Справка о деятельности администрации школы по созданию условий для повышения качества образования через расширение сферы использования информационных технологий

Разделы: Администрирование школы


Деятельность администрации школы и педагогического коллектива по вопросу развития информационной среды строится на основе следующей законодательной и нормативно – правовой базы:

- Закон Российской Федерации “Об образовании”;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приказ Минобразования России от11.02.2002 года;

- Федеральная целевая программа “Развитие информатизации в России на период до 2010 года”;

- Федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002-2010годы).

Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65.

- Письмо Минобразования России от 13.08.2002 №01-51-088ин “Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях”;

- Программа развития МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов” на период с 2008 по 2011 год;

- Учебный план МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов” на 2008-2009 учебный год.

Одним из приоритетным направлений развития российского образования, отражённых в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 является необходимость существенных изменений в системе образования: “ Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия…..” (пункт 1.1.)

В связи с этим, в плане работы школы в течение последних лет одна из задач отражает именно это направление.

2004 – 2005. Развитие использования компьютерной техники в образовательном процессе.

2005 – 2006. Содействие внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий (в том числе компьютерных), обеспечивающих достижение обязательного углублённого уровней обучения, воспитания и развития личности обучающихся

2006 – 2007. Повысить качество образования через совершенствование информатизации образовательного процесса

2007 – 2008. Повысить доступность качественного образования через использование информационно – коммуникационных технологий

2008 – 2009. Предоставить всем участникам образовательного процесса возможность обучения современным информационным технологиям как необходимому минимуму для участия в информационном обмене в современном обществе.

Это направление является ключевым и отражено как в программе развития школы на период с 2008 по 2011 год, так и в предшествующей ей.

Мероприятия по реализации данного направления Программы Развития, находят отражение в плане работы школы на 2008 – 2009 учебный год.

Действия (мероприятия) в П.Р.

Вопросы, подлежащие контролю

Сроки подведения итогов

Где подводятся итоги

Организация проблемных групп по использованию и внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий:

в проектной деятельности

в урочной деятельности

Планирование работы творческих групп

Сентябрь 2008

Совещание при зам.директоре

Организовать работу школьного кружка по созданию и обновлению тематических страничек школьного сайта.

1. Итоги работы проектной группы педагогов по проблеме “Создание предметных Web-страниц на сайте школы”

2. Организация и проведение учебной практики “Создание школьного сайта”

март

апрель

Методическая неделя

Совещание при директоре

Создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая контрольно-измерительные материалы по предметам, методические пособия и другие виды учебной информации.

Смотр учебных кабинетов

(один из критериев: наличие электронного банка КИМов, методических пособий, слайд – презентаций и др. по предмету)

март

Совещание при директоре

Проведение круглых столов учителей-предметников по обмену опытом внедрения ЦОР в учебный процесс

Отчёт по темам самообразования

Март

Методическая неделя

Ознакомление учителей-предметников с медиатекой школы

О развитии школьной медиатеки

январь

Методический совет

Проведение открытых учебных занятий с применением ЦОР для учителей школы

1. Открытые уроки в городском конкурсе “Открытый урок”

2. Открытые уроки в методическую неделю в номинации “ ИКТ – Мастер-класс”

Декабрь – февраль

Март

Итоги городского конкурса “Открытый урок”

Методическая неделя

Разработка и внедрение учителями-предметниками собственных ЦОР

Внедрение учителями-предметниками собственных ЦОР в практику работы

Март

Методический совет (результаты анкетирования)

Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам

Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам

Апрель

Ярмарка продуктов курсов по выбору, элективных курсов

Участие школьников в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах с помощью Интернета

Проведение школьных предметных олимпиад, участие в Интернет-олимпиадах

Декабрь

Совещание при директоре

Актуальность вопроса информатизации воспитательно – образовательного процесса систематически подчёркивается в ходе работы педагогических советов.

Протокол №1 от 14.01.2005 “Информационные компьютерные технологии – фундамент для курсов по выбору в 9-х классах” Доклад Овчинниковой С.А – учителя технологии.

Протокол №9 от 31.08.2006 “Информационно – комммуникативная компетентность”. Выступление Ткаченко Г.А. – зам.директора по УВР

Протокол №1 от 23.01.2007 “Об использовании ИКТ в образовательном процессе” Доклад Овчинниковой С.А – учителя технологии. Выступления педагогов: Гончаровой О.Г. “Об использовании ИКТ учителями математики”, Терёхиной Ж.В. “Об использовании информационных технологий на уроках биологии”, Бобровой Л.Л. “Обзор медиатеки, используемой на уроках в начальной школе”, Ильина В.В. “Физический практикум и использование лаборатории L – микро”

Протокол №9 от 30.08.2007 “Использование ИКТ в образовательном процессе” Выступление Овчинниковой С.А. – руководителя творческой группы.

