Программа факультативного курса "Использование музыки на уроках литературы в 10-11-х классах"

Разделы: Музыка


На сегодняшний день связи и взаимосвязи школьных дисциплин становятся основными условиями осуществления комплексного подхода в обучении, который обуславливает одну из основных задач литературно - музыкального образования - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Литература и музыка – сфера прекрасного. Они должны очищать человека и облагораживать силой художественного слова и музыкальности, воспитывать всесторонне развитого человека с высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений. Способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять, выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Это определяет еще одну задачу школьного курса - воспитание эстетически подготовленного ученика, владеющего языком искусства. Решению этой задачи поможет факультативный курс, в основе которого синтез литературы и музыки.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем такие виды искусств, как музыка и литература, тесно взаимосвязаны, что способствует более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Самое главное, что у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Межпредметные связи в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Цель курса: «Использование музыки на уроках литературы в 10-11 классах» заключается в совершенствовании духовно-нравственного потенциала всесторонне развитой личности через приобщение к музыкальной культуре в ходе гуманитарного образования на уроках литературы и на этой основе формирование гуманитарной культуры компетентной личности.

Задачи:

  1. Рассмотреть влияние литературы и музыки на духовную жизнь России.
  2. Выявить основные жанры музыкальных произведений, созданных на основе текстов художественной литературы.
  3. Определить проблемно-тематическое единство литературных и музыкальных произведений.
  4. Показать влияние народной музыки на творчество писателей и композиторов.
  5. Определить взаимосвязь литературы и музыки на примере творчества писателей-классиков 19 века (А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др.) и композиторов (М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Д.Д. Шостаковича, П.И. Чайковского и др.)
  6. Показать синтез искусств на рубеже 19-20 веков.
  7. Пробудить интерес к поэзии серебряного века на примере музыкальных произведений.
  8. Определить взаимосвязь литературы и музыки на примере творчества писателей 20 века (И.А. Бунина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.) и композиторов (Г. Свиридова, Б.Л. Бетховена, С. Прокофьева, П.И. Чайковского и др.).
  9. Дать представление о важнейших категориях в литературе и музыке – традиции и новаторство.
  10. Расширить теоретические знания школьников по блоку теории музыки: либретто, соната, опера, речитатив, романс, авторская песня, музыкальная драматургия образа и др.
  11. Развивать умение определять роль и место музыки в литературном процессе и жизни человека.
  12. Совершенствовать умение находить взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных и литературных произведений.

Тематическое планирование для 10 класса.

