Устный журнал "Права человека". 5–9-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • Показать и рассказать учащимся о правах человека, которые закреплены в Декларации прав человека., Конвенции о правах ребенка, Конституции Р.Ф.
  • Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения Способствовать формированию гражданской позиции личности.

Оформление:

  • Всеобщая декларация прав человека,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Конституция РФ,
  • символы России - герб, гимн, флаг,
  • карта современной России,
  • презентация "Конституция РФ".

Ведущий: Ф.М. Достоевский писал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке ребенка".

1 ведущий. Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что хорошо? Что плохо? Почему так можно делать, а так нельзя?

И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров, в битвах, в войнах:. В конце концов люди решили, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, на основе которой строятся все Конституции.

А Конституция - это самый важный закон любой страны.

1 страница: "Всеобщая декларация прав человека".

2 ведущий. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея Объединенных наций приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый член общества, постоянно имел в виду настоящую декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания.

Это первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах человека и основных свободах. Документ опирается на авторитетное мнение ООН (Организация объединенных наций) в целом, и миллионам людей - мужчинам, женщинам и детям во всем мире - он будет служить источником помощи, руководства.

2 страница: " Конвенция о правах ребёнка"

1 ведущий. Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 году ООН принимает декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

В 1979 году комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжалась 10 лет. 20. 11. 1989 года конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН.

В 1990 году была ратифицирована Россией и вступила в силу 1. 10. 1990 года.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

2 ведущий. Конвенция включает в себя группы:

  • основные права - на жизнь, на имя;
  • обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
  • свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
  • здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
  • образование детей и их культурное развитие;
  • защита ребенка от экономической и другой эксплуатации.

Основной смысл Конвенции о правах ребенка можно выразить так:

  • "Надо проявлять как можно больше уважения к ребенку, его правам,
  • заботы о нем, любви к нему!"

3 страница. "Конституция - основной закон страны"

1 ведущий. Основным законодательным документом страны является Конституция. В нашем государстве было принято 5 конституций.

  • 1918 г. - принята конституция Р.Ф.
  • 1924 г. - принята конституция СССР.
  • 1936 г. - Сталинская конституция.
  • 1977 г. - Брежневская конституция.
  • 1993 г. - Конституция России (12 декабря).

Конституция РФ содержит:

  • Гл.1. Основы конституционного строя.
  • Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина.
  • Гл. 3. Федеративное устройство.
  • Гл. 4. Президент Р.Ф.
  • Гл. 5. Федеральное собрание.
  • Гл. 6. Правительство Р.Ф.
  • Гл. 7. Судебная власть.
  • Гл. 8. Местное самоуправление.
  • Гл. 9. Конституционные поправки.

2 ведущий. Конституция Р.Ф. провозглашает;

  • Все равны перед законом и судом.
  • Каждый имеет право на жизнь.
  • Достоинство личности охраняется государством.
  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  • Жилище неприкосновенно.
  • Право на свободу передвижения.
  • Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, мысли и слова.
  • Право избирать и быть избранным.
  • Право иметь частную собственность.
  • Право на труд. 11. Право на охрану здоровья.
  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на образование.
  • Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями.
  • Просмотр презентации "Конституция Российской Федерации".

4 страница. "Символика"

1 ведущий. "Россия, сильное и могучее государство с богатой историей и собственной символикой".

1. Государственный герб Р.Ф. - отличительный знак, официальная эмблема государства. Государственный герб Р.Ф. представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите - серебряный всадник, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Герб изображается на официальных документах России.

2. Государственный флаг Р.Ф. - трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику. Флаг вывешивается на государственных учреждениях.

3. Государственный гимн Р.Ф. - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн Российской федерации написали два человека:

Сергей Михалков - слова и А.Александров - музыку.

2 ведущий. "В ваших руках - будущее России! Вам определять, каким оно будет!". Разрешите прочесть стихотворение о русском человеке.

Я - русский человек.

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я - русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Обсуждение ситуаций.

Ситуация 1 - В лютый мороз ребенка не пустили в школу из - за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, переходите в другую школу.

Вопрос: Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2 - Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: "А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться".

Вопрос: Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?

Ситуация 3 - Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувства долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос: Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Ситуация 4 - Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на "Побрякушки", которые хочет их дочь.

Вопрос: Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.

Ситуация 5 - Петя подошел к стене и черной краской старательно нарисовал православный крест. Проходившая мимо верующая женщина сделала Пете замечание и обещала заявить на него в милицию. Во-первых, Петя удивился: верующая, а против креста. Во-вторых, решил грамотно возразить: мол, во Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их". И даже назвал статью Декларации - 19-ю.

Вопрос: Как Вы думаете, против чего выступила верующая женщина? Прав ли Петя, ссылаясь на Декларацию в данном случае?

Источники информации: Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.