Протокол №1 от 11.01.2008 “Развитие информационной среды” Выступление Ткаченко Г.А. – зам.директора по УВР.

Протокол №8 от 28.08.2008 “Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения продуктивности урока”. Выступление Симоненко О.М. – учителя русского языка и литературы.

Для расширения сферы использования информационных технологий школа располагает достаточной материально – технической базой.

В школе функционируют два кабинета информатики и ИКТ (№19, 29). В каждом из которых оборудовано 9 рабочих мест для обучающихся, рабочее место для учителя, оснащённых компьютерами на базе процессора Pentium 4. В оборудование кабинетов также входит мультимедийный комплекс. Помимо этого с начала 2007-2008 учебного года введён в эксплуатацию метапредметный кабинет (№31), оснащённый 12 ноутбуками, которые используются как мобильные рабочие места для обучающихся и педагогов, мультимедийным проектором, интерактивной доской, МФУ.

Кроме того, компьютерной техникой оснащены 4 кабинета начальных классов (№2, №4, №6, №7), кабинет искусства (№12), все кабинеты русского языка и литературы (№13, №15, №18, №30, №34), два кабинета математики (№14, №36), кабинет географии (№16), кабинет истории (№17), кабинет технологии (№20), кабинет физики (№21), кабинет химии (№22), кабинет биологии (№33), 2 кабинета иностранного языка (№28, №32), кабинет ОБЖ (№37), кабинет психологии, методический кабинет, школьная библиотека. Причём кабинет №4 располагает полным мультимедийным комплексом (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Школьная библиотека располагает достаточными медиаресурсами. Она включает 104 диска по различным предметам. Это и электронные учебники, и контрольно – измерительные материалы по предметам, материалы для подготовки к ЕГЭ, электронные справочники и словари. В марте 2008 года в школу поставлен лицензионный стандартный базовый пакет программного обеспечения – 56 дисков.

Учителя начальных классов самостоятельно собрали медиатеку, предназначенную для проведения уроков именно в начальных классах (кабинет №6). Богатой медиатекой располагает кабинет биологии, кабинет искусства, кабинет русского языка и литературы (№34).

Формирование информационно – коммуникативной компетентности обучающихся происходит в первую очередь через преподавание информатики и ИКТ как отдельного учебного предмета. На ступени начального общего образования как составляющая предмета “Технология” в 3-х классах, как отдельный предмет “Информатика” в 4-х классах. На ступени основного общего образования в качестве предмета “Информатика и ИКТ” в 8–9-х классах. На ступени среднего полного общего образования предмет “Информатика и ИКТ” на базовом уровне – в 10а, в, 11а, в, г классах, “Информатика и ИКТ на профильном уровне – в 10б, 11б классах, на профильном уровне изучение предмета “Технология” в 11г классе по профильным направлениям “Секретарское дело” и “Информационные технологии”.

Во-вторых, через вариативную часть учебного плана. В рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов введены курсы по выбору:

“Основы языка гипертекстовой разметки документов”, “Мы делаем визитки”, “Искусство презентации”.

Для 10-11-х классов: через проведение социальных учебных практик “Создание школьного сайта”, “Создание электронных учебных материалов”, а также через учебно – исследовательскую деятельность по различным предметам. Нужно отметить, что изучение любого из 24 курсов по выбору, занесённых в учебный план 2007–2008 учебного года заканчивалось изготовлением итогового продукта и его компьютерной презентацией, которые были представлены на ярмарке курсов по выбору и элективных курсов для учащихся 8-9-х классов в апреле 2008 года.

В-третьих, через интегрированное освоение информационных технологий и информационной культуры в различных учебных предметах.

Вопрос использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности находит отражение в плане – графика ВШК школы.

