Урок мужества "Помни нас, Родина!" (беседа с элементами тренинга)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: формирование психологической готовности юношей к службе в армии; повышение их уверенности в себе.

Задачи:

  • Расширить кругозор учащихся.
  • Сформировать готовность к поисковой работе.
  • Духовно обогатить поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
  • Воспитать чувство долга, ответственности, патриотизма.

Основной метод: Беседа с элементами тренинга.

Ход мероприятия

Зал оформлен. На экране слова «Помни нас, Родина!» Звучит песня «13300».

Упражнение «Имя».

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы; знакомство юношей друг с другом.

Время проведения: 3–5 минут.

Учащимся предлагается встать полукругом и по очереди назвать свое имя, а также рассказать историю, связанную с его именем (в честь кого дали имя, как называли в детстве, как обычно называют друзья, родители и т.д.).

Ведущий подводит итог, дополняя рассказ учащихся о значении мужских имен, символизирующих «мужество», «силу», «защиту». Юношам предлагается разбиться на 3 группы по 5 человек так, чтобы в нее попали ребята из разных классов.

Презентация (приложение).

Ведущий: Ежегодно в республике в январе–феврале месяце объявляется месячник патриотического воспитания. Внутри месячника две крупные даты – это День защитников Отечества и День памяти воинов-интернационалистов. Сегодня даем старт поисковым отрядам по сбору материала об участниках Афганской войны. 19 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события. А знание истории необходимы ради памяти рано поседевших солдат и не вернувшихся с той войны.

13 тысяч 300 стоят в одном ряду,
13 тысяч 300 – не веривших в беду,
13 тысяч 300 – под черной полосой,
13 тысяч 300 укрытые землей.

Ведущий: Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был устранен королевский режим, большое количество земли передано крестьянству. Помещики, лишенные земли, развернули борьбу против нового строя. Руководство нового государства обратилось к руководству нашей страны с просьбой об оказании поддержки.

На экране демонстрируются военные действия советских войск.

Упражнение «Черты характера».

Цель: общая мотивация к службе в армии; настрой на работу в группе.

Время проведения: 3 минуты.

Каждой группе предлагается назвать одно-два самых важных качества, необходимых будущему воину, и качества, которые будут мешать молодому человеку добиться успеха в службе. Учащиеся по желанию могут привести примеры прохождения службы их знакомых, родственников, где названные характеристики отразились на разных сторонах армейской жизни.

Ведущий: 25 декабря 1979 года в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

Ведущий: Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и по сопровождению по ним основных транспортных колонн. Ежедневно на дорогах в движении по афганской территории находилось 25–30 автомобильных колонн или 1000–1500 автомобилей. Для подвоза материальных средств и продовольствия было создано 86 автомобильных колонн. По трубам, проложенным от Термеза до Баграма и от Кушки до Шиндана, перекачивалось ежемесячно до 300 тыс. тонн бензина и дизельного топлива.

Всего на маршрутах и в режимной зоне было создано 862 сторожевые заставы, на которых несли службу 20,2 тысяч человек. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Воины- интернационалисты достойно представили нашу армию и народ в тяжелых событиях у южных границ Родины.

Упражнение «Сила группы».

Цель: помочь юношам глубже узнать себя; не бояться показать себя со слабой стороны.

Старшеклассникам выдаются карточки с указанным набором сильных и слабых черт характера. Предлагается оценить по 10-балльной шкале свои качества индивидуально, а затем каждая группа должна найти свои сильные и слабые стороны, учитывая свойства каждого участника.

В конце упражнения обсудить:

  • Какие качества вам было оценить сложнее?
  • Что вы чувствовали, когда говорили группе о своих слабых чертах характера?

Ведущий: Военную службу в Афганистане прошли около 620 тыс. офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. Советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Наиболее крупной операцией считается операция «Магистраль», проведенная в ноябре 1987г.- январе 2008г. по разгрому базовых районов дислокаций противника и созданию условий для беспрепятственной доставки грузов из Гардеза в Хост.

Ведущий: Вдали от Родины, в тоске по Родине солдаты писали письма. И ни слова об опасности – берегли покой матерей.