№ урока Тема Кол – во часов Общеобразовательная цель Основные понятия Методы и оборудование
1 Введение в тему «Использование музыки на уроках литературы». 1 Взаимодействие литературы и музыки, их влияние на духовную жизнь в России. Истоки словесно – музыкальных жанров. Интеграция, вид, жанр в литературе и музыке. Слово учителя, продвинутая лекция. Приложение 1
2 Творчество А.С. Пушкина. Поэзия. 2 Раскрыть основные периоды творчества Пушкина. Развитие навыков выразительного чтения стихов и навыки слушания романсов на стихи Пушкина. Периоды творчества Пушкина: Лицейский, Петербургский, Южный, Михайловское, конца 20 годов и 30 годов. Романс. Сообщения учеников, выразительное чтение стихов, слушание романсов на стихи Пушкина.
3 А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» – П.И. Чайковский «Евгений Онегин». 2 Показать своеобразие романа по сравнению с оперной драматургией. Воплощение в музыке процесса внутренней жизни героев. Реалистический роман. Опера. Идея нравственной красоты, нравственного долга, крестьянская песня и городской романс. Слово учителя,сообщение учащихся. Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин».
4 А.С. Пушкин «Пиковая дама» – П.И. Чайковский «Пиковая дама». 2 Выявить отличие пушкинской повести от либретто. Либретто. Музыкально-драматический конфликт. Лекция учителя, работа по тексту, слушание оперы.
5 А.С. Пушкин поэма «Цыганы» – С.В. Рахманинов опера «Алеко». 2 Выявить отличия пушкинской поэмы от либретто. Образы главных героев. Лирико-психологический характер оперы. Лекция учителя, работа по тексту, слушание отрывков из оперы.
6 Мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Поэзия. 2 Ввести учащихся в творческую лабораторию М.Ю. Лермонтова. Мотивы творчестваМ.Ю. Лермонтова. Тема одиночества, тема Родины, тема Кавказа, тема любви. Опрос по биографии, беседа, выразительное чтение, романсы на стихи Лермонтова.
7 М.Ю. Лермонтов поэма «Демон» – опера А.Г. Рубинштейна «Демон». 2 Увидеть контрастность драматических и лирических образов в поэме и опере «Демон». Философский смысл поэмы; проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Фантастический характер образности, сюжета. Слово учителя, опрос учащихся по тексту, слушание оперы «Демон» Рубинштейна.
8 Творчество Н.В. Гоголя. Повесть «Сорочинская ярмарка» и опера М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». 2 Увидеть гоголевский стиль в музыке М.П. Мусоргского. Действующие лица, картины народного быта и украинской природы, национальные характеры. Опрос учащихся, беседа, работа по тексту, слушание оперы.
9 Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» – Н.А. Римский-Корсаков опера «Ночь перед рождеством» 2 Показать специфику драматургии: параллелизм мира реального и фантастического. Действующие лица, герои реальные и фантастические. Слово учителя, опрос, слушание оперы или просмотр.
10 Л.Н. Толстой роман - эпопея «Война и мир» – опера С.С. Прокофьева «Война и мир». 2 Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Показать своеобразие романа эпопеи Л.Н. Толстого и музыкально – драматургический замысел оперы. Роман эпопея. Речитатив как вокальная основа, сочетание эпичности и лиричности. Беседа по творчеству писателя, работа с текстом, слушание оперы.
11 Творческий путь А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». 2 Увидеть художественные особенности комедии (язык, стихотворный размер, народная речь, афоризмы, пословицы, поговорки). Показать А.С. Грибоедова и как композитора. История создания комедии, действующие лица, речевые характеристики. Комизм, трагизм, идеальная борьба, открытый финал, идея, монолог. Опрос, беседа, работа по тексту, проверочная работа, слушание произведений А.С. Грибоедова.
12 И.С. Тургенев и народная песня в рассказе «Певцы». 1 Выявить отношение Тургенева к народной песне. Народная песня, обрядовая. Сообщения учеников, прослушивание народных песен.
13 А.Н. Островский пьеса «Бесприданница» – опера Д.Г. Френкеля «Бесприданница» – к/ф Н. Михалкова «Жестокий романс». 3 Выявить сходства и различия после прочтения пьесы, просмотра кинофильма «Жестокий романс» и прослушивания оперы. Пьеса, опера, кинофильм. Беседе по пьесе Островского «Бесприданница». Обсуждение к/ф, оперы «Бесприданница».
14 А.Н. Островский «Снегурочка» – Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка». 2 Выявить связь с народной песней. Увидеть противопоставление двух миров – реального и фантастического. Сказочный эпос. Обряды древнего язычества, картины народного быта, образы природы. Слово учителя, работа с текстом, слушание оперы.
15 Урок – концерт: Лирика поэтов конца XIX века Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого и А.А. Фета. 2 Показать раздумья о смысле человеческого бытия, о красоте земного мира, драматизме человеческих чувств. Поиски, размышления. Лаконичность языка и формы. История создания известных романсов. Сообщения учеников, выразительное чтение стихов. Слушание романсов.
16 Народные песни на стихи Н.А. Некрасова. 1 Показать популярность городских песен- романсов на стихи Н.А. Некрасова, как мироощущения Некрасова переданы Балакиревым в музыке. Народность в творчестве Некрасова. Слово учителя, беседа.Слушание песен.
17 Произведения А.П. Чехова на сцене. Балет «Дама с собачкой», «Чайка» на музыку Р.К. Щедрина. 2 Выявить влияние русского писателя на музыкантов их понимание его произведений. Взаимосвязь литературы и балета. Лекция учителя, беседа, просмотр отрывков из балета.
18 Н.С. Лескова повесть «Леди Макбет Мценского уезда» - опера «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича. 2 Выявить отличия повести Лескова от либретто Д. Шостаковича. История создания, сюжет повести. Бессердечие, безжалостность, нравственные запреты. Сообщения учеников, работа с текстом, слушание оперы.

Тематическое планирование для 11 класса. 

