Методическая разработка урока математики в 6-м классе с применением Internet–технологий и социальных сервисов Web 2.0 по теме "Этот удивительный мир геометрии"

Разделы: Математика, Информатика


В МОУ СОШ № 8 наряду с профильными и традиционными классами функционируют и классы специального (коррекционного) образования. В силу особенностей своего психического развития учащиеся классов С(К)О трудно усваивают математический материал, поэтому нуждаются в особо тщательной организации образовательного процесса: с ними чаще и дольше следует выполнять задания, связанные с практической деятельностью. Использование информационно-коммуникационных технологий существенно помогает детям данной категории в коррекции познавательной сферы. Наряду с традиционно используемыми на уроках презентациями, мы решили апробировать использование Internet-технологий и социальных сервисов Web 2.0, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше времени на организацию индивидуальной работы учащихся. Используемые ресурсы способствуют успешной адаптации учащихся классов С(К)О в современном информационном обществе.

Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку нашего урока.

Цели урока:

  1. Повторение основных понятий и формул по темам “Окружность”, “Круг”, “Масштаб” и закрепления их с помощью средств ИКТ;
  2. Знакомство Internet-калькулятором и социальным сервисом Wikimapia;
  3. Расширение кругозора, развитие оригинальности и гибкости мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики, привитие навыков видения красоты геометрических чертежей, обучение аккуратному и точному использованию измерительных приборов;
  4. Воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе.

Учащиеся угадывают тему урока (на слайде появляются различные фигуры и соответствующие им буквы), зашифрованы слова: мир геометрии.

Что означает слово геометрия?

Перечислите науки, которые начинаются с “гео” (география, геофизика, геология).

2. Устная работа

  • Что называют отношением двух величин?
  • Как округлить десятичную дробь до десятых? До сотых?
  • Чему равна площадь прямоугольника?
  • Что такое окружность? Радиус? Диаметр?
  • Если фигуру площадью S разделить на части с площадями S1 и S2, будет ли выполняться равенство S=S1+S2
  • Если фигуру площадью S разделить на части и из них составить другую фигуру, будет ли её площадь равна площади первоначальной фигуры?
  • Вычислите: 22; 42; 72; a • a; 3• 42; 3• 72.
  • Округлите число 3,1415926.
    • до десятитысячных;
    • до тысячных;
    • до сотых.
  • Работа по готовому чертежу.

Рисунок 1

  • Какая геометрическая фигура изображена на чертеже?
  • Назовите центр окружности.
  • Чем является отрезок АК?
  • Есть ли на чертеже еще диаметры?
  • Чем является отрезок ОВ?
  • Есть ли на чертеже еще радиусы? Рис.1
  • Как называется отрезок ML?
  • Есть ли на чертеже еще хорды?
  • Какой отрезок называется хордой?
  • Является ли хордой диаметр?
  • Можно ли измерить длину хорды, радиуса?
  • С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Какими единицами измерения будет выражен результат?
  • Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? (Возможные ответы: с помощью нитки, веревки и т.п.)

3. Основной этап.

Вспомним формулы вычисления длины окружности и площади круга:

Впервые обозначение ввел в 1706 году английский математик Джонс, общепринятым это обозначение стало в 1736 году после одной из работ Эйлера, великого математика, физика, астронома.

= 3,141592653589793238462643…(24 знака)

Три первые цифры числа = 3,14…запомнить совсем несложно. А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такие:

Нужно только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

С.Бобров. “Волшебный двурог”

4. Решение задач № 838, 839.

Валеологическая пауза – мини-исследование (развитие функций мелкой моторики).

Опытным путем выяснить, какая из фигур – прямоугольник, квадрат или круг – имеют наибольшую площадь при данном периметре. (Это – круг)

Рассказ учителя о задаче Дидоны.

5. Использование компьютера и Internet-технологий.

Учащиеся выполняют практическую часть урока в программе Microsoft Word, использую встроенные автофигуры на панели “Рисование”:

  • строят пять окружностей различного размера;
  • окрашивают окружности и заливают круги различными цветами (правый клик мыши по окружности – свойства автофигуры – цвета и линии – заливка (круг), линии (окружность);
  • измеряют диаметр (правый клик мыши по окружности – свойства автофигуры – размер – выставляют одинаковые значения в полях высота и ширина – это и есть диаметр);
  • формируют, по возможности, окружности в орнамент, рисунок и т.д. (можно использовать другие автофигуры, например, “мордашка”).

Практическая работа в Internet с использованием социальных сервисов Web 2.0 (ресурсов ВикиВики).

На школьном сайте (http://www.74206s021.edusite.ru) на странице приветствия зайти по ссылке “Вид из космоса”). Далее в приложении Wikimapia осуществляется работа с картой:

  • повторяется тема “Масштаб” (основные понятия);
  • измеряется ширина здания школы № 8, длина детского дома № 2, расстояние от дома до школы (и/или расстояние до других объектов).

6. Валеологическая пауза (упражнения для глаз).

Выполнение теста (приложение 1) с использованием Internet-калькулятора (http://picanal.narod.ru/calc/kryg.htm).

7. Подведение итогов урока. Задание на дом (№ 854, 872).

Уважаемые коллеги! Также в приложении 2 предлагается небольшая презентация к уроку.