Урок-взгляд по творчеству Б.Пастернака "Век Пастернака"

Разделы: Литература


Задачи:

  1. Попытаться приоткрыть мир поэта, его восприятие жизни, сделать ближе и доступнее, понятнее, т. е. снять барьер у учащихся неприятия поэзии Б. Пастернака в силу сложности его стихов.
  2. Показать удивительную веру поэта в жизнь, несмотря на то что жил он в наисложнейшее время, - прекрасный урок для нас, современников.

 
Оборудование урока: портрет поэта, эпиграф на доске, рисунок-ассоциация, выставка книг, сборники стихов на столах учащихся.

Примечание: урок помогает вести группа подготовленных учащихся; весь класс заранее прочитал стихи, используемые на уроке.

План урока:

  1. Истоки. «Мы приходим из детства».
  2. «Природа - это храм Вселенной».
  3. О времени и о себе.
  4. Философия жизни Б. Пастернака.
  5. ХХ век- век Пастернака.

Ход урока

Всю жизнь я быть хотел, как все,
Но век в своей красе
Сильнее моего нытья
И хочет быть, как я.

1. Вступительное слово учителя.

Б. Л. Пастернак родился 10 февраля 1890года. 10 февраля 1837 года умер Пушкин. Судьба? Совпадение? Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Поэта постоянно упрекали за непонятность. И нет необходимости отрицать справедливость этого упрека.

М. Цветаева так говорила о нем: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак - это тайность, иносказание, шифр». Это звучит, как сигнал, как предупреждение для нас: нельзя, не стоит, услышав стихи поэта, сразу выносить ни ему, ни себе приговор - не понимаю, не хочу, не люблю. Не стоит, в первую очередь, из уважения к себе!

Беседа с классом:

  1. Что вы знаете о семье Б. Пастернака?
  2. Что способствовало расцвету поэтического таланта? (благоприятная художественная атмосфера, живопись, музыка, изучение философии, истории).
  3. Кто из представителей отечественной культуры оказал влияние на поэта? (Блок, Маяковский, Скрябин).

Учащиеся зачитывают высказывания Б.Л. Пастернака.

Пастернак о Блоке: «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников… У Блока все, что создает великого поэта, - огонь, нежность, проникновение, свой образ мира…».

Пастернак о Маяковском: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь…».

Свое отношение к поэзии Маяковского он характеризует как «восхищенное отталкивание». Как вы это понимаете?

(Оно было необходимо, чтобы остаться самим собой, и это было нелегко.)

Александр Николаевич Скрябин.

Кумир поэта - мечтал силой искусства изменить жизнь всего мира. Тот самый Скрябин, который хотел установить связь между звуком и цветом. Каждая нота, по Скрябину, имеет свою окраску. «Кажется вам, что звуки светятся цветами?» – спрашивает он юного Бориса Пастернака.

Учитель: М. Цветаева писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, прозрение своей «обреченности на лирику».

Чтение наизусть:

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут - а слова
Являются о третьем годе…

Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.

Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком.
Так затевают ссоры с солнцем.

Так начинают жить стихом.

2.

Что же становится предметом поэтических откровений и раннего, и зрелого поэта? Чем живет и дышит его лирическое «я»? Вечный и прекрасный мир природы, о котором когда-то сказал Тютчев:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ученик: И опять Марина Цветаева: «Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но… никогда не выдохнет».

Учащиеся читают стихи наизусть: «Февраль», «Как бронзовой золой жаровень», «Осень».

Учитель: Языческое преклонение перед природой, слезы восторга, внутренний трепет, восклицательные предложения, восторженные междометия, метафоры.

Ученик: «Приедается все… Лишь тебе не дано…».

Учитель: Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихах она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам.

Ученик:

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Учитель: И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели природы как «Божьего мира». Давайте проанализируем стихотворение «Большое озеро, как блюдо», написанное в 1956 году, в котором он изложил свою философскую концепцию видения Божьего мира, а также отследим, как поэт использует цветопись. Проследим, как изменяется колорит, переливаются, переходя один в другой, цвета.

Приложение 1

Состоит из 7 строф.

1 - 4 строфы (16 строк) представляют собой развернутую картину природы. Все в ней изменчиво, неповторимо. Особенно это подчеркивается во 2 строфе. Диалектика природы - первопричина ее совершенства! А что же первопричина бытия? Природы? Жизни на земле? Солнце! (Разлито солнце по земле). Благодаря его животворящему свету все изменяется, преображается, существует. Солнечный свет - источник не только жизни, но и красоты.

5 - 7 строфы вводят нас во внутренность собора, храма Природы (храм, а не «мастерская», как понимал ее тургеневский герой. Кто?). Под куполообразным небом - «простор земли». Земля - это и есть прекрасная «внутренность собора». Целые поколения (святые, схимники, цари) смотрели «изнутри» этого храма в звездное небо, в «вечность», Вселенную. В разноголосице Вселенной слышны голоса земли, которые сливаются в хор, хор Природы. «Далекий отголосок» хора Природы ловит чуткий музыкальный слух поэта, который «объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья» приобщается к великой тайне. Т. о, Природа, по Пастернаку,- «тайник Вселенной», заглянуть в который дано не каждому. Поэту (назначение поэта) это удается – «слышать иногда дано». И как это ни трудно, он до конца дней готов воспевать Природу и разгадывать ее «письмена», готов «отстоять» ее «долгую службу».

После анализа всего стиха. Вывод: стихи о природе свидетельствуют о глубоком ее понимании, стремлении слиться с ней. Поэт одухотворяет ее.

Скажите, если бы мы все жили с таким ощущением и с таким отношением ко всему окружающему, пришлось бы нам сегодня говорить об экологии?

