Разработка урока для 10-го класса по теме "Типы экономических систем. Смешанная экономика"

Разделы: Экономика


Цель:

  • осуществить первичный контроль и коррекцию знаний по теме “Экономические системы – плановая и рыночная экономика”;
  • познакомить учащихся с основными характеристиками смешанной экономической системы;
  • завершить изучение темы “Типы экономических систем”;
  • способствовать формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Обязательным условием урока является:

  1. Урок второй в рамках темы “Экономические системы”.
  2. Оборудование – ПК, мультимедийный проектор;
  3. Авторская презентация учителя, которая способствует активизации внимания учащихся, создание проблемной ситуации на уроке, позволяет сделать этапы урока более логичными, помогает учащимся в подведении итогов урока;
  4. Документы для исследования:
    А) текст для проверки домашнего задания
    Б) текст №1 “Китайское руководство пошло в …”
    В) текст №2 “В современных условиях наиболее …”
    Г) текст №3 “Государство и смешанная экономика”.
  5. Опорные конспекты учащихся.

Основная направленность урока.

Деятельностной подход. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, решение заданиям типа “С”. Анализ ошибок допущенных на экзамене, позволяет определить, что больше всего учащиеся затрудняются в работе с заданиями именно этого типа, в частности испытывают затруднения при работе с источниками социальной информации. Для организации подобной работы необходимо заранее познакомить учащихся с правилами работы с текстом и, предоставить им своеобразные “Памятки” – инструктаж для работы с текстом.

Основные методы.

Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.

Основные виды мыслительной деятельности на уроке:

Используется подход Б.Блума (Таксономия) “Навыки мышления высокого уровня”.

Знание – дать определение, назвать, выбрать.

Понимание – объяснить, интерпретировать, сравнить.

Использование классифицировать, использовать на практике, оперировать.

Анализ проанализировать, сравнить, выявить различия.

Формы организации: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Использование ЦОРов:

Необходимость использования ЦОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:

  • об основных типах экономических систем;
  • об основных характеристиках этих систем;
  • об основных экономических понятиях;

Дальнейшее развитие:

  • навыков исследовательской деятельности;
  • умения планировать свою деятельность;
  • навыков самостоятельной работы с историческими источниками;
  • умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
  • навыков сравнительного анализа;
  • самостоятельности в формулировки выводы.

Воспитание:

  • волевых качеств личности;
  • усердия и усидчивости;
  • способности к самоорганизации;
  • целеустремленности.

Оборудование урока:

Информационный блок урок:

Смешанная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, хотя на часть экономических ресурсов имеется ограниченная государственная собственность. Распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при участии государства.

Основные признаки смешанной экономики.

  1. Форма собственности: частная собственность ® государственная;
  2. Способ координации (управления): через рынки и при помощи государства.

Дополнительные характеристики (признаки) смешанной экономической системы: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства. А через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длинный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоев населения, а четко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.

Сфера влияния рынка:

  • частная собственность;
  • рынки ресурсов и товаров;
  • частная хозяйственная инициатива.

Сфера действия государства:

  • перераспределение доходов и ресурсов;
  • создание общественных благ;
  • ослабление внешних эффектов.