Чему учил китайский мудрец Конфуций

Разделы: История и обществознание


Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
    • освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
    • формирование исторического подхода к событиям;
    • создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
  • Развивающие задачи:
    • развитие творческого мышления учащихся;
    • развитие самостоятельности;
    • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
    • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
    • воспитание уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах  взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка  работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические    факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного  в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор, доска-экран;
  2. Карта «Китай в древности»
  3. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река  Хуанхэ, река Янцзы , мудрец Конфуций, манеры, циновка, прическа, заискивать, бамбуковая книга, иероглиф.

!!! За неделю до проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения  (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река  Хуанхэ», «Река Янцзы», мудрец Конфуций», «Бамбуковая книга Древнего Китая»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме:  «Природа и люди Древней Индии»

16 учащихся работают с перфокартами (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

В ______________________ до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя ______________________ .

Индийский мудрец ______________________ учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Древнеиндийское общество в Индии делилось на ______________________ , ______________________  , ______________________ , ______________________ , ______________________ . 

Параллельно 10 ребят читают текст учебника ( авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.102   (со слов «Китай находится в …» до «Жил Конфуций за пять веков до н.э.») 

                                                                                      Презентация:  слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой  темы

1 .Формулирование проблемы                                                           слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

– Мы должны доказать, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный».Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества,  о философском учении Конфуция, познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий. Рассматривая новый материал, мы будем постоянно возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать.
– В начале урока некоторые ребята в классе читали статью учебника на странице 102. Я думаю, всем будет интересно, о чем  в статье шла речь.

2. Работа с картой

Карта «Китай в древности» висит на доске    +   слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

    • Великой Китайской равнине       слайд №4
    • Река  Хуанхэ                                   слайды №5-6
    • Река Янцзы                                    слайды №7-8
    • Мудрец Конфуций                        слайды №9-10 // работа со словом «мудрец»

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

3. Изложение нового материала

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его  манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения).
– Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком    слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).  Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На  одежде императора вышивался дракон – символ божественности.
Император считался «Сыном Неба».

Возврат к проблеме:   «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших.  слайды  № 17-18  //работа со словом  «заискивать»
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

–  Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.102-103
1 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»    
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20
– Вспомните, царь, какого государства во время  захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение «Бамбуковая книга Древнего Китая»

– Как называлась письменность, изображенная на  бамбуковых книгах?
– Что такое иероглиф?             слайд №22
                                                   слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
                                                                                                                            слайд №24

                                                                                                                           слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

V этап. Рефлексия

– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.