Упражнение «Разожми кулак».

Цель: отработка навыков сопротивления групповому давлению.

Из группы выбирается доброволец, которому, не применяя физическую силу, предлагается разжать кулак любого участника.

Обсуждение происходящего:

  • Какие виды давления использовались, какие оказались наиболее эффективными?
  • Всегда ли сила оказывает эффективное воздействие на другого человека?
  • Что вы чувствуете, когда считаете, что достаточно убедительно влияли на человека, а он, на ваш взгляд, полностью игнорировал все ваши старания?
  • Как вы поступите дальше, чтобы добиться своей цели?

Ведущий: Общие безвозвратные людские потери составили 14 453 человека. В Афганистане попали в плен и пропали без вести 417 военнослужащих, из которых 119 человек были в последующем освобождены из плена. За мужество и героизм, проявленные в период военных действий, были удостоены звания Героя Советского Союза 86 военнослужащих, из которых 28 человек посмертно. Более 2000 тыс. воинов – интернационалистов награждены орденами и медалями СССР.

Упражнение «Сохраняем силы».

Цель: снятие эмоционального напряжения, мобилизация силы и активизация деятельности.

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция:

  • Делая выдох, спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  • Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом. После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите медленно. Упражнение следует повторить 2–3 раза.

Ведущий: Из Республики Марий Эл были призваны более 3000 воинов. Погибли, умерли от ран и болезней 69 воинов, пропали без вести 2. В настоящее время в столице нашей республики проживают 772 интернационалиста, из них 27 – инвалиды войны. В Оршанском районе – 46 воинов-интернационалистов. Их называют интернационалистами. Они заслужили право представлять в истории целое поколение советских людей – интернационалистов.

Упражнение «Разведчики».

Цель: повысить степень доверия участников друг к другу, усилить чувство сплоченности и ответственности в группе.

Время выполнения: 5–8 минут.

Каждой группе по очереди предлагается пройти через препятствия (например, воображаемое «минное поле»), не обнаруживая себя. Для этого участники выстраиваются в шеренгу и завязывают себе глаза, за исключением первого – проводника. Перед прохождением определенного участка на пол выкладываются препятствия – кубики, коробки и др., которые надо обойти. Задача проводника – провести свою команду бесшумно, стараясь не задеть препятствия.

В конце упражнения обсудить:

  • Какие чувства вы испытывали во время прохождения трудного участка?
  • От каких качеств зависела успешность выполнения упражнения?

Ведущий: «Афганистан живет в моей душе…» Эти слова могут повторить тысячи солдат, прошагавших по горным тропам и горячим пескам далекой страны, посмотревших смерти в лицо. И болит душа, тревожится сердце отцов и матерей, чьи сыновья мужали в боях и… погибали. Это в память о них стоят памятники, обелиски. Их именами названы улицы, школы…

Есть в городе Йошкар-Ола улица воинов-интернационалистов. Работает и музей памяти воинов- интернационалистов. На добровольных началах работают краеведы-исследователи, по крупицам собирают документальные свидетельства об этой войне. Работает республиканский совет ветеранов Афганистана.

Ведущий: Что вы сможем сделать для их памяти? Изучите их биографии. Прочтите зарисовки журналистов. Прочтите стихи, многие из которых родились на афганской земле. Вглядитесь, наконец, в лица самих воинов. В каждом из них отразились черты времени, поколения.

Упражнение «Плакат».

Время проведения: 5–7 минут.

Учащимся предлагается нарисовать плакат, названием которого служат слова, написанные на табличках каждой группы: «Мужество. Сила. Защита». Плакат может быть выполнен в виде рисунков-образов, в виде написанных тезисов, рассуждений и пр. Плакаты вывешиваются.

Рефлексия.

Юношам предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, которые возникли в ходе занятия.

Звучит песня «Память».

Литература:

  1. Борисова Е. Будущие защитники // Школьный психолог. – № 11. – 2008. – С. 14–15.
  2. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. / Т.А.Касимова., Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 62 с.
  3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. / Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  4. С войной покончили мы счеты? // Контингент. – № 1–2. – 2001. – С. 15–16.