Притяжательные местоимения-прилагательные (ОС "Школа-2100")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Знать о грамматических свойствах притяжательных местоимениий-прилагательных;
  • отличать личные местоимения его, ее, их от притяжательных его, ее, их;
  • употреблять притяжательные местоимения-прилагательные в речи;
  • находить и исправлять характерные ошибки, связанные с употреблением местоимения “свой”.

Ход урока

  1. Выборочная проверка дом.задания - упр.454. (Выписать из текста в один столбик отрицательные местоимения-прилагательные, в другой – отрицательные местоимения-существительные)

Зачитываем словосочетания с местоимениями - прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:

  • Каком?
  • Ни о каком катанье
  • Какими?
  • Ни с какими доводами
  • Чьи?
  • Никакие жалобы
  • Чьи?
  • Ничьи уверения
  • Чей?
  • Свой план
  • Каком?
  • Ни о каком безделье
  1. Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
  2. Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
  3. Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
  1. Выборочный диктант. Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными

Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.

  1. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
  2. Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
  • Птичьи голоса (чьи?) – их голоса
  • Охотничье ружье (чье?) – его
  • Мамина шаль (чья?) – ее
  • Верблюжий горб (чей?) – его
  1. С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
  2. Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
  3. Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
  1. Чтение правила по учебнику (стр.197)
  2.  Упр.460 (устно).
  3. Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо Местоимениия
Личные Притяжательные
1 Я, мы Мой, наш свой
2 Ты, вы Твой, ваш
3 Он, она, оно, они Его, ее, их
  • На что указывает местоимение мой? (На то, что предмет принадлежит самому говорящему). Приведите примеры, изменяя местоимение по падежам
  • На что указывает местоимение твой? (На то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем). Примеры.
  • На что указывают местоимения его, ее, их? ( На то, что предмет принадлежит третьему лицу). Примеры. Его брат, его брата, его брату…; ее брат, ее брата, к ее брату

Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.

  • Каким членом предложения являются притяжательные местоимения-прилагательные? (определением) Примеры.
  • Что мы можем еще сказать о местоимениях его, ее, их?
  • Сравним:

Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.

Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:

  • Кого? его (н.ф. – он);
  • кого? ее (н.ф. - она);
  • кого? их (н.ф. – они)
  1. Упр.462 (письменно).
  • Найти в данных предложениях личные местоимения его, ее, их и притяжательные местоимения его, ее, их
  • Определить синтаксическую роль этих местоимений – омонимов.
  1. Запись предложений на доске с тем же заданием.
  1. Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
  2. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
  3. Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.

Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.

  1. Работа по развитию речи.
  1. Упр.464 .

Вывод.

  • Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются по падежам и числам.
  • Притяжательные местоимения ваш. Ваш (как личные местоимения ты, вы) составляют основу речевого этикета, принятого в русском языке.
  1. Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
  • Учительница вошла в класс и, улыбаясь, сказала: “Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения”.
  • Писателю задали вопрос: “Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?”
  1. Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
  1. Материал для наблюдения за местоимением свой

Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?

  • Девочка отдала подруге ее книгу
  • Вожатая взяла у ребят их рисунки.

Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)

Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом

  1. Работа с раздаточным материалом. Исправить ошибки.
  1. Мать дала сыну свои игрушки.
  2. Он вернул (мне) свою книгу.
  3. Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.

-однозначный или двузначный смысл

  1. Я застал помощника в своем кабинете.
  2. Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
  3. Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464