2007-2008 учебный год

- “Организация и проведение проектов в профильных классах” - октябрь, февраль; выход - совещание при директоре, протокол №19 от 12.05.2008

- “Организация и проведение учебных практик” - ноябрь; выход – совещание при директоре, протокол №18 от 21.04.2008

- “Преподавание элективных курсов” январь – февраль; выход - совещание при директоре, протокол №13 от 25.02.2008

- “Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе” - март; выход – совещание при директоре, протокол № 15 от 17.03.2008

2008 – 2009 учебный год

- “Организация и проведение учебно – исследовательской деятельности обучающихся 10-11-х классах” - октябрь;

- “Планирование работы творческих групп” - сентябрь; выход – совещание при заместителе директора, протокол №2 от 25.09.2008

- “Итоги работы проектной группы педагогов по проблеме “Создание предметных Web – страниц на сайте школы” - апрель 2009г; выход – методическая неделя

- “Итоги работы проектной группы педагогов по проблеме “Информационно – коммуникационные технологии в проектной деятельности педагогов и обучающихся” - апрель 2009г; выход – методическая неделя.

- “Итоги работы творческой мастерской по подготовке информационных материалов о профилях, реализуемых в школе” - апрель 2009 г; выход – методическая неделя.

В школе организована системная методическая поддержка в области применения ИКТ в воспитательно – образовательном процессе.

Практически все учителя имеют навыки работы на персональном компьютере.

7 педагогов (11,7%) – имеют базовое образование по ИКТ.

36 педагогов (60%) прошли краткосрочное обучение (72 ч) по программе “Пользователь персонального компьютера”.

2 педагога являются тьюторами по использованию ПК (Овчинникова С.А., Шамова В.В)

Повышение квалификации по проблеме “Методическое мастерство учителя информатики в условиях модернизации образования”, “Информационные технологии в деятельности преподавателя” - учитель информатики Войтикова Н.В.

“Профильное обучение: теория и практика преподавания информатики” - учитель информатики Ковчига Е.П.

“Информационные технологии в образовании” - учитель технологии Овчинникова С.А.

18 педагогов (30%) - прошли обучение по программе повышения квалификации “Информационные технологии в практике работы учителя” в рамках проекта “Партнерство и образование”.

Администрация школы создаёт условия для повышения квалификации учителей по проблеме внедрения ИКТ в образовательный процесс. Были созданы группы, работающие по тематикам:

2006-2007 учебный год

- Проблемная группа “Использование ИКТ в образовательном процессе” (руководители группы Овчинникова С.А., Войтикова Н.В.)

2007-2008 учебный год

- Творческая группа “Использование интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе” (руководители Овчинникова С.А, Боброва Л.Л.)

- Творческая группа “Использование Интернет в воспитательно-образовательном процессе” (руководитель Войтикова Н. В.)

2008 - 2009 учебный год

- Проектная группа “ИКТ в проектной деятельности обучающихся и педагогов” (руководитель Овчинникова С.А.)

- Проектная группа - “Создание предметных Web – страниц на сайте школы” (руководитель Войтикова Н.В.)

- Творческая мастерская “Подготовка информационных материалов о профилях, реализуемых в школе” (руководитель Профатилова Н.П.)

В течение 2006 – 2007 учебного года учитель начальных классов Боброва Л.Л. руководила городской проблемной группой по использованию ИКТ в начальной школе. Опыт работы по данной проблеме педагоги нашей школы представляли на городском семинаре – практикуме по теме “Использование информационных технологий в начальной школе” в мае 2007 года. Амбикова О.В. подробно раскрыла основное содержание и практическое решение данной проблемы с акцентом на её перспективы. Боброва Л.Л. с творческим подходом провела презентацию имеющейся в школе медиатеки и предложила варианты её использования в преподавании. Открытые уроки с использованием современных информационных технологий провели Никиткина А.П.(окружающий мир), Кузнецова Д.Ф., Родионова Т.Г. (русский язык), Басалаева Е.М. (литературное чтение). Участникам семинара с помощью Войтиковой Н.В.была предоставлена возможность использовать сеть Интернет.

Опытом своей работы по использованию ИКТ на уроках педагоги делились, и участвуя в городском смотре-конкурсе “Открытый урок 2007”. Победителями заочного тура в номинации “Урок в начальной школе с использованием ИКТ” стали: Родионова Т. Г., Родина Т. Б., Басалаева Е. М., Моисеева М. Л. В очном туре 1 место в указанной номинации заняла Родионова Т. Г., 2 место – Родина Т. Б.

Отмечены успехи учителей школы русского языка и литературы (Симоненко О.М., Дубровская И.П) в городском конкурсе “Открытый урок – 2007-2008” за профессионализм и овладение техникой работы с интерактивной доской, а также в семинаре-практикуме “Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы”.

