Урок-исследование, мастер-класс "Эти сложные обороты с союзом «как»"

Разделы: Русский язык


Мастер-класс - это форма передачи педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Участвуя в национальном проекте "Образование", в своей аналитической справке я писала: "Преподавание - это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, можно перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний - это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Поэтому преподавание в современной школе требует постоянного совершенства своего профессионального мастерства.

Я убеждена: нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. Это, прежде всего, развитие аналитических способностей и критического мышления учащихся. Поэтому, работая по предпрофильной подготовке и профильному обучению, пришла к выводу, что выпускник основной школы должен обладать способностью к созданию собственного продукта и уметь делать осознанный выбор, а выпускник старшей школы должен владеть приемами и способами проектировочной и исследовательской деятельности, иметь коммуникативные навыки и обладать интеллектуальными умениями.

Тема данного урока всегда считалась одной из самых сложных по усвоению. Учащиеся сталкиваются с проблемой, когда встречают предложения с союзом КАК: ставить или не ставить запятую перед КАК (вариантов достаточно много).

Предлагаю вариант урока-исследования, который поможет учащимся справиться с трудностями постановки запятой перед союзом КАК. (Урок сопровождается слайдовой презентацией).

Ход урока

Эпиграф:

Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством речевых оборотов, как язык русский. (В.В.Виноградов)

Цель урока: использование методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания и осмысления методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК;
  • создать условия для развития общеучебных умений - работы с предложениями, со схемой в процессе исследовательской деятельности;
  • обобщить и структуировать знания по синтаксису и пунктуации в конструкциях с союзом КАК;
  • развивать навыки анализа, сравнения; умения обосновывать, аргументировать;
  • развивать познавательный интерес учащихся в области исследования синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельной работы; работы в группах;
  • способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.

I этап. "Целеполагание".

На 1-м этапе урока творческим заданием активизирую внимание учащихся и побуждаю их к деятельности. Затем организую подводящий диалог, который позволяет вывести на осознание учебной проблемы и самим ее сформулировать: "Как подружиться с союзом КАК?" (до этого момента тему урока не объявляю). Обоснованием актуальности выбранной темы через управляемый диалог вывожу учащихся на постановку цели и конкретных задач исследования, на определение объекта (союз КАК) и предмета исследования (постановка запятых).

Урок начинаю с творческого задания "закончить выражения".

  • Пристал как:
  • Голодный как:
  • Глуп как:
  • Уперся как:
  • Поминай как:
  • Устал как:
  • Беречь как:

2. Вопросы к творческому заданию.

Как называются получившиеся выражения? (фразеологические обороты)

Если они встретятся в предложении, с какой проблемой в правописании столкнетесь? (ставить или не ставить запятую перед союзом КАК)

Используя полученные на уроках русского языка знания, как решите проблему постановки запятой в предложениях с данными фразеологическими оборотами? (запятая перед союзом КАК во фразеологических оборотах не ставится)

3. Выход на проблему урока.

Есть ли у вас проблемы с союзом КАК?

Хотите ли подружиться с союзом КАК?

Назовите необычно наше занятие, обозначив проблему урока ("Как подружиться с союзом КАК?", "Всегда ли дружит запятая с союзом КАК?", "Ох уж эти обороты с союзом КАК!").

А чтобы "подружиться" с союзом КАК, чем будем заниматься? Назовите глаголами свою деятельность на занятии. (Могут быть такие варианты:

  • наблюдать
  • сравнивать
  • анализировать
  • структуировать
  • исследовать
  • экспериментировать).

Что будет объектом нашего исследования (предложения с союзом КАК), а что предметом (постановка запятых)?

Как будем работать (в группах, коллективно, индивидуально)?

Как проверим результат деятельности (тестом)?

II этап. "Реализация".

На 2-м этапе провожу актуализацию знаний и организую работу с информацией через исследование конструкций с союзом КАК. Практическое задание на исследование совокупности смысловых и грамматических значений в одной синтаксической единице позволяет учащимся выйти на методы грамматического и смыслового анализа.

Далее организую деятельность по реализации поставленной цели - провожу эксперимент, который направлен на потребности учащихся в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему и соотнести полученные результаты с выдвинутым предположением ("если нужна запятая, то: - если не нужна запятая, то:").

Итак, тема нашего урока " Эти сложные обороты с союзом КАК?".

А в качестве эпиграфа будут слова выдающегося ученого-лингвиста В.Виноградова, которые отражают содержание нашего занятия (см. начало урока).

Начнем осваивать "дружбу" с союзом КАК, работая в группах.

1. Исследование.

Исследовать предложения (графически все обозначить) и выполнить задания (распечатанные карточки с предложениями на столах у каждого учащегося).

