Веселая ярмарка

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов. Воспитывать интерес к быту обычаям России.
  • Словарная работа: закрепить значение слов: ярмарка и коробейник.

Оборудование: мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства, Петрушка, коробок.

Предварительная работа:

  • Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.
  • Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.

Ход занятия

- Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю. Ребята, да это же Петрушка!

- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку.- А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).

- Молодцы! Вы знаете, что такое ярмарка! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).

Петрушка:

Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары
И отменные игрушки!

- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).

Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.

Дети: А кто он такой?

Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.

Воспитатель: Ребята, коробейник, наверно потерял свой товар. Посмотрите только, чего здесь нет в коробке? (вынимаю хохломскую посуду, гжельскую, дымковские игрушки, свистульки).

- Давайте пойдем, погуляем по ярмарке. Может быть, найдем хозяина этого товара. Как ты думаешь, Петрушка? Будь проводником - веди нас.

Петрушка: Пойдемте, ребята. Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, названия разных промыслов, которые есть в России?

Воспитатель: Они знают!

Петрушка: А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлены дымковские игрушки).

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое "Дымково" назвали.

Воспитатель: Мы подошли к лотку, где продают игрушки. Чьи они?

- Дымковские!

Воспитатель: А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).

Вечера зимой длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Петрушка: А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот грустные?

Что, глядя на них, делать хочется? (танцевать).

Воспитатель: Веди нас, Петрушка, дальше. Куда же мы попали?

- А это, какие это изделия?

- Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).

- Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.

- А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).

Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!

Петрушка: Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах! Идемте дальше. Ой, что это такое, смотрите разбитая посуда. Наверно свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим.

Игра "Собери игрушку"

Воспитатель: Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали игрушки, а какие они? (гжельские, дымковские, хохломские).

- Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!

Петрушка: Я тоже хочу сделать какое-нибудь чудо. Вот у меня маски - я хочу рассказать сказку.

(Драматизация отрывка из сказки "Жихарка")

Это ложка - Котова, это ложка - Петина, а ложка точенная, ручка золоченная - Жихаркина.

Петрушка: Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.

Воспитатель: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.

- Какое? (золотая хохлома).

- Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).

Воспитатель: Петрушка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?

Петрушка: Нет, дети отвечали хорошо. Но вот посмотрите, я на доске повесил образцы изделий - все было аккуратно развешано - гжель с гжелью:

Но кто-то, пока я водил вас по ярмарке, все перепутал.

Воспитатель: Не переживай, Петрушка, ребята тебе помогут. Правда, дети?

Игра "Каждой вещи свое место"

Петрушка: А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти образцы. Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите, какие краски возьмёте, чтобы они сочетались (под музыку расписывают образцы).

Петрушка:

Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.

Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?

Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!

Воспитатель:

Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Писали их старались.
Подарить вам собирались.