Урок русского языка в 6-м классе на тему "Употребление наклонений глагола в речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
  • формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Оборудование:

  • компьютер, слайды с материалами урока;
  • мультимедиапроектор;
  • магнитофон, аудиокассеты с записью инструментальной мелодии;
  • плакаты с высказываниями о русском языке:

“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существуют до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов” (В.Г.Белинский)

“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

Приложение 1. Слайд1. Великие мысли великих людей.

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.

“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

  • Что объединяет все высказывания?
  • В каких наклонениях употреблены глаголы?
  • Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

Приложение 1. Слайд2. Тема и цель урока.

Приложение 1. Слайд3. Творческая лаборатория. Задания:

  • Теоретическое
  • Лингвистическое
  • Грамматическое
  • Литературное
  • Культура речи
  • Проба пера
  • Театральное
  • Творческое

3. Запись темы урока. 1 задание – теоретическое.

  • Назовите формы наклонения глагола. Приведите примеры.

Приложение 1. Слайд 4. (Проверка)

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

4. Лингвистическое задание.

Чтение домашнего задания (нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах).

Чтение наизусть сказки (под звуки медленной инструментальной музыки).

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

5. Грамматическое задание.

Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

  • Услышь меня, моя деревня!
  • Любите книгу – источник знания.
  • Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.(нет почти глаголов, многосоюзие)
  • Приложение 1. Слайд 5. Работа над орфографией.

Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

6. Литературные задания.

Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений (чтение учащимися стихотворений наизусть).

Д.Родари

“Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”

Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. О.Высотская.

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье. В. Шефнер.

Встань на рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки. Н. Рыленков.

Приложение 1. Слайд 6.

Найти средства художественной выразительности, которые используют авторы в небольших отрывках из произведений:

  • Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К. Паустовский.
  • Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С.Тургенев.
  • А речка эта по лугам и склонам
    Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
    Звенит, лопочет, скачет по камням. Р.Гамзатов.

7. Культура речи.

Приложение 1. Слайд 7.

Одень

Надень

вылазь

вылезай

ездию

езжу

лягет

ляжет

ляжь(те)

ляг(те)

хочем

хотим

  • Составить предложения с 1 парой слов. Как они называются?
  • Запись остальных слов в словари.
  • Инсценировка диалога по телефону с употреблением глаголов в форме повелительного наклонения и слов вежливости.

Приложение 1. Слайд 8. В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.

(Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, после чего показывается слайд, небольшая беседа о данных глаголах)

  • Учись внимательно слушать собеседника.
  • Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.
  • Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.
  • Уважай собеседника.
  • Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
  • Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.

8. Проба пера.

Приложение 1. Слайд 9.

Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи.

Приложение 1. Слайд 10. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.

Приложение 1. Слайд 11. (Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров.

9. Театральное задание. (Инсценировка)

Иногда в речи формы повелительного наклонения могут употребляться вместо изъявительного. Вот как может бормотать дворник: “До свету встань, двор убери, под воротами вымети, воды натаскай, дров наколи, щепки прибери…” (мальчик в роли дворника)

– Как вы считаете, почему автор применил именно такую форму глагола?

( Дворник в своей речи как будто воспроизводит бесконечные приказы и указания, выстраивая, их друг за другом.)

И наоборот, просьбу могут выражать формы изъявительного наклонения с частицей НЕ: “Не споёте ли вы нам, красны девицы?”

  • Приложение 1. Слайд 12. Употребить глаголы разных наклонений в своей речи для повеления с различными оттенками. (С разной интонацией) Составить с глаголами предложения с прямой речью. (Образец: Молчать! Молчи. Замолчи. Замолчи-ка. Молчали бы! Замолчали.) Разыграть мини-сценки.

10. Творческое задание.

Приложение 1. Слайд 13.

  • Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.

11. Подведение итогов урока.

  • Какую роль играют глаголы в нашей речи?
  • Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

Приложение 1. Слайд 14. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

  • Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?
  • Приложение 1. Слайд 15. Домашнее задание: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.