  • Отразить свои наблюдения в полученных схемах.
  • Сделать выводы о постановке запятых в данных конструкциях.

Предложения для исследования:

1. Спустившись с горы, он по-настоящему понял КАК труден и опасен был подъем.

2. Клен у дома был КАК золотой.

3. Мы любим отдыхать на даче КАК летом, так и зимой.

4. Пьер КАК законный сын получит все.

5. Он был вызван в суд КАК свидетель.

6. Герасим КАК лев выступал сильно и бодро.

7. На мгновение ей показалось, что это не кто иной КАК Сергей.

8. Книги старинные знал он КАК свои пять пальцев.

2. Оформление схем.

Предлагаю каждой группе представить результат исследования одного из предложений по первому вопросу: "Что присоединяет союз КАК?".

  • Какой вывод вы сделали о постановке запятых в данных конструкциях с союзом КАК?
  • Каким методом вы сейчас анализировали предложения, отвечая на вопрос: что присоединяет союз КАК? (метод грамматического анализа)

Результаты исследования предложений по первому вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися схеме:

Чтобы решить возникшую проблему - знаки препинания при оборотах с союзом КАК, продолжим исследование конструкций с союзом КАК и проанализируем выводы по 2-му вопросу: какую смысловую нагрузку несут обороты с союзом КАК?

Если присоединение союза КАК исследуем методом грамматического анализа, то каким методом исследуем смысловую нагрузку союза КАК? ( метод смыслового анализа)

Результаты исследования предложений по второму вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися следующей схеме:

Итак, исследовав конструкции с союзом КАК методом грамматического и смыслового анализа, получили пунктуационно грамотно оформленные предложения.

3. Эксперимент.

Для того чтобы применить полученные выводы, предлагаю провести эксперимент. (Работа в группах).

Исследуя предложение методом грамматического и смыслового анализа, решить проблему: нужна или не нужна запятая перед КАК в данном предложении.

Он работал КАК батрак.

Выводы групп:

  • запятая нужна, т. к. в значении сравнения ("много", "подобно батраку");
  • запятая не нужна, т. к. в значении "в качестве батрака" (в Т. п. - батраком).

4. Тест на закрепление.

Материал для подобной работы можно найти в пособии О.В.Мякшеевой "Тесты и контрольные работы по синтаксису и пунктуации русского языка. 8 - 11 класс" - Саратов. "Лицей", 2000. - 64 с.

Предлагаю один из вариантов.

Найдите соответствия:

запятая перед КАК ставится, если:

1. Вы легко можете себе представить, как я провел весь этот день и следующее утро. А. Сравнительный оборот обозначает то, чему уподобляется предмет, качество, явление и т.д., на основании общего для них признака.
2. Одна из этих женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно. Б. Придаточное предложение с союзом КАК.
3. А мы, как изволите видеть, путешествуем и в данное время находимся в Москве. В. Вводная конструкция с союзом КАК.
4. На мгновение ему показалось даже, что это не кто иной, как Валько: Г. Союз КАК входит в приложение с причинным значением.
5. Женщина плакала, как маленькая девочка, сидя у порога какого-то дома. Д. Оборот с КАК является второй частью построений типа НЕ КТО ИНОЙ, КАК; ТАК ЖЕ, КАК.

Найти соответствия:

запятая перед КАК не ставится, если:

1. Если Бог сделает это чудо - оставит нас в живых, я буду ходить за вами как собака. А. Сравнительный оборот выполняет роль именной части сказуемого.
2. Соседские дети были как ангелочки. Б. Сравнительный оборот тяготеет к сказуемому, без него предложение теряет заданный смысл.
3. Он отозвался о своем визите к Вере Павловне как о чем-то неприятном и неинтересном. В. Сравнительный оборот входит в устойчивое сочетание.
4. Она приходила сюда как натурщица и всегда очень стеснялась. Г. Сравнительный оборот входит в составной союз.
5. Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели. Д. Двойной союз КАК:, ТАК И соединяет однородные члены предложения.
6. Утром он спешил встать как можно раньше. Е. Приложение с союзом КАК имеет значение "в качестве".
7. После того как Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла при виде его громадной фигуры. Ж. Перед союзом КАК стоит частица НЕ.
8. Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь. З. КАК входит в языковые обороты типа КАК МОЖНО, КАК НЕЛЬЗЯ обычно с последующей сравнительной степенью прилагательного или наречия.

III этап. "Рефлексия".

В конце урока провожу рефлексию в отношении вовлечения учащихся в процесс достижения результатов деятельности, а также в отношении достижения поставленных целей и образовательных результатов деятельности.

  • Каков сейчас для вас союз КАК?
  • "Подружились" ли вы с ним?
  • Ваши впечатления и чувства от занятия?

Приложение к уроку: презентация.