"Корни человечества. Корни человека"

Разделы: География


Необходимое оборудование:

  • проектор,
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • тексты – по одному экземпляру на парту,
  • рабочие листы для каждого ученика.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Продукт выполнен в редакторе Notebook.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. интенсификация учебно – воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов и самостоятельной работой с заданиями в рабочем листке.
  3. развитие наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности, вырабатываются навыки работы с картой.

Задачи:

Образовательные

  • изучение особенностей появления человека, причины миграций и, как следствие, формирование современных рас.

Развивающие

  • развитие познавательных способностей учащихся, их способностей к самообучению, обобщению материала, анализа информации.

Воспитательные

  • формирование толерантности к людям с другими внешними признаками.

Ход занятия

Слайд 1. Тема нашего занятия сегодня “Корни человечества. Корни человека”. Как вы считаете, какие задачи нам сегодня предстоит решить? Методом мозгового штурма выясняются этапы урока. На доске пробуют расставить порядок, по которому предстоит изучить новый материал. Слайд 2. Обсуждается и корректируется предложенные планы урока.

Если план, установленный детьми, будет отличаться от подготовленного учителем порядка, применяется сортировщик страниц. Данный вариант дает возможность детям изучать новый материал, следуя своей логике, получать новые знания в той последовательности, которая понятна детям, и до которой они пришли сами, а не следовали указаниям учителя. Это придает уроку исследовательский характер

С помощью волшебных часов мы переведем стрелки на 3,5 млн. л. н. – именно к этому периоду времени относят останки древних людей, которые были обнаружены в Восточной Африке. Слайд 3. Рабочий лист задание №1.

Слайд 4. Наших предков разделяют на несколько групп. На доске показаны некоторые из них. Что, по-вашему их отличает, почему стало возможно это деление? Давайте выясним причины этого с помощью текста, который вам раздали на начало урока (один на парту). Группа изучает предложенный текст и отвечает на поставленные вопросы. Цель работы – выяснить отличительные особенности древних людей.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что в приведенном тексте доказывает, что речь действительно идет о предках человека?
  2. Какие отличительные черты внешности вы можете назвать у этих групп древних людей?
  3. Кто оказался тупиковой ветвью эволюции?
  4. Кого из перечисленных предков человека можно назвать самым умелым?
  5. Давайте сделаем вывод:

  • На доске перечислены действительно предки человека;
  • Они отличались как внешними признаками, так и умениями.

Расставьте на слайде представителей древних людей в порядке их развития от самого древнего. Выполните в рабочем листе задание №2.

Слайд 3. На карте показаны направления, по которым люди заселяли планету. Что заставило древних людей покинуть знакомые места, и отправиться в неизведанные дали? Используется метод мозгового штурма. Численность людей росла, и пищи становилось недостаточно. Сегодня люди, проживающие в разных частях Земли, отличаются характерными внешними признаками. Почему так, ведь все они произошли от одного предка? Слайд 5. Давайте расставим события таким образом, чтобы восстановилась логическая цепочка событий. Выполните в рабочем листе задание №3. После заполнения рабочего листа задание выполняется одним из учащихся на доске. Работа обсуждается, выводы доказываются.

Группы людей, отличающиеся внешними признаками, передающимися по наследству, называются РАСАМИ. Выполните в рабочем листе задание №4.

Слайд 6. Дайте названия основным существующим расам. Название рас нужно составить из предложенных букв, расставленных произвольно. Правильные ответы закрыты “шторкой”.

Прочитайте определения характерных признаков рас (слайд 6), расставьте фотографии представителей рас напротив подходящего, на ваш взгляд, описания. Выполните задание №5 в рабочем листке. Давайте проверим, что должно получиться в ваших рабочих листках – слайд 7, расставить названия рас в соответствующие строки таблицы.

Слайд 8. На карте показаны основные места проживания представителей разных рас. Давайте подпишем их под стрелками, используя данные вашей таблицы из задания №5. (негроидная – Африка, европеоидная – Северная Африка, Европа, Передняя и Средняя Азия, монголоидная – Восточная Азия).