3.

Учитель: Пастернак-поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Давайте вспомним время, в которое ему выпало жить. Две революции (1905, 1917), три войны (первая мировая, гражданская, вторая мировая), сталинщина, хрущевская оттепель - все это вместилось в рамки одной жизни. 1 русская революция - поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт». Октябрьская революция - «Высокая болезнь». Это даже не о революции как таковой, а о современности, о той действительности, которая окружала. «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно, что жилы отворить». В 20-е годы приходит признание. О нем говорят как о советском поэте. Но время идет. Поэт уже в 1930 году почувствовал происходящее. Как быть? Для Пастернака ответ ясен - остаться самим собой, остаться человеком, который немыслим вне человечества. Это означало - выпасть из рядов большинства, остаться одному.

Чтение наизусть: «Гул затих. Я вышел на подмостки».

Учитель: Пастернак: «Стараться постичь истину или покорно следовать за историей, за сиюминутностью? Вот вопрос всегдашний. История может себе позволить все… У нее в запасе бесконечность, а у меня-то срок измерен - лет 70. И за них мне единственный шанс - постичь истину и прожить по совести с бытием и счастливо. . И это всегда можно, даже в катастрофе гражданской войны и в концлагере». Так появляется роман «Доктор Живаго». Это не легкое и не простое чтение. Прежде всего потому, что Пастернак возрождает взгляд на мир, в свое время решительно отвергнутый и широкому кругу современников не слишком понятный, - это представление о ценности человеческого существования само по себе. И это во время всеобщего коллективизма. Содержание романа - это, в сущности, духовная история самого Бориса Пастернака, представленная как история жизни другого лица.

Звучит стихотворение:

Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на окне,
Свеча горела…

Первоначально роман назывался « Свеча горела». Давайте подумаем почему?

После обсуждения звучит запись песни.

Вам известна история с опубликованием романа, Нобелевской премией, исключением из Союза писателей.

Чтение наизусть:

Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

«О, знал бы я, что так бывает…».

4.

И все-таки, несмотря на все перипетии судьбы, трагический мотив в его жизни занимает очень малое место. Главное в нем - жизнеутверждение, любовь, оптимизм. В 1956 году, за 4 года до смерти, он пишет: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

Читаем наизусть.

О чем это стихотворение? Какие жизненные принципы провозглашает автор? Основано это на тех жизненных принципах, которые Пастернак выстрадал для себя и которым следовал:

  1. Историю надо воспринимать, какой она есть, нисколько в нее не вмешиваясь, не пытаясь навязать свою волю, изменить ее.
  2. Нельзя быть злодеем другим, не будучи для себя негодяем. Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя.
  3. Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не дает всхода, если не умрет. Надо жить не уставая…».
  4. Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой любим и имели случай любить.

И любовь у Пастернака - это хаос чувств, страстей и переживаний. Она не может подчиняться никакому порядку, рассудку, протекать размеренно и чинно. Любовь - это безрассудность.

Звучат стихи о любви (по выбору учащихся).

5.

«Быть знаменитым некрасиво» - это кредо Пастернака–Человека. Именно таким - скромным, стеснительным, безумно честным и необыкновенно талантливым вошел он в 20 век, чтобы остаться в нем навсегда!

А. Вознесенский: «Для меня главное политическое значение Пастернака - его чистая поэзия. Поэт противопоставлял заполитизированному сознанию уход в себя, в индивидуальность, в поэзию, как таковую, токующую.

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Каждый, входящий в этот мир, - не песчинка, не винтик. Главное - жить в согласии с собой, помня общечеловеческие заповеди: не навреди, не солги, не убий, люби ближнего как самого себя. Каждый человек- это частичка бытия, никогда бесследно не исчезающая. Если человек осознает это, то и наш век, и следующий будет по- настоящему красивым. Век Пастернака- это век и Пастернака, и людей, немногих, надо сказать, которые смогли, нашли в себе мужество быть самими собой в очень сложное время (Ахматова, Зощенко, Цветаева, Андрей Дмитриевич Сахаров). Сегодня, сейчас мы уже понимаем, что так и должно быть. Им же пришлось для утверждения этой истины пройти через испытания, унижения, удары судьбы. Возвратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете?

Посмотрите на рисунок. Именно так художник ассоциативно выразил свое понимание поэзии Б.Л.Пастернака.

Рисунок:

Сердце - символ поэзии Пастернака, потому что его стихи переполнены чувствами. В них ощущается необыкновенный заряд человеческой энергии. Кардиограмма олицетворяет постоянную пульсацию его поэзии и в то же время не всегда ровный ритм стихов. Скрипичный ключ - т. к. поэзия его музыкальна, да и музыка - неотъемлемая часть жизни поэта. Зеленые ростки прямо из сердца - символ жизнелюбия поэта, его вечной молодости и юношеского удивления перед жизнью. Дороги - постоянный поиск себя, способов самовыражения. И постижение поэзии Пастернака - тоже дорога, полная неожиданностей и открытий.

Перечень используемых стихотворений:

  1. «Так начинают…»,
  2. «Февраль»,
  3. «Июль»,
  4. «Осень»,
  5. «Приедается все…»,
  6. «Поэзия! Греческой губкой в присосках…»,
  7. «Когда разгуляется»,
  8. «Гул затих. Я вышел на подмостки…»,
  9. «Мело, мело по всей земле…»,
  10. «Я пропал, как зверь в загоне…»,
  11. «О, знал бы я, что так бывает…»,
  12. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,
  13. Стихи о любви,
  14. Стихи о Марине Цветаевой,
  15. «Быть знаменитым некрасиво…».

14.06.2009