Работа по изобразительному искусству. Тема урока "Интерьер крестьянской избы"

Разделы: МХК и ИЗО


Программа: «Изобразительное искусство» (коллектив авторов, научный руководитель В.С.Кузин) Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» (изд. «Дрофа» Москва 1997г; 2003г. с изменениями или 2004 год изд.).   

Тема урока: «Интерьер крестьянской избы». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете)…

Место темы в системе уроков: это предпоследний урок в разделе «Русский быт в прошлые века»

Тип урока: комбинированный (смешанный) урок (по Кузину).

Вид занятия: рисование по представлению, по памяти, с натуры (предметов, присутствующих в интерьере избы).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобр. искусство, история Отечества, литература

Исходный уровень состояния знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для усвоения данной темы:

Учащиеся знают:

  • Первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.)
  • Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые в сюжетном рисунке;
  • Простейшие закономерности перспективы; светотени, элементы цветоведения
  • Исторические сведения из прошлого нашего народа, в т.ч. особенности труда и быта крестьян, их одежды, жилища, предметов быта, рукоделий, орнаментов и символов.

Учащиеся умеют:

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных жанров
  • Отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
  • Рисовать с натуры, по памяти, по представлению отдельные предметы и группы из 2-3 предметов
  • Доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения
  • Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемыми предметами, с образцом и исправлять замеченные ошибки
  • Использовать цвет как средство выразительности, теплый и холодный колорит
  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения

Цель: выполнить законченную композицию в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Закрепить способы изображения интерьера
  • Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище
  • Учить работать над изображением интерьера, в зависимости от точки зрения (используя схемы)
  • Учить изображать в интерьере предметы труда и быта крестьян (учитывая строение и перспективные изменения предметов).

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и истории;
  • развивать память, внимание учащихся;
  • развивать кругозор детей;
  • развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  • Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций
  • Развивать воображение и фантазию

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины
  • Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала
  • Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.

К концу урока дети должны

  • знать: особенности работы в жанре интерьера с изображением исторических особенностей крестьянского быта;
  • уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование, необходимое для уроков:

Для учителя: Магнитофон и звукозаписи с народным фольклором. Плакаты со схемами изображения интерьера и предметами крестьянского быта. Репродукции и образцы работ. Предметы труда и быта крестьян.

Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш граф., ластик, краски, кисти, ведерко с водой, палитра, карточки с заданиями.

Структура, которую предполагает урок данного типа:

  1. Орг.момент.
  2. Основная часть:
  • Постановка цели.
  • Проверка дом. задания.
  • Подготовка к активной умственной деятельности. (актуализация полученных ранее знаний)
  • Изучение нового материала.
  • Первичное освоение новых знаний: инд.работа по карточке
  • Физ.минутка.
  • Закрепление новых знаний в процессе самостоятельной работы
  • Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка.
  • домашнее задание и инструктаж по его выполнению
  1. Подведение итогов.

Проект урока

Этап урока
Время

Содержание

Обоснование.

учитель

ученики

I.Организационный момент

1-2 мин

Взаимное приветствие.
Выявление отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
Организация внимания.

Занимают свои места.

Задается эмоционально положительный настрой на урок, психологическая мотивация на предстоящую работу, включение класса в деловой ритм.

II.Основной этап

1. Постановка цели

(1 мин.)

- Нам интересно узнавать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее.

Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных? Какие у них были дома и что внутри? Как они работали, ели, проводили время?

Сегодня мы заглянем в дом крестьянина и попытаемся увидеть и нарисовать увиденное

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Формируется целенаправленный характер учебной деятельности. Формулируется цель работы.

2. Проверка домашнего задания

(4 мин.)

- Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта.

Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту:

- как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме?

Поднимают и показывают выполненную на листе работу, поочередно называют, что изображено, и как и для чего использовалось: светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция

3. Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности

Взгляните на доску: (опорный ряд на доске – см. приложение) и давайте вспомним и повторим материал прошлых уроков:

Итак, начнем по порядку:

С одежды:

Далее проводится беседа-диалог

(повторение см. приложение)

Рассматривают опорный ряд на доске

Отвечают на вопросы учителя.

Обратная связь

В процессе познавательной деятельности учащихся, идет подготовка их к усвоению нового материала, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Введение новых знаний (изучение нового материала).

Вдоль стен крестьянской избы стояли лавки, такие широкие, что на них свободно можно было спать. В боярском доме были такие же лавки, но они покрывались бархатными и шелковыми тканями — полавочниками.

В переднем, "красном", обращенном на восток углу избы и боярского дома находились иконы — "святые". Помните, как в "Сказке о мертвой царевне": "Под святыми стол дубовый..." Столы в крестьянском доме, как правило, ставились под иконами.

Жилые покои освещались в старину восковыми свечами (а в домах победнее — лучиной) и, как водилось, в известный всем час (в 5 часов вечера зимой) во всех домах гасили огни и ложились спать, а в 4-5 часов утра уже кипела работа.

