Карта проблем как средство управления развитием школы

Разделы: Администрирование школы


В процессе развития школы коллектив трудится над решением множества серьезных задач и проблем, требующих длительной и кропотливой работы, исследования, коллективного взаимодействия. В ходе разработки для каждой проблемы определяется содержание, намечается план мероприятий, ее решением занимается весь коллектив или отдельные кафедры, творческие группы педагогов. Проблемы решаются, достигаются определенные результаты, в полной мере или частично соответствующие задуманному.

Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той или иной проблемы? Когда можно сказать: «Все, эта проблема решена!»? Как определить момент кардинального обновления подходов в работе над проблемой?

Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на основе объективного анализа может помочь карта проблем.

Что такое карта проблем?

Карта проблем - это бланк определенной формы, куда вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа. Форма карты представляет собой систему ячеек, их количество зависит от числа проблем, которые планируется подвергнуть анализу. Проблемы могут быть сформулированы по следующим аспектам:

  • управление школой;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • научно-методическая работа, опытно-экспериментальная работа;
  • учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
  • взаимодействие школы с социумом;
  • и др.

Проблемы оформляются в виде предложения, состоящего из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть описывает фактическое состояние объекта, направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и др., а вторая - фиксирует существующее противоречие, проблему, негативное состояние и т.п. В каждой из проблем намерено усилено, обострено противостояние двух её составляющих. Это дает возможность возбудить интерес педагогов к деятельности, усилить их восприятие и чувства, мотивировать педагогов на работу с картой проблем.

Для подготовки карты создается творческая группа, в которую могут входить члены администрации, заведующие кафедрами, ведущие педагоги школы, любой член педагогического коллектива. Работа творческой группы организуется в режиме «мозгового штурма». «Мозговой штурм» позволяет генерировать множество идей в течение относительно короткого времени. В результате мы получаем значительное число идей, предложений, которые затем и отрабатываются: обсуждаются, уточняются формулировки, усиливается тональность.

Какие проблемы вносить в карту? Конечно же те, которые необходимо анализировать всем коллективом, по которым необходимо создать общее представление, достичь понимания, одобрения. Анализ именно таких проблем может и должен вывести коллектив на стратегическое планирование, принятие коллективных решений, подвести к новым идеям развития.

Организовать работу с картой проблем можно на педагогическом совете в конце учебного года или на педагогическом совете, подводящем промежуточные или итоговые результаты реализации Программы развития школы.

Для работы с картой проблем коллектив делится на группы, количество которых зависит от того, какие задачи ставятся администрацией. Карты группам выдаются одинаковые, а задания к ним формулируются различные.

Участникам группы необходимо в соответствии с заданием рассмотреть все проблемы, определить наиболее актуальные (их число может быть различным, от 2 до 5), а затем подготовить аргументацию своего выбора. Результаты работы группы отмечают непосредственно в карте, например, нужную ячейку заштриховывают или отмечают галочкой. Аргументы и обоснования приводят устно, могут дополнительно зафиксировать их на обратной стороне карты. Возможно, что в ходе обсуждения в группе карта может быть дополнена новой проблемой.

По истечении отведенного времени каждая группа представляет результаты своей работы. Члены других групп после выступления коллег могут задавать уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, дополнять и т.п.

В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой из задач. Поскольку выявленные проблемы могут относиться к разным областям деятельности, то проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить, сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает различные оценки групп. Это как раз и указывает на то, что необходимо более пристальное её рассмотрение и изучение.

Результаты анализа проблем используются:

  • администрацией для стратегического планирования, разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по разработке или исследованию проблемы, чье решение было актуализировано в ходе коллективного обсуждения, организации эксперимента;
  • заведующими кафедрами для планирования работы;
  • учителями для выбора темы самообразования и др.

Пример.

Предлагаемая карта проблем (прилож. 1) была использована на этапе промежуточного анализа результатов реализации Программы развития лицея.

Группы получили для работы карту, в которую включены 30 проблем. Группам предлагались следующие задания:

  • 1 группа - выберите проблемы, которые успешно решены в лицее.
  • 2 группа - выберите проблемы, которые в настоящее время не могут быть решены в лицее.
  • 3 группа - выберите проблемы, актуальные для коллектива в настоящее время.
  • 4 группа - выберите проблемы, которые не актуальны для коллектива лицея.
  • 5 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив подготовлен.
  • 6 группа - выберите проблемы, к решению которых коллектив не подготовлен.
  • 7 группа - выберите проблемы, решение которых вне компетенций коллектива лицея.