Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Разделы: Математика, Биология, ОБЖ, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель:

  • сформировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения;
  • сформировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни;
  • с помощью математического метода исследовать проблему наркомании в г. Орехово-Зуево и построить графическую модель жизни наркомана;
  • формирование у подростков позитивного будущего.

Ход мероприятия

Вступление.

(Презентация). Приложение 1

Социальный педагог: В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальному, экономическому благополучию, быстрым ростом распространенности потребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как и среди взрослых, так и, прежде всего, среди подростков.

“Болезнь легче предупредить, чем лечить” – это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о подростковой наркомании.

Учитель математики: Обратите внимание на диаграмму наркозаболеваемости среди подростков по г.Орехово-Зуево с 2000 года по 2006 год. Расскажите, что вы можете узнать по этой диаграмме.

Социальный педагог: На 2007-2008 год данные о наркозаболеваемости подростков Центром наркологической помощи детям и подросткам не обработаны, но возможна тенденция к росту наркозависимых в нашем городе.

Один из тезисов педагогической наркологии гласит: “Шаг в пропасть… Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого полета, но в конце полета всегда будет падение”.

Что же такое наркомания?

  1. “НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению”.
  2. “Надо знать об этом страшном явлении – наркомании, только тогда мы справимся с этой бедой нашего времени”.

Как правило, основные причины приобщения к наркотикам носят социальный характер. Чаще всего подросток подчиняется давлению среды, пробуя наркотик не ради получения эйфорического состояния, о котором он еще имеет самое приблизительное представление, а ради интереса, чтобы стать “своим” в компании, не “быть белой вороной”, “снять напряжение при общении с малознакомыми людьми”. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для подростка является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней.

Известно, что наркотики – выгодный товар.

Торговец наркотиками старается расширить сеть потребителей “дури” и прибегает к разным способам обмана. Во-первых, распространяет информацию о приятности действия и “модности” потребления; во-вторых, о безвредности и даже пользе действия наркотиков; в-третьих, он убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости, “Попробуй хотя бы раз, – говорит он, – ведь от одного раза ничего не будет”. И предлагает наркотик бесплатно. Бесплатно их дают только тем, кому пока не хочется. Для чего? – Для того, чтобы захотелось. Это первая и главная цель торговца.

А когда они убедятся, что попались на наркотический крючок, то достигается вторая цель – деньги.

Почему важны это две одинаково важные для торговца цели? Потому что он не только зарабатывает деньги на пристрастии человека к наркотику, но и обретает над ним власть.

Поскольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходиться их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на преступления и готов выполнить любое поручение торговца. И молодой доверчивый человек за эту “бесплатную” приманку расплачивается сначала свободой, здоровьем, семьей, а в итоге и жизнью.

Первая проба наркотика имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что на первом этапе формирования зависимости от наркотиков в сознании подростка снимается защитный психологический барьер, до определенного времени запрещавший одурманивание.

На втором этапе формирования зависимости социальные мотивы постепенно стремлением почувствовать эйфорический эффект от наркотиков.

При использовании одурманивающих веществ возникает ощущение “полета в облаках”, так как наркотические вещества ослабевают сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме мы эти сигналы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение “земного притяжения”. При использовании одурманивающих веществ “земное притяжение” на время отступает, возникает ощущение “полета в облаках”. Подросток может знать об опасности наркотиков на словах, но сопротивляться соблазну ему становится сложнее.

На этом этапе формирования зависимости подросток перестает верить взрослым, говорящим об опасности наркотиков. Ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия. Происходит постепенное изменение круга общения подростка. Появляются новые знакомые – те, с кем он использует наркотик и те, кто помогает достать препарат.

В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах. Он начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.

В момент отсутствия одурманивающего вещества, подросток начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности. Так формируется третий этап – психологическая зависимость от наркотиков закрепляется. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний, – изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Он может еще признавать вред наркотиков, однако выдвигает целый ряд доводов “за” одурманивание. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.

Так формируется четвертый этап уже физической зависимости от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом – возникновением симптомов “ломки”, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества.

II. Выступление учителя ОБЖ

Работа по слайдам презентации.

Сравните мозг здорового человека и мозг наркомана.

(Ответы учащихся).

ПОМНИТЕ! У людей, принимающих наркотики, рождаются дети-уроды или нежизнеспособные дети.

Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.

Расскажите, какие изменения внешности произошли у женщины на фотографии, после 3 лет и 5 месяцев приема наркотиков.

(Ответы учащихся).

В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к духовной деградации и полному физическому истощению организма. Наркоман – раб наркотика; ради него он пойдёт на любую низость и преступление, что рано или поздно приведёт его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать "зависимым".

Ш. Выступление социального педагога

Социальный педагог: Также на почве наркомании совершаются преступления. Вы наблюдали изменения в головном мозге. Зависимый от наркотиков деградирует как личность, так как рабская зависимость заставляет его совершать аморальные поступки.

Специалисты, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют причины употребления наркотиков:

  1. личные трудности;
  2. недостатки социально-культурной сферы;
  3. неорганизованный досуг;
  4. социальная несправедливость;
  5. неудачи в учебе;
  6. разочарование в людях.
  7. удовлетворение любопытства;
  8. получение чувства принадлежности (с целью быть принятым определенной группой);
  9. выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
  10. стремление к “экстриму”;
  11. уход от чего-то гнетущего.

IV. Практические задания для учащихся

Задания

  1. Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?
  2. Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4-5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.
  3. Твой друг принимает наркотики. Как тебе себя вести с ним:

а) бороться с его привычкой;
б) продолжить общаться с ним, какой он есть;
в) прекратить общение с ним?

  1. Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?

V. Обсуждение пословиц, построение графиков

(Учитель математики) Работа по слайдам презентации.

1. Соотнесите графики и пословицы.

(Ответы учащихся).

2. Что вы можете сказать о жизни человека, если его линия жизни представлена следующими графиками? (Слайд 41).

(Ответы учащихся).

3. Задание по группам:

Изобразите линию жизни наркомана и ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся).

VI. Итог урока

Социальный педагог: Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя ОСНОВНЫМИ моментами:

  1. “Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы”.
  2. “Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем”.
  3. “Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация”.

VI. Вопрос

Вопррос к учащимся: “Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение”?

VП. Обсуждение

Обсуждение схемы “Замкнутая цепь” (учащиеся, социальный педагог).

Итог: “Жизнь наркомана – замкнутая цепь с бесконечно повторяющимися жизненными этапами, но неизменно возвращающимися к приему наркотиков” (социальный педагог).

VШ. Обсуждение вопросов по группам

  1. Кто, по-вашему, мнению является распространителем наркотиков и с какой целью распространяют наркотики?
  2. Каковы пути борьбы с наркоманией?
  3. Какую профилактическую работу необходимо проводить для предотвращения этой проблемы?

IХ. Диаграмма “Социологический опрос учащихся школы по теме: Наркомания. Что нужно о ней знать?”

Итог: “Любимое дело, приносящее результат и успех, – лучшее средство профилактики наркомании”.

Итоговые вопросы:

  1. Что вам понравилось на уроке
  2. Что вам не понравилось на уроке?
  3. Ваши пожелания.