Обобщение знаний об имени существительном как части речи (Урок русского языка. 3-й класс)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;
  • способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мышление, учить делать выводы, анализировать;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Оборудование:

  • карточки для проведения чистописания,
  • таблица с пословицей,
  • рисунки для проведения словарной работы,
  • перфокарты.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Каждый день, всегда, везде

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Сообщение темы урока.

У. Наш урок русского языка посвящен закреплению и обобщению знаний об имени существительном.

3. Чистописание

- А начнем мы наш урок с минутки чистописания. Положите правильно свои тетради, сядьте ровно, постарайтесь весь урок быть внимательными и писать аккуратно. Перед тем, как писать сделаем разминку для пальцев.

(Дети выполняют разминку для пальцев)

1. " Пальчики здороваются". Локти на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперед и обратно.

2. " Согреем пальчики ".

3. " Брызги воды ". Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаем движения, имитирующие стряхивание с рук воды.

4. " Игра на пианино. "

5. " Дорожки. " На парте листочки с двумя дорожками. Проведите ровную линию в середине дорожки.

У. - Вот мы и подготовили наши пальцы к письму. А какие буквы мы будем писать, вы узнаете, если соедините точки. (Дети по трафарету обводят изображения машины и яблока).

У. - Что нарисовано на картинке?

Д. Яблоко, машина.

У. - С каких букв начинаются эти слова?

Д. - С букв я, м.

У. - Давайте свяжем эти буквы одной веревочкой и запишем.

У. - На доске записано задание: "Собери пословицу"

- Прочитайте пословицу, соединяя буквы по стрелочкам. (Порядок время бережёт)

Объясните смысл пословицы. Найдите имена существительные в предложении.

Запишем красиво эту пословицу в тетрадь.

4. Словарная работа

Есть волшебная страна, что распахнута пред вами

Та, которая словами как людьми населена.

Правит ими государь по прозванию Словарь

- Я не просто буду вам диктовать слова из словаря, а вы будете угадывать их.

1. Выполни математические действия и прочитай слово.

КА + ПА - А + УС + ТО - О +А= (капуста)

2. Вы сможете определить слово, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждой из них (медведь)

3. Найдите и перечислите все изображенные предметы.

Как одним словом назвать эту группу предметов (посуда)

4. Назовите противоположное слово к слову плохой (хороший)

5. "Собери слоги" КА, СО, БА (собака)

6. Вы сожжете определить слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения (ученик)

7. Ребус (береза)

8. Слова - ассоциации (коньки, ракета)

У. - Какое слово лишнее?

Д. - Хороший - это прилагательное, а все остальные слова существительные.

5. Работа над пройденным материалом

- Великое количество слов в языке - сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов. К счастью есть у слов строгий командир - Морфология. Подаст, к примеру, команду: " Части речи, становитесь!" - вмиг все слова построятся в четкие колонны. И первым будет стоять имя существительное. И как утверждает Морфология - имя существительное - это каждое второе слово.

(Выставляется табличка имя существительное).

У. - Что обозначает имя существительное?

Д. - Названия предметов, явлений природы и т. д.

У. - Приведите примеры.

У - На какие вопросы отвечает имя существительное?

Д. - На вопросы кто? и что?

У - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

Д. - Животных, людей.

У. - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры.

Д. - Неживые предметы.

6. Физминутка.

У. - А сейчас поиграем в игру и немного отдохнем. Встали.

Имя существительное - очень удивительное {шагом}

  • На вопросы кто? и что? отвечать оно должно {хлопаем}
  • Если слово отвечает на вопрос кто?- поднимаем руки.
  • Если на вопрос что? - руки вперед.
  • Если другая часть речи - присесть.

(Учитель диктует слова: люстра, мальчик, бегать, медведь, окно, зеленый, гроза).

7. Закрепляем знания о признаках имен существительных.

- Мы сегодня будем говорить об имени сущ. и всех его грамматических признаках.

У. - У меня две коробки. На одной надпись " Подарок", а на другой " Подарки".

Вы, какую коробку выберете?

Д. - Подарки. Там не один подарок, а много.

У. - Чем различаются слова подарок и подарки?

