Программа элективного курса "Современные музыкальные жанры"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».

Цель курса:

  • формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;
  • формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.

Элективный курс «Современные музыкальные жанры» является предметно-ориентированным и решает следующие задачи:

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;
  • познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;
  • показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;
  • развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
  • научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.

Содержание элективного курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:

  • метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете,
  • проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;
  • метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
  • метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;
  • метод взаимосвязи различных видов искусств;
  • метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
  • метод самостоятельной работы с источником.

Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.

Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.

Программа реализуется в различных видах деятельности:

  • исполнительская (пение, музицирование);
  • слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
  • диагностическая (анкетирование, тестирование);
  • проектно-исследовательская;
  • просветительская (посещение концертов, спектаклей).

Проведение курса предусмотрено в течение полугодия в 9 классе общеобразовательной школы. Курс расчитан на 20 часов.

Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:

  • степень развития интереса к данному профилю;
  • степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную деятельность;
  • степень проявления способностей к музыкально-творческой деятельности и интереса к данному направлению музыки;
  • степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, проявления художественного вкуса.

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, а также с использованием форм входного, текущего и итогового контроля (викторины, опрос, тесты, концертная деятельность).

Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ. В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;
  • знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;
  • узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;
  • уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;
  • иметь представление о выбранном профессиональном направлении;
  • сдать зачётную работу.

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего
1. Введение в курс 1 1
2. Джаз 2   2
3. Рок-музыка 2   2
4. Мюзикл 2   2
5. Кино-музыка 2   2
6. Поп-музыка 2   2
7. Авторская (бардовская) песня, гитара 1 2 3
8. Электронная музыка, синтезатор 1 2 3
9. Профи-дайджест 1 1
10. Зачётное занятие 2 2
 

Всего:

14 6 20

Содержание.

1. Введение в курс (1 час).

Задачи курса (краткое ознакомление, анкетирование, профтестирование, беседа).

Понятие «современная музыка», «современный жанр». Смена эпох: античность, возрождение, барокко, классицизм, романтизм, современная музыка. Музыка «серьёзная» и «лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки. Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.

Термины: эстрада, сцена, концерт, оркестр, дирижёр, поэт, композитор, эстрадно-симфонический оркестр, аранжировка, песня, шлягер.

Материал для слушания (на выбор):

  • И.С. Бах. «Шутка» из сюиты для струнных и флейты.
  • В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
  • Л.Бетховен. «Экосезы».
  • Ф.Шуберт. Баллады, песни.
  • И.Штраус. Вальсы.
  • П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
  • Р.Паулс. «Вернисаж».

Эстрадные песни по выбору учителя и учащихся.

Требования к знаниям, умениям, навыкам (ЗУН):

  • иметь представление о задачах курса;
  • ориентироваться в смене эпох, обусловивших появление и развитие музыкальных стилей;
  • знать особенности и основные жанры современной музыки;
  • уметь отличать музыку современную от других музыкальных жанров.

2. Джаз (2 часа).

Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История блюза, его специфика. Классический джаз, биг-бенд. Многообразие жанровых направлений и стилей джаза (кулл, фри, би-боп, свинг и др.) Особенности музыкального языка джаза ( ритмика, интонации, гармония). Джазовые музыкальные инструменты. Представители зарубежного и русского джаза. Стилевые сплавы (хард-боп, модерн-боп, соул, фри-джаз, барокко-джаз, симфоджаз…).

Термины: джаз, спиричуэлс, госпел, ритм-группа, скэт, синкопа, полиритмия, диссонанс.

Материал для слушания:

  • «Молитва» (негритянский спиричуэлс).
  • «Роллем Пит», «Блюз Западной окраины».
  • Д. Вашингтон. «Блюз».
  • Дж. Гершвин. «Колыбельная».
  • А. Варум. «Осенний джаз».
  • Л. Утёсов. «Диксиленд».
  • Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.

