Родительское собрание "Воспитываю своего ребёнка"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • Определить, что является для каждого главным в воспитании детей
  • Формирование у родителей навыков конструктивного общения с детьми
  • Переосмысление взглядов на наказания
  • Осознание своего стиля общения с детьми

Участники: родители и возможно дети (по желанию)

Ход собрания

1. Организационный момент

Приветствие участников собрания, сообщение темы разговора (целей и задач собрания)

Упражнение “Ассоциативная самопрезентация”

Представление родительской позиции через определённый предмет (метод ассоциаций). Каждый родитель получает определённый предмет (карандаш, клей, игрушку, мяч и т. д.) и через особенности и свойства данного предмета представляет свои родительские принципы и позиции. Разговор идёт по кругу.

2. Информационный блок

Участникам собрания необходимо определить свои приоритеты воспитания. Для этого им предлагается проранжировать предложенный перечень направлений воспитания:

  • Воспитание толерантности (терпимости)
  • Привитие самодисциплины, трудолюбия и организованности
  • Дать хорошее образование
  • Воспитание честности и доброты
  • Воспитание независимости и самостоятельности
  • Развитие умственных способностей
  • Обучение приспосабливаться к обстоятельствам
  • Формирование деловых способностей
  • Формирование гражданской позиции и патриотизма
  • Приобщение к “демократическим ценностям”
  • Приобщение к национальной культуре
  • Воспитание искренней веры в бога

Подведение итогов детского и взрослого “голосования”, их обсуждение.

3. Практический блок:

Упражнение “Родом из детства”

Родителям и детям предлагается вспомнить ,что чаще всего им говорили (говорят) родители, какое обращение родителей к детям звучало (звучит) наиболее часто.

Обсуждение родительских позиций, их сравнение.

Упражнение “проблемная ситуация”

Родители должны решить следующую типичную ситуацию: у ребёнка за четверть худшие результаты, чем ожидали. Каковы будут действия и реакция родителей? Если они будут применять наказания, то какие и почему?

После представления действий родителей вопрос задаётся детям: Что вы чувствуете в подобной ситуации? Ответы детей достаточно типичны: страх “меня не любят”, чувство вины, обиду, боль, желание уйти в себя, чувство мести, сопротивление, агрессию.

Очевидно, что при таком взаимодействии родителей и детей проблемы не решаются, а только усугубляются.

Упражнение “Мифы – ловушки”

Вниманию родителей предлагаются несколько утверждений:

  1. Я кричу на ребёнка, потому что он меня не слышит
  2. Мне лучше известно, что нужно моему ребёнку, поэтому я и контролирую его действия
  3. Я, может быть, излишне опекаю и контролирую ребёнка в целях его же блага и безопасности
  4. Жёсткий контроль за ребёнком, не допустит нежелательных знакомств, обеспечит качество его обучения
  5. Я мать, я знаю, какую профессию ему лучше получить
  6. Он ещё мал, чтобы что – то решать в своей жизни
  7. В конце концов, я его содержу, я имею право определять его будущее.

Родителям предлагается выразить своё отношение к этим утверждениям: согласиться с ними или не согласиться (родители на специальных жетонах пишут № утверждения и поднимают эти жетоны)

Все эти утверждения – не верны: это мифы, ловушки нашего родительского и педагогического мышления. Все эти действия мы осуществляем не во имя ребёнка, а во имя себя – во имя удовлетворения своей потребности власти и контроля, своих страхов и своей престижности.

Родителям предлагается выработать другой, альтернативный путь выхода из проблемной ситуации – без наказания.

“Мозговой штурм”- альтернативное ненасильственное взаимодействие –работа в малых группах. Обсуждение. Выдвижение новых подходов по отношению к ребёнку.

Насильственное взаимодействие Ненасильственное взаимодействие
ЧТО ты сделал? ПОЧЕМУ ты это сделал?
ЧТО тебе за это будет ЧТО ты чувствуешь, КАК ты себя чувствуешь
ТЫ НАС НЕ ЛЮБИШЬ МЫ С ТОБОЙ РЯДОМ, МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ
Что ребёнку запрещается и не разрешается (наказание) Что нам – родителям, нужно изменить в себе, чтобы помочь ребёнку
Крики, оскорбления Любить, поддерживать, помогать, прощать
Позиция: навязывать, заставить Дать возможность выбирать и пробовать
“Пусть учится на моих ошибках” “Пусть учится на своих ошибках”

Памятка родителям

Уважаемые родители!

Решите , что ВЫ будете делать, а не что будет делать ребёнок

Скажите, что ВЫ чувствуете?

Не ожидайте от своего ребёнка чего – то сверхъестественного. Он будет вести себя в соответствии с тем, кто он есть. Ваша задача – действовать, принимая во внимание этот факт.

Развивайтесь, растите сами!

Поработайте со своим ребёнком над контрактом.

4. Заключительный этап собрания

Групповая рефлексия. Что изменилось у родителей во взглядах на приоритеты воспитания? Что чувствуют родители сейчас к своим детям? Что скажут им , когда придут домой? Что бы хотели изменить в своих отношениях с ребёнком? Что для этого попытаются предпринять?