Д. - Подарок - существительное в единственном числе, а подарки - во множественном числе

У. - А сейчас игра " Наоборот".

Я диктую слова, а вы изменяете их по числам.

Например, я говорю тракторы, а вы пишите трактор.

Я говорю соловей, а вы пишите соловьи.

(Учитель диктует слова, дети записывают. )

Огороды, снегирь, грибок, тетради, орехи, озеро, площади

У. - Какой вывод можно сделать об изменении имени существительных?

Д. - Существительные в единственном числе обозначают один предмет , а существительные во множественном числе - два или несколько предметов.

У. - Все имена существительные можно разделить на 3 группы, независимо от того, какие это существительные собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Напомнит об этом грамматическая сказка.

(Учитель читает сказку)

- Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: " Кто придумает для моих слов - существительных - различия, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: "Пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: " А это будут мои, женского рода". А все остальные посередине - среднего рода.

Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала секрет различия.

А вот он " секрет".

Женский род запомню я и скажу: " Она - моя".

И запомню род мужской и опять скажу: " Он - мой".

Средний род: "Оно - мое". Это правило твое.

8. Работа над пройденным материалом.

Определение рода имен существительных.

- Определите на ощупь, что лежит в мешке с закрытыми глазами. Называйте предмет и определяйте род имени существительного.

( В мешке муляжи овощей и фруктов - виноград, лимон, яблоко, груша, гриб, лук)

2. Работа с демонстрационными карточками.

У. - Приготовьте карточки с названиями родов существительных.

Я показываю предмет, а вы - карточкой - род имени существительного.

3. Изменение существительных по падежам.

У. -А сейчас я назову слова дом, дома, к дому, дом, домом, о доме

Как я изменила слово дом?

Д. - По падежам.

У. - Назовите падежи с вопросами. Как правильно определить падеж имени существительного?

Д. - Чтобы правильно определить падеж, надо найти слово, от которого зависит данное сущ. , поставить вопрос и по вопросу определить падеж.

4. Запись предложений с комментированием. Роль существительных в предложении.

Наступила весна. Лед на реке растаял. Деревья покрылись зеленой листвой.

- Найти существительные в предложении, определить род, число, падеж.

У. - Каким членом предложения является существительное?

Д. - Подлежащим или второстепенным членом.

У. - А сейчас мы вспомним еще одно важное правило, которое мы узнали при изучении темы:

" Имя существительное".

- У каких существительных после шипящих пишется ь?

Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.

Чтобы знать, как писать, надо род определять.

Если женский род, то надо ь знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь, мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова - нету знака никакого.

И тогда пиши - калач, врач, малыш, гараж и грач!

9. Упражнения для снятия зрительного напряжения.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

2. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

3. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

4. Вращать глазами по кругу: вниз, влево и в обратную сторону.

10. Самостоятельная работа.

(Работа на карточках).

Карточка

Резиновый:, полевая:, верный:, душистый:, тёмная:.

Задание: допишите подходящее по смыслу имя сущ. с шипящим на конце к имени прилагательному

(резиновый :(мяч); полевая :(мышь); верный :(товарищ);

душистый . . . (ландыш); темная :(ночь))

Проверка.

11. Подведение итогов урока.

А сейчас внимательно мы правило прочтем

И все, что мы узнали, теперь мы назовем.

(Читают правило об имени существительном и его грамматических признаках)

У. - Вот мы и закончили наш обобщающий урок по теме: "Имя существительное".

А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным.

Каждому даю таблицу- перфокарту. Вы вспомните все, что мы повторили и выполните задание.

Таблица - перфокарта

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ________________________________

ОБОЗНАЧАЕТ____________________________________________

ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ_________________________________

ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО _______________________________________

БЫВАЕТ ____________________________________РОДА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ОБОЗНАЧАЮТ___________ПРЕДМЕТ

НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ______________РОДА ПИШЕТСЯ Ь

12. Пальминг под музыку.

- Закрыть глаза, слушать музыку, которая сопровождается словами учителя.

"Закройте глаза, расслабьте все тело, оно должно быть мягким, как шелк, расплыться по столу, подобно телу кошки. Думайте об улыбке, и пусть она исходит сквозь закрытые веки"

- Урок окончен. Всем спасибо!

31.05.2009