Люди в старину — и простые, и знатные — любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узорам: совсем простая и очень нарядная.

Слушают.

Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащимся дается конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах (интерьере, способах его изображения с различных точек зрения, знакомят с особенностями интерьера в крестьянском жилище, размещая в нем предметы труда и быта крестьян).

У крестьян столы были простые, покрывались холщевой скатертью, а у бояр — украшались резьбой и скатертями узорными ручной вышивки
А какой посудой пользовались крестьяне?
Фамильные ценности, дорогую одежду, которая была солидным наследством, приданым для дочерей и сыновей, хранили в семейных сундуках. В боярских домах, конечно, сундуков было гораздо больше, чем в крестьянской избе, их обивали кованой медью.
Но, чу!.. Тихо открывается причудливый замок большого старинного сундука кованого, и мы осторожно, с волнением заглянем в него, смахнув пыль столетий. Большая крышка, скрипнув, открылась и... перед нами — дивные реликвии прошлого: одежда наших предков, чудом сохранившая не только внешний вид, но и тепло мастеровитых рук... Многое забыто, а многого мы не знаем — не видели раньше, но все это живо и нужно нам всем сегодня!

индивидуальные сообщения учащихся:

Мы с вами на нашем уроке попробуем изобразить внутреннее помещение крестьянской избы со всем, что было в доме.

Как называется подобный жанр изобразительного искусства?

Интерьер художник не может изобразить все плоскости сразу: ведь к одной из них он обязательно окажется спиной.

интерьер

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые позднее для самостоятельной работы над композицией.

Выбираются конкретные средства достижения цели.

В зависимости от точки зрения, используются семь основных схем интерьера. Вот они: (см. схемы (приложение))

1.Стена — пол. 2.Две стены — пол. 3.Две стены — потолок. 4.Стена — потолок. 5.Три стены — потолок. 6.Три стены — пол. 7.Три стены — пол — потолок.
С их помощью можно нарисовать бесконечное множество интерьеров. (примеры)

Рассматривают схемы изображения интерьера.

Выбирают схему для своей работы

5. Первичная проверка освоения новых знаний (работа по карточке)

Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение.
Расставьте, пожалуйста, предметы туда, где они должны быть (не забывайте, что могут быть лишние предметы!)
Передайте выполненную карточку соседу по парте (поменяйтесь друг с другом)
Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).
Молодцы! Ставим оценку:
«5» - , «4» -, «3» -

Дети работают по карточке, «расставляя» предметы (можно наклеить).

Передают карточку соседу по парте.

Проверяют правильность выполнения по образцу. Оценивание

В процессе усвоения учащимися новых знаний педагог добивается воспроизведения изучаемого материала. Устанавливается правильность и осознанность усвоения нового материала.

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые для самост-ной работы. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе.

Физкультминутка.

Мы устали и размяться, нам пора пришла!
Очень нужно постараться, отложить дела!
Не ленитесь, потянитесь, и назад теперь прогнитесь.
Вправо-влево повернитесь и за парты вы вернитесь.
Глубоко вдохнули разом - Два на выдох, тут же глазом
Влево - вправо, влево - вправо, Быстро-быстро поморгали.
И глаза прикрыли сразу – Черноту нарисовали
Дали мы себе вздохнуть – За работу! Дальше в путь!

Дети выполняют движения вместе с учителем или проводит дежурный ученик.

Садятся за парты.

Эмоциональная и физическая разгрузка, т.к. школьникам трудно долгое время находиться за партой. Снимается мышечное напряжение, поднимается эмоциональный тонус, восстанавливаются силы.

6. Закрепление новых знаний (в процессе
самостоятельной работы учащихся).

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

 

Работают самостоятельно, рисуют

Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике.

В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

7. Обобщение

О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков).

Что можно сказать об этапах работы над интерьером?
Какие предметы быта и утварь вы расставили в своих комнатах?

Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах

Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся, умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять и конкретизировать признаки ведущих понятий. формируется целостная система знаний по теме.

Мотивирование дом.задания.

8. Д/З и инструктаж по его выполнению

- я предлагаю дома желающим выполнить задание по выбору: один из двух вариантов см. карточку с д/з
1. Рисунок интерьера по памяти.
2. Рисунок интерьера с помощью воображения.

Слушают, запоминают и записывают задание в дневники

Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

III. Подведение итогов.

Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

  • целостность композиции; выразительность исполнения
  • умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
  • декоративность композиции;
  • аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами

Сравнивают, высказывают свое мнение по поводу работ, оценивают.

Рефлексия собственных действий. Подводится итог урока: что нового узнали учащиеся, как работал класс. Оценка учебной деятельности, дается анализ и оценка успешности достижения цели, Обратная связь. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе. Намечается перспектива