Сегодня, благодаря развитию транспорта, люди без особого труда могут добраться на другой край света. Путешествия стали намного удобнее и доступнее. Что, по вашему мнению, может произойти с расами в будущем? Слайд 9. На доске пишутся возможные варианты, обсуждаются, делается вывод – в будущем произойдет смешение рас.

Слайд 10. Перед вами дерево жизни. У него, как у каждого дерева есть корни, ствол, ветви и крона. Расположите на нем этапы нашего урока, так как вы считаете нужным. Дети обсуждают возможные варианты, в ходе чего повторяются самые основные этапы урока.

Давайте посмотрим, что нового мы узнали из сегодняшнего урока:

  1. как звали древних предков человека;
  2. почему люди стали заселять Землю;
  3. причины формирования рас;
  4. объединение рас в одну общую группу в будущем.

В кроне этого дерева есть маленькая веточка с историей вашей семьи. Постарайтесь узнать, а как звали предка, который был основателем вашего семейного рода. Нарисуйте ваше семейное дерево – дерево жизни, найдите свой листочек на нем. Удачи!

Прочитайте текст: “В 1976 году Мэри Лики обнаружила на окаменевшем вулканическом пепле эти отпечатки ног. Возраст слоя с пеплом - около 3,5 млн. лет, то есть по этому месту в то давнее время бродил на двух ногах австралопитек. На некоторых следах видно, что большие пальцы прилегают к остальным, а не противопоставлены им, а это уже, несомненно, признак человеческий, а не обезьяний. Да и походка у того австралопитека была вполне человеческая: он ступал на пятку, потом переносил тяжесть на плюсну и отталкивался пальцами.

Со временем некоторые группы австралопитеков постепенно стали переходить от использования различных естественных предметов в качестве орудий к изготовлению орудий труда. Они были еще почти обезьянами, но в то же время безоговорочно отнести их к обезьянам трудно: ведь они ходили “по-человечьи” — на двух ногах, изредка уже начали осваивать обработку камня. Но, они обезьянами уже не были. Австралопитеки были связующим звеном между животным миром и первыми людьми. Австралопитеки вели стадный образ жизни.

Следующий представитель предков человека на лестнице эволюции – кроманьонец представлял примитивного, но всё-таки человека. Количество достижений было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений австралопитека, питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Все кроманьонцы пользовались теми или иными каменными орудиями и занимались охотой и собирательством Кроманьонцы создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий, строили для этого печи и даже выжигали уголь. В мастерстве обработки каменных орудий они превзошли своих предков, научились делать всевозможные орудия, оружие и приспособления из кости, бивней, оленьих рогов и из дерева. Все сферы деятельности кроманьонцев были усовершенствованы по сравнению с их предками. Они изготавливали лучшую одежду, разводили более жаркие костры, сооружали более обширные жилища и ели гораздо более разнообразную пищу, чем их предшественники.

Для неандертальцев Западной Европы характерны: небольшой рост (около 160 см), крупный мозг, череп с развитым надглазничным валиком и покатым лбом, нижняя челюсть без подбородочного выступа. Многие учёные рассматривают поздних западноевропейских неандертальцев как особую ветвь в эволюции человека, не получившую дальнейшего развития. Вместе с тем неандертальцы, костные остатки которых найдены в Передней Азии, обладают (по сравнению с западноевропейскими) определёнными прогрессивными чертами (например, наличие слабо выраженного подбородочного выступа, более высокий и округлый свод черепа), сближающими их с ископаемыми людьми современного физического типа.

Примечание: на одном листке с текстом должен помещаться один из предложенных вопросов!

Вопрос: кого из перечисленных предков человека можно назвать самыми умелыми?

(Что в приведенном тексте доказывает, что речь действительно идет о предках человека?

Какие отличительные черты внешности вы можете назвать у этих групп древних людей?

Кто оказался тупиковой ветвью эволюции?)