Требования к ЗУН:

  • оперировать терминами и понятиями, характеризующими джазовую музыку;
  • знать историю джаза, уметь охарактеризовать основные направления, уметь отличить на слух джазовую музыку;
  • знать музыкальные инструменты, используемые в джазе, знать корифеев и современных исполнителей джаза.

3. Рок-музыка (2 часа).

История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-музыка – явление современности. Основополагающие стили рок-музыки: ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, их особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.). Электрогитара, виды, её значение в рок-н-ролле, манеры исполнения.
Классический рок. Британский рок. «Битлз»-творческий портрет, история успеха. «Роллинг Стоунз», «Энималз» и др. Стили рок-музыки: панк, фолк, хард, хэви-металл, «новая волна» и др. Представители стилей.
Русский рок. История появления, особенности, представители.

Термины: ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокэбилли, кантри, хилли-билли, скиффл, биг-бит, хард-рок, прогрессивный, альтернативный, психоделический рок, андеграунд, фолк-рок, джаз-рок, латин-рок, фьюжн, афро-рок.

Материал для слушания: музыкальные произведения рок-групп «Биттлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Ди Перпл», «Блек Саббат», «Пинк Флойд», «Куин», «Скорпионс», «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф», «Аквариум», «Браво», «Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.

Требования к ЗУН:

  • знать об истоках рока, его роли в жизни молодёжи;
  • уметь отличать стили рок-музыки от других стилей;
  • знать музыкальные инструменты, используемые в рок-музыке;
  • знать «пионеров» и современных исполнителей рока.

4. Мюзикл (2 часа).

Истоки возникновения жанра, классические предшественники (опера, балет, оперетта). Водевиль, шоу, мюзик-холл, ревю (музыкально-выразительные средства, особенности, элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Первые образцы западной рок-оперы («Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рок-оперы в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).

Термины: опера, балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзик-холл, рок-опера.

Материал для слушания:

  • И.Штраус. «Летучая мышь».
  • Л. Бернстайн. «Вестсайдская история».
  • П.Херманн. «Хэлло, Долли».
  • Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
  • А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
  • К.Меладзе. «Золушка».
  • Г.Гладков. «Бременские музыканты».
  • Р.Кочанте. «Нотр дам де Пари».

Требования к ЗУН:

  • знать историю зарождения жанра;
  • знать разновидности жанра, их отличительные особенности;
  • знать первых и современных зарубежных и отечественных авторов данного жанра;

5. Киномузыка (2 часа).

Значение музыки в кино как средства раскрытия художественного образа. Специфика музыки в кино и в мультипликации. Песня в кинофрагменте – средство для характеристики героев. Музыка в «кадре» и за «кадром». Представители киномузыки (Н. Рота, Э. Марриконе, Р. Роджерс, А. Рыбников, Ген.Гладков, И. Дунаевский, А.Петров, М.Таривердиев и др.)

Материал для слушания: музыкальные фрагменты к кинофильмам «Титаник», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Гардемарины, вперёд!», «Берегись автомобиля», «Крёстный отец», «Семнадцать мгновений весны» и др.

Требования к ЗУН:

  • знать о роли музыки в кино и мультипликации;
  • знать о специфике жанра;
  • знать имена современных композиторов, работающих в данном жанре.

6. Поп-музыка (2 часа).

Понятие о поп-музыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения. Актуальность поп-музыки в современных условиях, её положительные и отрицательные черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении поп-культуры. Стили и направления поп-музыки, музыкальный язык и особенности. Представители зарубежной и отечественной поп-музыки. Фестивали, конкурсы, шоу-проекты («Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.)

Термины: поп-музыка, поп-культура, шоу-бизнес, шоу-проект, продюсер, бренд, ротация, имидж.

Материал для слушания выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся, используются видеозаписи шоу-программ.

