Групповое мероприятие для родителей подростков "Сквернословие – это болезнь"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Форма приглашения: объявление.

Объявление

Представьте себе ребенка, который умеет грамотно и четко с помощью слов выражать свои мысли и чувства. А если случаются конфликты, то ребенок разрешает их без обидных и унизительных слов.
Если вам близок образ такого ребенка, и вы остро переживаете ситуации, когда слышите в речи своего ребенка нецензурную лексику и вы не знаете, как вам реагировать на это или сомневаетесь в выборе правильных форм, мы приглашаем вас на проблемную лекцию Сквернословие – это болезнь!»
В рамках работы клуба «Школа для родителей», которая состоится …
На данное объявление откликнулись 72% родителей учащихся 8 класса.

Подробный сценарий встречи

Речь — это показатель ума.

Сенека

– Знаете ли вы, что согласно результатам исследований, проведенных:
а) среди учащихся 8-х классов 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,
б) 59% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами среди учеников.

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме сквернословия, необходимо уточнить причины. И начнем с краткого исторического экскурса.

Что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В современной школе проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах ученика сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению. Учащиеся стараются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена пшеницы погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Вопрос к родителям: Есть ли у вас в арсенале воспитательных мероприятий приемы искоренения сквернословия в речи вашего ребенка. Родители по желанию делятся своими рецептами.

Из ответов родителей можно сделать следующий вывод: Есть два момента, помогающих вылечить ребенка от сквернословия: первый – сначала определите, какая лексика неприемлема; второй – искореняйте из речи ребенка все, что выходит за рамки дозволенного, и не отступайте.

А теперь мы с вами разберем способ искоренения сквернословия у вашего ребенка.

Четыре шага к искоренению сквернословия и непристойности в речи.

Шаг 1. Установите границы дозволенного.

Определите слова, жесты, богохульные выражения и шутки, которые вы считаете оскорбительными. Затем разъясните это ребенку, чтобы он понял. Упомяните бранные слова, которые вы слышали от ребенка или его друзей. Нужно следовать правилу: "Если в чем-то сомневаешься — не произноси это". К составленному вами списку можно добавить и другие, часто повторяемые бранные слова и выражения, поскольку их можно услышать в кино, в популярных песнях и от других людей.

Шаг 2. Объясните, почему сквернословие неприемлемо.

Если вы хотите, чтобы ребенок изменил поведение, он должен понять, почему вы считаете используемые им слова плохими и оскорбительными. Вот несколько фраз, которыми можно начать этот разговор.

  • "Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".
  • "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель".
    "Люди могут подумать, что ты плохо воспитан".
  • "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".
  • "Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них — это грубость".
  • "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".
  • "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".

Не забудьте упомянуть в ходе разговора о своих надеждах и представлениях о ценностях.

Шаг 3. Научите ребенка использовать приемлемые синонимы.

Обычно сквернословием выражают огорчение, шок или злость. Дети ограничены использованием нескольких ругательств, поскольку не знают приемлемых альтернативных выражений. Помогите ребенку запомнить несколько таких выражений. Во-первых, поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут на него беду. (Вспомните, как этому приему следовали герои советского кинофильма "Джентльмены удачи": "Василий Алибабаевич мне на ногу батарею упустил, нехороший он человек!") Или пусть он придумает свои собственные слова. Предоставьте ребенку выбрать одно-два выражения и поощряйте его пользоваться ими вместо оскорбительного набора слов. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.

Шаг 4. Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно.

Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь реагировать не слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на нашу реакцию. Борьбу со сквернословием ведите последовательно. Беседуя с ребенком, напомните: "Ты знаешь правило. Я больше не хочу слышать такие слова".

Если сквернословие становится привычкой, значит, пора вводить соответствующие штрафные санкции.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Данные свидетельствуют, что в современном обществе люди более небрежны в употреблении вульгаризмов, чем полстолетия назад. Согласны ли вы с этим? Насколько шире распространено сквернословие сейчас, чем во времена вашего детства? Сквернословили ли вы в присутствии родителей? Как они справлялись с этим? Был ли их подход эффективным?

Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить - значит наносить серьезный ущерб воспитанию.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

1. Пристальнее следите за культурной атмосферой, в которой происходит развитие ребенка: телевидением, Интернет, кино, видеоиграми и компакт-дисками. Возможно, эти факторы влияют на его словарный выбор? Может быть, вам стоит установить более жесткие стандарты применительно к его развлечениям? Если это так, что вы предпримете? А как обстоят дела с его сверстниками? Все ли они считают, что сквернословие — это "круто"? Правильно представьте себе ситуацию ребенка.

2. Подумайте, почему ваш ребенок сквернословит. Возможно, он хочет казаться взрослее и сильнее или вызвать эмоциональную реакцию, привлечь внимание, добиться определенного положения среди сверстников? Может быть, ребенок стал более раздражительным или расстроен чем-то и таким образом ищет выход сильным чувствам? Если вы обнаружите какую-либо другую причину сквернословия, обдумайте ее и составьте конкретный план изменений.

3. Обратитесь к шагу 1. Какие слова, жесты и шутки вы считаете недопустимыми? Составьте список и дайте его прочесть ребенку, чтобы он уяснил, что от него требуется.

4. Обратитесь к шагу 2 и напишите несколько фраз, максимально отражающих вашу точку зрения. Обсудите их с ребенком.

5. Обратитесь к шагу 3. Помогите ребенку подыскать альтернативные слова, заменяющие ругательства.

6. Если сквернословие продолжается, обратитесь к шагу 4 и примите решение о выборе тех или иных штрафных санкций в случае нарушения установленных правил.

Игнорирование брани не заставит ребенка изменить поведение, поэтому будьте последовательны в применении мер пресечения.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Встреча проходила в классной комнате, но пространство было специально организованно: Столы и стулья были расставлены в виде круга. Соответствующим образом сидели родители и психолог.

По окончании проблемно лекции-диалога была проведена рефлексия встречи с родителями. Проведенная работа получила массу положительных отзывов от родителей, заставила задуматься в отношении воспитания не только ребенка, но и самовоспитания, а именно отслеживания чистоты своей речи. Трудностей в процессе ведения не возникало. Были опасения по поводу восприятия родителями программы искоренения сквернословия. Но так, как аудитория была заинтересована в предложенном материале и по ходу родителями задавались уточняющие вопросы – проблем не возникло.

После проведения лекции я испытывала чувства удовлетворения от проведенной работы и ее нужности и важности для большинства родителей.