В текущем учебном году в городском смотре – конкурсе “Открытый урок 2008” в номинации “Уроки с использованием ИКТ” участвуют три педагога начальных классов Родионова Т.Г., Родина Т.Б., Костина Т.Г., четыре учителя русского языка и литературы – Симоненко О.М., Дубровская И.П., Мартыненко Т.В., Железнова М.В. Шесть педагогов стали победителями заочного этапа и будут давать открытые уроки в декабре – феврале.

В 2008 -2009 учебном году учитель русского языка и литературы Симоненко О.М. является руководителем городской проблемной группы “Использование интерактивной доски на уроке”

В 2007 году школа приняла участие в областном конкурсе “Школа и выбор профессии” номинация “Лучший кабинет предпрофильной подготовки и профильной ориентации”. Творческой группой был представлен проект метапредметного кабинета. Представленная работа была признана лучшей в области.

На проходившей в марте 2007 года в КРИПКиПРО выставке “Состояние и перспективы профильного обучения старшеклассников” были представлены 6 экспонатов педагогов нашей школы, среди которых:

- информационный материал “Кабинет предпрофильной подготовки и профильной ориентации” (авторы: Овчинникова С.А., Войтикова Н.В., Ковчига Е.П., Гончарова О.Г., Бабенко А.А., Колпакова О.В., Блинова И.А., Ткаченко Г.А., Симоненко О.М., Быданова М.В., Скрабневский С.М.);

- методические рекомендации “Разработка творческих проектов учащихся профиля “Секретарское дело”” (автор Овчинникова С.А);

- методические рекомендации “Выполнение практической части раздела “Компьютерная графика” в профильном курсе Информатика и ИКТ (автор Войтикова Н.В.);

- методические рекомендации “Преподавание раздела “Коммуникационные технологии” в профильном курсе Информатика и ИКТ (автор Ковчига Е.П.).

Все экспонаты признаны постоянно действующими, оставлены в КРИПКиПРО и были рекомендованы на 9 специализированную выставку Образование. Карьера. Занятость (образование и деятельность по сохранению здоровья обучающихся) г.Новокузнецка (апрель 2007г.) проходившую в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование” в Кемеровской области.

Опыт работы нашей школы по проблеме повышения квалификации педагогов в области использования ИКТ представлен 17-18 декабря на Всероссийской научно – практической конференции “Профильное и профессиональное самоопределение школьников: теория и практика” руководителем школьной проектной группы Овчинниковой С.А.

В 2008 – 2009 учебном году учитель технологии Овчинникова С.А., учитель начальных классов Скоринова О.А. участвуют в областном конкурсе “ИТ педагог Кузбасса XXI века”. 26 декабря Скоринова О.А. давала мастер-класс в числе 16 лучших из 107 участников конкурса. Школа награждена за самое активное участие учителей в курсах “Партнёрство в образовании” 2007-2008 учебном году.

Школьная межпредметная творческая группа педагогов “Использование ИКТ в образовательном процессе” будет заявлена на участие в городском конкурсе “Лучшее педагогическое объединение – 2009”.

Систематическое использование Интернет – ресурсов обучающимися и педагогами школы возможно на базе кабинетов №19, №31, а также школьной библиотеки. Время, тематика выходов в Интернет фиксируются в журналах регистрации.

Школьная библиотека оснащена 3 компьютерами, принтером, сканером, подключена к Интернет-ресурсам, что многократно расширяет возможности пользователя. Во-первых, Интернет позволяет быстро находить ответы на вопросы, а во-вторых, расширяются возможности в общении и обмене информацией. Читатели библиотеки пользуются каталогом “Образовательные ресурсы сети Интернет” и аннотированными ссылками на информационные ресурсы (Народное образование.- 2005.- №7). Это оказывает помощь в поисках дополнительного материала к уроку, при написании реферата, при использовании дистанционных форм обучения, при получении сведений о российских вузах, при знакомстве с различного рода информацией по ЕГЭ и т.д.

Для желающих создать собственный почтовый ящик в библиотеке имеются подробные рекомендации (Директор школы.- 2008.- №9).

К услугам читателей “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” (БЭКМ). Эта электронная энциклопедия включает 83 000 энциклопедических статей, пять словарей, 20 700 иллюстраций и более 30 больших приложений.

В школьной библиотеке используется автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) “МАРК-SQL”, которая позволит обеспечить комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда.

В настоящее время ведется работа по созданию электронного каталога. С помощью электронного каталога обеспечивается быстрый и удобный поиск необходимой информации (по автору, заглавию, ключевому слову).

На данном этапе занесено 1300 наименований.

15.12.2008 г.