Требования к ЗУН:

  • иметь понятие о поп-музыке;
  • знать стили и особенности, отличительные черты поп-музыки;
  • уметь отличать лучшие образцы поп-культуры от низкосортных, примитивных песен.

7. Авторская (бардовская) песня. Гитара (3 часа).

История зарождения жанра в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность. Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни. Акустическая гитара и её роль в формировании доверительного характера жанра, приёмы игры на гитаре. Элементарное музицирование . Аккорды. Работа над песнями.

Термины: авторская песня, барды, тема, образ, мотив, аккорд, гитара, аппликатура, баррэ.

Материал для слушания:

  • Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня».
  • Ю.Визбор. «Милая моя».
  • О.Митяев. «Как здорово…».
  • В.Высоцкий. «Кони привередливые».
  • А.Дольский. «Баллада о звезде».
  • А. Розенбаум.»Вальс-бостон» и др.

Требования к ЗУН:

  • уметь отличать бардовскую песню от других стилей современной музыки;
  • знать особенности бардовской песни;
  • знать представителей жанра;
  • иметь элементарный навык музицирования на гитаре (простейшие аккорды, приёмы игры на инструменте, уметь передавать в исполнении бардовских песен их смысл и доверительный характер).

8. Электронная музыка. Синтезатор (3 часа).

Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании эстетики мега-концертов, шоу-программ. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоу-программ. Студия звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и др.)

Синтезатор как представитель современных электронных инструментов. Знакомство с техническими параметрами и возможностями инструмента. Элементарное освоение синтезатора (гаммы, мелодическая линия, аккорды), элементарное музицирование.

Термины: электронная музыка, терменвокс, шоу-программа, лазер, синтезатор, аккомпанемент, аккорд.

Материал для слушания: инструментальные композиции Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьева, группа «Спейс» и др.

Требования к ЗУН:

  • иметь представление об электронной музыке;
  • иметь общее представление о синтезаторе;
  • иметь навык элементарного музицирования (игра гамм, мелодий, простейших последовательностей).

9. Профи-дайджест (1 час).

Занятие носит информационный характер, цель которого – расширение музыкально-информационного поля, кругозора, профессиональная ориентация в области музыкального образования. Знакомство с музыкально-просветительскими учреждениями, мировыми музыкальными центрами, музыкальными учебными заведениями ( специфика музыкальных профессий, условия приёма, требования при поступлении, реклама музыкальных учебных заведений).

10. Зачётное занятие (2 часа).

Формы зачётных работ (по выбору):

  • представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);
  • рецензия на песенный репертуар рок (поп)-группы или исполнителя;
  • статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;
  • проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);
  • разработать и провести ток-шоу на тему «Современная музыка: «за» и «против» (определить цель, круг вопросов, приглашённых участников шоу);
  • подготовка доклада или реферата по пройденным темам;
  • разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект);
  • концертное выступление (сольное исполнение песни по выбранному жанру) на школьном вечере, в шоу-программе, на фестивале, конкурсе (в зависимости от уровня исполнения);
  • разработать и провести «Вечер бардовской песни» (с собственным исполнением бардовской песни);
  • провести собственное исследование по изучению творчества представителей современной музыки (рок-группы, исполнителей, поп-группы, джаза, авторской песни …).

Во время итогового контроля проводится анкетирование с целью выявления динамики интереса к элективному курсу, его целесообразности.

Литература для учащихся:

  1. Кастальский С. Рок-энциклопедия.- М., Ровесник, 1997.
  2. Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.
  3. Рок-музыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М., Книга, 1990.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.
  5. Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», - Минск., Парус, 1993.
  6. БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.
  7. Васина-Гроссман В., Первая книга о музыке. 1999.
  8. Энциклопедия советского джаза, - М., 1985.
  9. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.

Литература для учителя:

  1. Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.
  2. Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная культура», С-П., 1990.
  3. Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».
  4. Компакт-диски, видео-, аудиокассеты, видеофильмы.