Преподавание русского языка во 2-м классе по программе "Школа России". "Обозначение мягкости и твердости согласных звуков гласными буквами и мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания детей о согласных звуках и буквах, повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме последующими гласными буквами: я, е, ё, ю, и и мягким знаком.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о согласных звуках и буквах, повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме последующими гласными буквами: я, е, ё, ю, и и мягким знаком.
  • Продолжить работу над каллиграфией для закрепления навыков правильного написания и соединения букв.
  • Формирование умения составлять из слов (группы слов) предложения.
  • Развивать самостоятельность, мыслительные операции у учащихся.
  • Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитание аккуратности и интереса к русскому языку.

Оборудование: лента букв, карточки с заданиями: «Соедини слова по смыслу», «Найди ошибки»; рисунок с изображением мягкого знака, напечатанные слова: платок, плата.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

Дд  дя  ду  до  де  да

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

– Прочитать самостоятельно, 1 человек, хором
– Выделить опасные места.
Письмо по памяти. Проверка.
– Какой звук чаще всего повторяется?
– Что можно о нем сказать, судя по слогам? (Согласный "д", твердый и мягкий.)
– Выделить твердый (д) синим карандашом, мягкий (д) – зеленым и почему, доказать.
– Назвать мягкие слоги, твердые слоги.

III. Постановка задачи

– Кто догадался, какая тема урока?
– Твердые и мягкие согласные, обозначение мягкости и твердости согласных на письме.
– Цели урока: повторить мягкие и твердые согласные звуки, учиться определять твердые и мягкие согласные звуки.

IV. Актуализация опорных знаний

Закрепление знаний об обозначении мягкости и твердости согласных звуков гласными буквами.

Индивидуальные карточки (1 человек у доски).

река
лёд
листья
зяблики
покрыл
замёрзла
улетели
опали
лужи

– В первом столбике подчеркнуть первую согласную букву и сказать какой звук она будет обозначать твердый или мягкий. Гласные выделить красным цветом.
– Какой первый звук?
– Мягкий.
– Почему?
– Потому что его смягчает следующая за ним гласная.

Вывод: с какими гласными слоги читаются мягко?

Лента букв:  е, ё, я, и, ю.

Второй столбик. В словах первой строки и второй строки выделить твердые согласные и доказать почему?

Вывод: С какими гласными слоги читаются твердо?

Жи – исключение (ж) – всегда твердый.

А,  о,  у,  ы (лента букв) обозначают твердость согласного звука.

– Соедините слова по смыслу стрелочками.

– Составить предложения, используя данные словосочетания по схемам.

Осенью_____________  ____________с____________.
Осенью опадают листья с деревьев.
I__________покрылась_____________  ____________.
Река покрылась тонким льдом.
I__________  ___________на юг.
Зяблики улетели на юг.

(Подчеркнуть подлежащее и сказуемое)

V. Физкультминутка

Шуршат на дереве шипы
Шуршат осенние кусты
Шуршит камыш
И дождь шуршит
А ты садись и не шурши
И все красиво напиши

VI. Обозначение мягкости мягким знаком

О каком времени года мы говорим на уроке?
Об осени.

Осень – фонетический разбор.

Осень – 2 сл.
О – [O] – гл, уд;
С – [С] – согл, глух, мягк;
Е – [И] – гл, безуд;
Н – [Н’] – согл, зв, мягк;
Ь
_____________
5 б. 4 зв.

– Почему букв больше, чем звуков?
– Мягкий знак звука не обозначает.
– Для чего он служит?
– Для обозначения мягкости согласного звука.

Стихотворение читает наизусть 1 ученик, рисунок.

Примеры слов с Ь знаком.
Правило на стр. 76
Упр. 79 стр. 76
1 ряд – 1 столбик
2 ряд – 2 столбик
Подчеркнуть букву которую он смягчает.

Два человека у доски, письмо «с секретом». Проверка.

VII. Зарядка для глаз (таблица)

VIII. Закрепление

Упр. 77 стр.75.

Уголь – ь знак смягчает согласную л.

  • Превратите шест в цифру при помощи мягкого знака. (Шесть)
  • Мел в мелкое место на реке. (Мель)
  • Банку в место где люди моются. (Банька)
  • Полку превратите в танец. (Полька)

Вывод: для чего служит ь знак? (Обозначает мягкость согласного звука на письме.)

Словарное слово:  Платок

В основе этого слова лежит древнерусское слово плать, что означает «кусок материи».

Инсценировка стихотворения:

«Плата за платок»

Жил рыцарь – честен, прям и смел.
Платок купить он захотел,
Но в этот день никак не мог
Внести он плату за платок.
– Плати! – кричит ему купец!
– Платка не дам тебе, хитрец!
– Да я охотно внес бы плату,
Но нам не выдали зарплату…
– Ах, деньги – это ерунда!
А вот платок ваш – это да!
В нем так прекрасна буква «А»,
Что просто кругом голова!

– Почему не дали платок рыцарю?
– Не внес плату.

Платок               Плата

Индивидуальные карточки: нужно будет найти ошибки.

– Сейчас вы будете учителями. Нужно будет найти ошибки, исправить, зачеркнуть или подписать недостающую букву.

В плотке паутины
И в листях по плечи
Промокшая осен
Негромко читает стихи.

Проверка.

IX. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Что узнали нового?

X. Домашнее задание:  стр. 78, упр. 82.