Работа учащихся среднего звена со словарем-справочником

Разделы: Русский язык


Как известно, русский язык - один из самых сложных языков. Успешное овладение им требует определенных усилий не только со стороны обучающегося, но в первую очередь, со стороны учителя. Заинтересовать, увлечь, показать, что язык – это живой организм, развивающийся по своим законам и правилам, - задача не из легких. Именно восприятию языка как четко функционирующей системы, а не свода разрозненных, не поддающихся объяснению правил, я пытаюсь научить детей. В своей работе использую учебный комплекс под руководством профессора В.В.Бабайцевой.

В пятом классе, помимо рабочих, контрольных, творческих тетрадей, мы обязательно заводим тетрадь- справочник. Подобные тетради - не редкость у учителей- словесников. Хочется поделиться опытом работы с данным справочником.

Справочник представляет собой общую тетрадь в клетку (не менее 96 листов), состоящую из двух разделов: словарь, о нем чуть ниже, и справочник. В данной тетради учащиеся работают в течение всего курса изучения русского языка.

Работа начинается дома с нумерации страниц. Это важное дело, потому что в дальнейшем изучаемый материал будет располагаться строго в соответствии с местом “проживания”.

На следующих уроках ребята знакомятся с назначением и построением словаря-справочника. Под руководством учителя заполняется содержание словаря- справочника. Нумерация страниц и оглавление помогают детям легко и быстро ориентироваться в изучаемом материале.

Итак, что представляет собой словарь- справочник?

Первые двадцать пять страниц тетради - это словарь. Он состоит из трех разделов: 1) Мои ошибки. 2) Пиши правильно. Запомни. 3)Говори правильно. ( Подробно о словаре чуть позднее).

Остальные страницы отданы под справочник. Как идет распределение материала в справочнике? Материал распределен по разделам, каждому разделу в справочнике определены свои страницы.

Разделы науки о русском я зыке

страницы

1) Фонетика. Графика

25- 30

2) Морфемика (словообразование)-

31-35

3) Лексика и фразеология-

36- 40

4) Морфология-

41- 94

а) имя существительное

41- 46

б) имя прилагательное

47- 52

в) имя числительное

53-58

г) местоимение

59- 64

д) глагол

65 -69

е) наречие

70- 73

е) причастие

74- 79

ж) деепричастие

80 - 82

з) предлог

83 – 85

и) союз

86 - 89

й) частица

90 - 92

к) междометие

93 - 94

5) Орфография. ( Хотя орфография неразрывно связана с вышеперечисленными разделами, но мы выделяем ее отдельно. Этот раздел в справочниках получается самым интересным)

95- 125

6) Синтаксис. Пунктуация

126 -156

Последний крупный блок, которому отдано около тридцати страниц, посвящен развитию речи. Здесь мы работаем по учебнику “Русская речь”. Основные разделы этого блока: “Речь”, “Текст”, “Стили речи”, “Типы речи”. (Отдельно раздел “Стилистика” не выделяем). Сюда мы записываем основные понятия, чертим таблицы и схемы, относящиеся к данным разделам.

И завершает словарь- справочник оглавление.

При заполнении справочника мы используем опорные схемы, таблицы не только известных методистов (например, Ю.С. Меженко), но и свои собственные находки. Учащиеся с большим интересом включаются в поиск наиболее оптимальных и эффективных форм изложения теоретического материала, предлагают свои варианты опорных сигналов, схем, рисунков.

Каждый раздел справочника начинается с его названия, выделенного красными крупными буквами. Чуть ниже – определение названия данного раздела. Например, Фонетика (от греч. “фоне”- звук) – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Далее в этом разделе идет классификация звуков речи, их характеристика. Записываются фонетические процессы, происходящие в слове, (оглушение, озвончение, стяжение, выпадение, смягчение, редукция). Дается их краткий комментарий. С данными понятиями учащиеся знакомятся уже в пятом классе. В этом же разделе дается отличие звука и буквы, значение букв е, е, ю, я. Вместе звуки и буквы? Фонетика и графика у нас тоже вместе. Все, что касается правописания (обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, мягкий знак после шипящих, гласные после ц и т.д.), мы выносим в раздел “Орфография”.

Раздел “Орфография” у нас самый веселый и красивый. Здесь, помимо традиционных таблиц и схем, буйство фантазии: тут и цветочки, и елочки, и бабочки, и домики, и мячики… Согласитесь, гораздо интереснее запоминать правило в форме цветочка, а не заключенное в траурную рамку.

