в том числе и в московских вузах, повышение квалификации преподавателей лицея, организация культурно-досуговых мероприятий, творческих конкурсов. Со стороны лицея осуществляется организация довузовского обучения на базе лицея, оплата трудозатрат преподавателей вузов, предоставление базы для практики студентов вузов, обеспечение качества подготовки будущих студентов вузов. Общий интерес сторон заключается в совершенствовании процесса образовательной подготовки учащихся лицея, избирающих путь продолжения образования на соответствующих факультетах вузов, повышение качества подготовки учащихся по предметам естественно–научного профиля, базовым в обучении.

Лицеем заключены договоры о социальном партнёрстве с Музеем истории Черембасса, Выставочным залом г. Черемхово, ДК “Горняк”, Централизованной библиотечной системой г. Черемхово, Советом Черемховской городской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, Военным комиссариатом по гг. Черемхово, Свирску и Черемховскому району, ТЭЦ-12, Домом детства и юношества, Детским эколого-биологическим центром, Информационным центром “Черемхово” МЛУ “Городская детская больница”.

Воспитание гражданина-патриота – одна из краеугольных задач современного учебного заведения. Патриотизм как качество личности проявляются в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить ему. В этом лицею помогают отдел по молодежной политики администрации г. Черемхово, Советом Черемховской городской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, Черемховское отделение областной организации инвалидов боевых действий, Военным комиссариатом по гг. Черемхово, Свирску и Черемховскому району.

По словам А.В. Луначарского: “Музей - это грандиозная памятная книга человечества”. Изучение истории родного края эмоционально переживается ребёнком, укрепляет и развивает у него чувство любви к России в целом. “Что ни город – то норов”, - утверждает русская пословица. История своей малой родины раскрывает самое ценное: кто есть вступающий в жизнь человек, откуда он, где его корни, и к какому роду-племени он принадлежит.

Организация Историко-краеведческого музея “Память” в стенах лицея, председателем Совета которого является К.И.Коломоец, председатель Советом Черемховской городской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов, позволяет сфокусировать внимание учащихся и общественности города на факты и события из истории г.Черемхово, что помогает в нравственном, духовном и патриотическом воспитании молодого поколения.

Кредо лицейского музея – изучать и уважать историю своего города.

В настоящее время в лицейском музее действуют постоянные экспозиции “Никто не забыт, и ничто не забыто”, “Спортивная слава г.Черемхово”, “Черемхово моё, Черемхово”, “Лицейская история”, создан банк методических материалов об опыте организации историко-краеведческой деятельности в музеях образовательных учреждений, электронный банк инструктивных материалов по учёту и хранению музейных ценностей.

Фонд историко-краеведческих материалов систематически пополняется путём совместного поиска по направлениям “Возникновение города Черемхово”, “История культуры, здравоохранения, образования г. Черемхово”, “Трудовая Слава Черемхово (альбомы по истории предприятий города)”, “Разработка Черемховского угольного месторождения”, “Улицы родного города”, “Почетные граждане г.Черемхово”, “Литературное краеведение”, “Лицей – территория творчества” (стихи, фотографии, газеты).

Активом музея совместно с городской библиотекой и городским музеем для лицеистов различных классов в 2007–2008 учебном году организованы и проведены следующие мероприятия в рамках направлений:

  • “Боевая слава г. Черемхово” (брейн-ринг “Есть такая профессия - Родину защищать”, “Встреча поколений” - встреча с ветераном Великой Отечественной войны В.И.Четверёвым и др.;
  • “Литературное краеведение” (“Литературная гостиная, посвященная 70-летию драматурга А.В.Вампилова”, “Иркутские писатели”, “Заочная презентация книги “Мы родом из Черемхово” (составитель А.С.Серёдкин), “Встреча с черемховскими поэтами В.Р. Михеевым и А. С. Шишкиной” и др.).

Лицей г. Черемхово как социальный партнер обладает необходимой автономностью и самостоятельностью, относительной независимостью, имеет большие возможности для обеспечения оптимального качества обучения, воспитания и развития молодого поколения. Высокопрофессиональный педагогический коллектив, концептуальное и программное обеспечение образовательного процесса, внедрение инновационных научных технологий в организацию и управление учебно-воспитательным процессом – это гарантии высокого качества предоставляемых лицеем образовательных услуг.

Список литературы

  1. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ./ Дж.Дьюи. – М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  2. Общественно-активные школы. Руководство для создания ОАШ: Методология и опыт применения в пяти странах. – Ереван, 2004.
  3. Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. Социальное партнёрство в ссузе / В.М.Сохабеев, Е.А.Корчагин // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 6.