Программа ориентированного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ

Разделы: Химия


ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ

Повторить основные понятия и законы химии на базовом уровне, научиться выполнять задания с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов за отведенное время.

Программа направлена на оказание психологической помощи учащимся для выполнения заданий уровня А, а также на выбор стратегии при повторении материала.

В программе обращено внимание, прежде всего на те темы, без которых не обходится практически ни одно задание. На основе содержания программы учащиеся овладевают способом изучения основных химических понятий (состав, строение, свойства).

Программа рассчитана на 15 часов первого полугодия 10 класса (1 час в неделю).

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Организация собственной деятельности учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Учащиеся с разными типами мышления должны научиться выполнять задания с выбором ответа за отведенное время. Должны научиться работать с инструкцией, анализировать задания, логически рассуждать, выбирая правильный ответ из четырех предложенных, рационально использовать черновик;
  2. Учащиеся должны принять решение о возможности сдачи экзамена по химии в форме ЕГЭ на итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Химический элемент

Современные представления о строении атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р-электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

ВЕЩЕСТВО

Виды химической связи. Ковалентная и ионная связь. Свойства (характеристики) ковалентной связи: энергия, длина, полярность, поляризуемость, направленность. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления. Заряды ионов. Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллческих решеток. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллических решеток.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные направления развития теории строения. Изомерия и гомология органических веществ.

Неорганические вещества. Классификация неорганических веществ. Аллотропия.

Общая характеристика металлов 1-3 групп главных подгрупп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения атома.

Железо-металл побочной подгруппы.

Общая характеристика неметаллов 4-7 групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения атомов.

Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных), оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей. Взаимосвязь неорганических веществ.

Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Виды гибридизации электронных облаков. Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение. Гомологи бензола.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. Понятие о протолитах.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

Правило Марковникова. Реакция полимеризации. Реакция горения углеводородов. Взаимосвязь углеводородов.

Познание и применение веществ человеком.

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Правила работы с веществами и оборудованием.

Коррозия металлов и способы ее предупреждения.

Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ. Роль химии как одной из производительных сил общества.

Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола).

Природные источник углеводородов, их переработка, использование в качестве топлива и органическом синтезе.

Основные методы синтеза высокомолекулярных веществ (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

Биологическая роль и значение углеводов, жиров и белков.

Примерное тематическое планирование курса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ КУРСА

Для проведения предложенного курса мы предлагаем использовать технологию организации собственной деятельности учащихся:

1. ОМЭ (организационно-мотивационный этап)

  1. Работа учащихся в ППС по выполнению заданий № 1 в рабочей тетради (учащиеся рассматривают и обсуждают предложенные схемы, выявляют материал, вызвавший затруднения, составляют по нему вопрос для последующего обсуждения).
  2. Фронтальная работа учителя с учащимися по обсуждению возникших вопросов.

2. ОИЭ (организационно-исполнительский этап)

  1. В ППС учащиеся выполняют задания № 2 (под номерами без *).
  2. Фронтальное обсуждение результатов работы с учителем.
  3. В ППС учащиеся выполняют задания под * тех номеров, которые вызвали наибольшее затруднение или неоднозначный ответ.

3. РОЭ

  1. Повторное рассмотрение и обсуждение схем задания № 1 рабочей тетради, с уточнением и необходимыми дополнениями, появившимися в ходе работы.
  2. Для желающих предлагается выполнить дома дополнительные задания из тетради, а так же задания под *, не выполненные на уроке.

15 уроков.

26.08.2009