Так, например, орфограмма “н и нн в суффиксах прилагательных” имеет в справочнике вид новогодней празднично украшенной елочки, вместо игрушек - буковки, а орфограмма “гласные после шипящих” - в виде красивой бабочки.

В дальнейшем, изучая какой – либо материал, ребята с легкостью определяют, к какому разделу отнести ту или иную тему; учатся систематизировать материал, видят в языке систему. Справочник оказывает эффективную помощь при повторении, обобщении изученного материала, т.к. в кратком, сжатом виде тут изложен почти весь курс русского языка. Даны обобщающие таблицы.

Также большую помощь в работе оказывает словарь. С годами (имеются в виду годы педагогической деятельности) он претерпел значительные изменения. В последние годы словарь начинаю разделом “Мои ошибки”. Были попытки выписывать допущенные ошибки на специальные листочки, использовать вместо закладок и всегда иметь перед глазами - листочки бесследно исчезали, терялись. Заводили блокнотики для работы над ошибками, выписывали туда все ошибки, допущенные в контрольных, творческих, рабочих тетрадях. Блокнотики забывались дома. Теперь мы выписываем ошибки в толстую общую тетрадь, которая всегда с нами (все в одном месте: и словарь, и справочник). Ошибки выписываются в таблицу, которая имеет следующий вид:

Число Вид работы Допущенные ошибки

Каждой ошибке – отдельная строка. Обязательно выделяется орфограмма и часть слова, где допущена ошибка. Если есть проверочное слово, подбирается; объясняется орфограмма, если правило известно. Почти каждое домашнее задание в любом классе начинается с работы над ошибками. Подобный вид работы требует от детей самостоятельности, ответственности и хорошего знания учебного материала, поэтому в классах компенсирующего обучения слово только выписывается и обозначается ошибка, затем заучивается. Регулярно с данными словами проводятся разнообразные словарные диктанты.

Следующий раздел словаря – “Пиши правильно. Запомни”.

Тетрадный листок делится на две половины. В правую часть записываются слова, которые вызывают сложности при написании, так называемые словарные слова. В левую часть – подобные слова, но большей частью заимствованные или старославянские, имеющие этимологию. Слова с переводом записываем в левую часть страницы, указывая язык, из которого слово заимствовано.

Словарные слова и слова, в которых допускаются ошибки, активно используются в различных видах работы на уроках, заучиваются. Регулярное употребление данных слов обогащает речь учащихся, помогает избежать ошибок в дальнейшем.

Последний раздел словаря – “Говори правильно”.

В этот раздел записываются слова, в которых нарушаются произносительные нормы; обязательно проставляется ударение, при необходимости слово записывается в транскрипции.

Таким образом, данный словарь – справочник оказывает неоценимую помощь при изложении теоретического материала, повторении изученного материла, приведении знаний в систему и при подготовке учащихся к экзаменам.

Предлагаю вашему вниманию урок с использованием словаря – справочника по теме

Правописание корней с чередованием гласных е - и(5 класс)

Цель:

1) Вспомнить фонетику, фонетические процессы, происходящие в слове, морфемику.

2) Повторить правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных а – о в корне слова.

3) Познакомиться с чередованием гласных е - и в корне слова.

4) Закрепить на письме правописание чередующихся гласных е – и в корне слова.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного.

На доске даны слова. В каких словах совпадает количество букв и звуков?

Коснусь, заря, растение, положиться. (В слове “заря” - 4 б.,4 зв.)

-Какой фонетический процесс мы наблюдаем в слове “положиться”? (Стяжение и редукцию)

- Какой общий для всех слов фонетический процесс наблюдаем в остальных словах? (Редукцию – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции, что ведет к ошибкам в написании)

-Что общего во всех этих словах? Какие правила нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласных в корнях данных слов?

-Давайте вспомним правописание корней с безударными гласными. (Устное повторение)

  • На доске один из учащихся заполняет сводную таблицу с примерами “Безударные гласные в корне слова”
Проверяемые гласные Непроверяемые гласные Чередующиеся гласные
  • Для остальных в это время проводится эстафета “Самый грамотный и быстрый ряд”.

С первой парты на последнюю и обратно передается по рядам листок с заданной орфограммой. Чей ряд быстрее и грамотнее запишет слова с заданной орфограммой, тот и победил. У каждого ряда своя орфограмма.