№ урока Тема кол – во часов Общеобразовательная цель Основные понятия Методы и оборудование
1 Введение в курс Литература и музыка второй половины XIX века и XX века. 1 Показать роль литературы и музыки, её влияние на духовную жизнь России. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Слово учителя, сообщения учеников.
2 Тема любви в творчестве И.А. Бунина. 2 Раскрытие тему любви в творчестве И.А. Бунина на примере цикла «Тёмные аллеи». Идея и тема рассказа. Слово учителя, беседа. Подбор музыкальных фрагментов.
3 Роль сонаты Бетховена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». 1 Показать роль музыки Бетховена в истории создания рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Музыка немецкого композитора Бетховена. Соната. Сообщение учеников, слушание музыки Л. Бетховена.
4 Символизм. В. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Д. Бальмонт. 2 Раскрыть литературно – художественное направление конца XIX – начала XX века на примере конкретных поэтов. Литературное направление символизм. Учащиеся, могут создать романс на стихи поэтов, звучание стихов.
5 Поэты Серебряного века. Литературно-музыкальная гостиная «Сила любви». 2 Пробудить интерес к творчеству поэтов Серебряного века. Показать редчайший дар любви. Любовь – самое древнее и самое великое чувство. Портреты поэтов, выставка книг, творческие работы ребят, музыкальное оформление.
6 Патриотическая лирика Марины Цветаевой. 2 Раскрыть художественный мир поэзии Цветаевой. Сила создания образов, средства художественной выразительности. Сообщения учеников, чтение стихов, романсы М. Цветаевой.
7 М. Горький «Песни о Буревестнике» и «Песни о Соколе». 2 Показать лиро-эпический характер произведений, указать черты притчи и важность появления произведений в революционную эпоху. Жанр произведения – песня, Концепция главного героя, изображение природы, романтическая условность образов. Слово учителя, выразительное чтение учеников, подбор соответствующей музыки.
8 Музыка в поэзии А.А. Блока. 2 Показать синтез искусств на примере творчества поэта А.А. Блока. Музыкальность, ритмичность и живописность стихов Блока. Сообщения учащихся, чтение стихов, музыкальный материал.
9 В.В. Маяковский и музыкальные произведения на его сочинения. 2 Раскрыть творчество В.В. Маяковского с позиции композиторов XX века. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сообщения учеников, просмотр отрывков из балетов по Маяковскому.
10 Сергей Есенин как национальный поэт. 1 Раскрыть художественно – поэтический образ Сергея Есенина. Тема Родины и природы. Произведения композиторов на стихи С.Есенина.
11 Поэма С. Есенина «Анна Снегина», переложенная на музыку Г.Свиридовым. 2 Раскрыть элегически грустный тон поэмы Воспоминания автора о «вечных ценностях», о его юности, что любовь ценна сама по себе. Сообщение учеников, прослушивание отрывков из оперы Г. Свиридова.
12 А.А. Ахматова 2 Раскрыть художественное своеобразиеи поэтическое мастерство лирики А. Ахматовой. Лирика Анны Ахматовой – это сплав мгновения и вечности, глубина и яркость переживаний, тема Родины и гражданскогомужества. Просмотр кинофильма об Ахматовой. Чтение стихов поэтессы, слушание музыкальных произведений.
13 М.А. Булгаков «Собачье сердце». 2 Показать новаторство в темах, идеях, стилистике, судьба произведений писателя. Музыкальные цитаты – один из источников текста повести. Просмотр к/ф «Собачье сердце». Беседа.
14 Музыка М. Блантера, Н. Богословского, Э. Колмаковского на стихи поэтов о войне. 2 Дать представление о поэтах военных лет. Представить их творческий путь Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова, О. Бергольц. Слово учителя, сообщения учащихся, песни военных лет.
15 Рок поэзия. Творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука. 2 Показать особенность жанра – приоритет стихотворного текста над музыкой. Темы, идеи поэзии. Рок поэзия, как культурное явление, содержательность, социальная направленность. Диспут, выставка дисков, музыкальные произведения рок музыкантов.
16 Тема любви в современной поэзии 1 Выявить нравственные проблемы в поэзии последних десятилетий. Современная поэзия даёт надежду на высокие человеческие чувства. Сообщения учеников, беседа, подбор музыкальных произведений.
17 Авторская песня Булата Окуджавы. 1 Раскрыть темы, идеи поэзии – основателя авторской песни Булата Окуджавы. Авторская песня. Снимки Окуджавы, выставка книг, песни поэта.
18 Боль и совесть своего времени. Творчество Владимира Высоцкого. 2 Показать уникальность творчества Владимира Семеновича Высоцкого. Жизнью и творчество поэта песенника, композитора-исполнителя, актера, «героя своего времени», В.С. Высоцкого. Выступления учеников, Песни Высоцкого. Выставка книг. Приложение 2
19 Игорь Тальков. Поэт, певец, композитор. 2 Показать многоплановость и разнообразность творчества Игоря Талькова. Авторская песня, её место в истории литературного процесса. Сообщение учеников, выставка портретов, песни Талькова. Приложение 3

Список литературы. Приложение 4