Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Тема: Изменение глаголов по временам.

Цели урока:

  • Обобщить знания детей о глаголе, полученные учащимися во 2-3 классах.
  • Упражнять в определении временных форм глагола.
  • Упражнять в написании корневых орфограмм и безударных окончаний имён прилагательных.
  • Развитие мышления, речи, внимания и орфографической зоркости.
  • Воспитание самостоятельности, аккуратности.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Запись в тетради числа и вида работы.

2. Чистописание

ть ти

– Что объединяет эти сочетания?

3.Тема урока и словарная работа

– Заполните кроссворд:

  1. Синоним слова блестеть. (Сверкать)
  2. Синоним слова трудиться. (Работать)
  3. Синоним слова хотеть. (Желать)
  4. Антоним слова разморозить. (Заморозить)
  5. Сажать семена в землю. (Сеять)

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
– Разберите по составу слово заморозить. (Взаимопроверка.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое глагол? Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос: что делать?
– Какого вида эти глаголы? (Несовершенного.)
– Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос: что сделать? Определите вид. (Совершенный.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)
– Как связаны понятия «глагол» и «время»? Как ещё изменяются глаголы?
– Сегодня мы будем упражняться в образовании и определении временных форм глагола.

5. Упражнения в определении временных форм глагола

а)
– На какие вопросы отвечают глаголы начальной форме?
В форме настоящего времени?
Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, совершаемое в момент речи.
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени?
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершено до момента речи.
– В будущем времени?
Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое будет совершено после момента речи.
– Откройте учебник на стр. 176.Проверьте, верно ли вы помните вопросы?

б) Упражнение № 404. (1 ученик у доски.)

– Разобрать по составу слово усадила.

6. Знакомство с особенностями образования временных форм у глаголов совершенного и несовершенного видов. Упражнения в образовании временных форм.

– Посмотрите на правило на стр. 176.
– Назовите начальную форму первого глагола. Определите вид.
– Прочитайте, какие временные формы имеют глаголы несовершенного вида?
– Назовите начальную форму второго глагола. Определите вид.
– Сколько временных форм у глагола совершенного вида? Какие?
– Сделайте вывод: чем отличаются изменения по временам у глаголов совершенного и несовершенного вида? (У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени, у глаголов несовершенного вида форма будущего времени сложная.)
– Чтобы сделать этот вывод вам пришлось поломать голову.
– Что означает выражение «ломать голову»? Замените это выражение глаголом. Измените глагол думать по временам.
– А что означает «повесить голову»? (Загрустить.) Измените этот глагол по временам.

7. Физкультминутка (проводит ученик.)

8. Повторение пройденного (1 ученик у доски.)

– Запись под диктовку. Разбор по членам предложения. Составить схему предложения.

Весенняя вода проникла под снег и разбудила маленького лягушонка.

– В форме какого времени употреблены глаголы в этом предложении?
– Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

9. Самостоятельная работа

Выписать отрывки: 1 ряд – с глаголами в форме прошедшего времени,2 ряд – в настоящем времени, 3 ряд – в будущем времени. Указать время глаголов.

1) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…(Ф. Тютчев.)

2) В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе… (А. Пушкин.)

3) Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ… (А. Некрасов.)

Проверка.

10. Разноуровневые задания

1 уровень:

– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.

Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.

2 уровень:

– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.

3 уровень:

– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.

Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.

11. Итог урока

– На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени? Что нового вы узнали о глаголах совершенного и несовершенного вида?

12. Рефлексия:

– Если вам было интересно, поставьте «+».
– Если было неинтересно, поставьте «–».
– Если возникли вопросы, поставьте «?».

13. Домашнее задание.

– Правило на стр. 176, упражнение № 406.