1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд 5 ряд 6 ряд
проверяемые непроверяемые -лаг- -кас- -гар- -раст-
безударные гласные безударные гласные ( -лож- ) ( -кос-) (-гор-) ( -ращ-)

- рос-

- Подведение итогов эстафеты, анализ допущенных ошибок. Выводы по таблице.

III.Изучение нового материала.

  • Конструирование предложения. ( Запись предложения по ходу диктовки, один человек у доски).

- Из предложения На стволе сосны были видны капельки смолы взять подлежащее (“капельки”).

- Из предложения Утренняя роса - лучшее лекарство от болезней взять подлежащее, поставив его в родительном падеже (“росы”).

- Из предложения Снег блестел в лучах зимнего солнца взять сказуемое, согласовав его с подлежащим в роде и числе (“блестели”).

-Из предложения Зимой солнце поднимается невысоко над горизонтом взять подлежащее, употребив как обстоятельство места с предлогом на (“на солнце”).

Полученное предложение: Капельки росы блестели на солнце.

-Подберите однокоренные глаголы к сказуемому предложения (блестели – блистали – блещут).

-Какие изменения заметили? (Происходит чередование гласных и согласных в корне слова: и//е, ст//щ)

Вывод: В корнях однокоренных слов чередуются не только гласные а - о, но и гласные е – и.

  • Работа с учебником “Практика” (стр.201)

- На полях учебника указаны корни, где происходит чередование гласных е - и. Хором зачитать их.

- От чего зависит выбор гласных е - и?

Вывод: В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идет суффикс –а-.

В остальных случаях пишется е.

  • Работа в справочнике. Раздел “Орфография”.

- Дорисовать к цветочку (орфограмма “Правописание корней с чередованием гласных а – о”) стебелек с листочками. В листочках размещаем корни, в которых происходит чередование гласных е – и. Обозначаем орфограмму. К каждому корню подбираем глагол, записываем рядом с корнем, обозначая орфограмму и выделяя корень. Делаем вывод. (Образец рисуется учителем на доске.)

IV.Закрепление изученного.

  • Физкультминутка.

- Называются слова с чередующимися гласными е – и в корне слова. Если пишется и, встают ребята, сидящие на 1 варианте; хлопок над головой. Если пишется е, встают сидящие на 2 варианте; хлопок перед собой.

Блестеть, выжигание, запереть, растереть, прижигание, расстелется, задирать, постелить, пробираться, опереться, обмереть, замирать, запру.

- Почему никто не встал, когда называлось последнее слово “запру”? (Беглая гласная)

  • Работа по карточкам.

- Даны 6 групп слов с чередованием гласных в корнях слов. В распределении слов по видам орфограмм допущены ошибки. Выписать слова с заданной орфограммой, добавить 2-3 своих примера.

1)Сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток, з..ря,---;

2)подр..сли, ср..статься, возр..ст, прир..сли, к..снуться,---;

3)к..снуться, прил..жение,перег..реть,соприк..саться,прик..сновение, к..саться,---;

4)соб..рание, сд..рать, подп..рать,предл..гать, ст..реть,---;

5)з..рницы, з..рька, скл..нение, з..ревой, бл..стать, отр..сль, заг..рать, ---;

6)прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..рать,приг..рать,к..сание,---.

1 ряд 2 ряд 3 ряд 4 ряд 5 ряд 6 ряд
-лаг-

(-лож-)

-раст-

( - ращ-)

-рос-

чередующиеся - гласные и - е -кас-

(-кос-)

-гар-

(-гор-)

-зор-

( -зар-)

  • Диктант “Проверь себя”. (Автор – учитель)

На пригорке росли акация и куст крыжовника. Сюда пришел и расположился желтенький цыпленок Цып. Цыпленок посмотрел на циферблат солнца и зажмурился. Внезапно раздался шорох и послышался шепот. Цып замер. Это росток акации негромко переговаривался с крыжовником. По жердочке прямо к Цыпу пробирались две черные ящерицы. Цып не испугался, он узнал своих друзей.

- Графически обозначить орфограммы: “ Чередующиеся гласные в корне слова”, “и – ы после ц”, “е – о после шипящих в корне слова”.

V. Итог урока.

Домашнее задание: с.100 (справочник), с. 62 (“Теория”), упр. 628 (“Практика”).