"Космическое путешествие" (Внеклассное мероприятие ко дню космонавтики)

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Урок-игра проводится в 5-7 классах с целью закрепления знаний и активизации интереса учащихся к космонавтике. Игру можно проводить на классном часе, уроке естествознания или как внеклассное мероприятие.

Для игры необходимо создать команды по 5-6 человек. Внутри каждой команды выбираются: командир корабля, штурман, бортинженер, техник и ученый. Класс можно красочно оформить изображениями звезд, планет и т.п. Не забудьте заранее приготовить весь реквизит.

12 апреля 1961 года в кабину космического корабля “Восток” поднялся тот, кому первому из людей предстояло шагнуть в неведомую бездну космического пространства, гражданин СССР, майор Военно-Воздушных Сил СССР Юрий Алексеевич Гагарин.

Последние подготовительные команды перед стартом. Часы на космодроме показывают 9 часов 07 минут. Подъем! Окутанная столбами пламени, дрогнула и, медленно набирая скорость, пошла ввысь гигантская ракета.

- Поехали. – раздался по радио возбужденный голос Юрия Гагарина. – Самочувствие хорошее. Чувствую перегрузки. Все нормально. Прием.

Вес корабля “Восток” вместе с пилотом составлял 4 752 кг. Наибольшая высота над поверхностью Земли – 327 км. За 108 минут корабль сделал полный виток вокруг Земли, пролетев около 40 тыс.км.

Теперь день 12 апреля ежегодно торжественно отмечается в нашей стране как День Космонавтики.

Итак, представьте себе, что все команды готовятся взлететь в космос. Добро пожаловать на космодром!

После того, как члены команд распределили обязанности, вся команда придумывает название своему космическому кораблю. Названия записываются на доске.

1 задание (для бортинженера)

За 1 минуту на листке бумаги или на доске, представители каждой команды должны составить список необходимого груза на их корабле. За каждый полезный и необходимый в космосе предмет дается 1 балл. За “неполезный” предмет тоже можно получить 1 балл, если участник остроумно определит его назначение на космическом корабле.

2 задание (для штурмана)

Записать на доске названия всех планет Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца. В итоге штурманы составляют карту полета своего космического корабля. За каждую правильно названную – 1 балл, расположенную – еще 1 балл.

3 задание (для всей команды)

Проводится викторина. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Почему все подкинутое вверх, падает на Землю? Из-за земного притяжения.
  2. Ближайшее к Земле небесное тело, спутник Земли? Луна.
  3. Почему Марс красный? Из-за цвета почвы.
  4. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? Большая Медведица.
  5. Звездопад. Что это такое? Метеоры и метеориты.
  6. Наука, изучающая звезды, планеты и Вселенную? Астрономия.
  7. Космически летательный аппарат, выведенный на околоземную орбиту для решения различных научных задач? Спутник.
  8. Человек, совершивший полет в космос на космическом объекте? Космонавт.
  9. На чем летают в космос космонавты? На ракетах.
  10. Место, где собирают космические ракеты, готовят к пуску и отправляют в космос? Космодром.
  11. Кто побывал в космосе до человека. Как звали пассажиров первых космических кораблей? Собаки Белка и Стрелка.
  12. Почему в космос летают на ракетах, а не на самолетах? Только ракета может преодолеть земное притяжение, для самолета нужен воздух.
  13. Как называется состояние, когда все предметы и человек теряют свою тяжесть? Невесомость.
  14. Какими тарелками пользуются космонавты в полете? Пакеты и тубы.
  15. Выходная одежда космонавта? Скафандр.
  16. Главный космический конструктор? Королев.
  17. Первый космонавт Земли? Юрий Алексеевич Гагарин.
  18. Первая женщина-космонавт? Валентина Терешкова.
  19. Космонавты какой страны первыми высадились на Луне? США.
  20. Как называется дорога, по которой космическая станция летает вокруг Земли? Орбита.
  21. К каким планетам летали автоматические межпланетные станции “Луна”, “Венера”, “Марс”?
  22. Первый советский космический корабль? “Восток”.
  23. Самый известный американский космический корабль? “Аполлон”.
  24. Как называлась первая передвижная космическая лаборатория, доставленная на Луну советской автоматической станцией? “Луноход-1”.

4 задание (для техника)

Неожиданно на корабле вышла из строя вся аппаратура. Внутри корабля неполадки не обнаружены и поэтому техник выходит в открытый космос в скафандре без связи с экипажем. То, что он обнаружит в космосе, можно передавать и изображать мимикой и жестами. Весь экипаж космического корабля наблюдает за техником в иллюминатор. Если они угадали с первой попытки – 5 баллов.

Примерные ситуации: пробоина в солнечной батарее, вижу летающую тарелку, произошла утечка кислорода, нас атакует враждебный корабль.

5 задание (для командира корабля)

Неисправность устранить не удалось и нужно послать сигнал бедствия. Код знает только командир. Он должен сосчитать от 1 до 30, где каждое число делящееся и оканчивающееся на 3 надо заменить своим именем. Например: 1, 2, имя, 4, 5, имя, 7, 8, имя, 10, 11, имя, имя, 14, имя,… Командир, который справился с заданием всех лучше, получает помощь и 5 баллов, его корабль благополучно возвращается на Землю. Остальные смогут приземлится, когда их командир правильно назовет код.

На Земле подводятся итоги полетов. Победители получают значки астронавтов.