Образовательное пространство МОУ как среда развития детской одаренности

Разделы: Администрирование школы


Проблема одаренности в массовой общеобразовательной школе относится к разряду тех, которые не имеют ни однозначного решения, ни однозначного результата. Каждый раз она уникальна и единственна, в своем роде, как уникален и изменчив даже в своей единичности, сам объект одаренности. В статье автор рассматривает проблемы организации работы с одаренными детьми в рамках конкретного образовательного учреждения.

Традиционными формами активизации, как правило, были: вовлечение одаренных детей во внеурочные формы предметной деятельности, такие как олимпиады, конкурсы, конференции. Так было, когда мы создавали первые формы организации исследовательской работы учащихся и в 1992 году у нас появились гимназическое научное общество ребят (ГНОР), “Школа юного исследователя”, а в учебном плане увеличился перечень предметов, на наш взгляд, формирующих среду, обеспечивающую благоприятные условия для развития одаренности: несколько иностранных языков (английский, немецкий, испанский, французский), в т.ч. и мертвые: латынь и старославянский; появились такие дополнительные курсы как логика, политология, история и философия мировых религий, риторика, “Казачье зарубежье”, “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности” и т.д. Однако такой путь экстенсивного обучения с одной стороны, обеспечивая широкий выбор возможностей повысил степень интеллектуальности образовательной среды, а с другой, оказался эффективным лишь для небольшой части обучающихся, зато для всех без исключения, стал такой психофизической нагрузкой, которая отпугнула и родителей, и детей. Это, в свою очередь, в сочетании с демографическим спадом 90-х годов, поставило перед школой проблему наполняемости классов. Но главным оставался вопрос оптимального баланса между гарантией высокого качества образования и сохранением психического и физического здоровья обучающихся. В 2003 году мы разработали “Целевую программу работы с одаренными детьми в гимназии №1” рассчитанную на период до 2010 года, в которой акценты образовательных целей уже были переставлены 1) с собственно интеллектуальных на ценностно-смысловые; 2) с расширения содержания на интеграцию и рациональную организацию процессов саморазвития средствами гимназического образования. Обновление содержания теперь сопровождается основательным социально-психологическим и материально-техническим обеспечением:

“Задачи социально-психологического обеспечения:

  • создание банка данных с содержательными психологическими характеристиками одаренных детей;
  • создание психолого-развивающего климата для одаренных детей;
  • обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
  • формирование умения адаптироваться в социально-значимой среде;
  • формирование навыков творческого саморазвития;
  • создание условий для освоения родителями одаренных детей способов формирования у ребенка положительной “Я-концепции” как важнейшего условия полной реализации его потенциальных возможностей”. (“Целевая программа работы с одаренными детьми в гимназии №1 на 2003–2010 гг.”, Чернышев Э.Н.)

Материально-техническое обеспечение включает в себя современные УМК, научно-методическую, учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, компьютерное обеспечение.

В процессе работы в этом направлении становится очевидным значение процессуального обеспечения, а именно - уровня и направленности используемых педагогических технологий. Ясно, что приоритетными здесь могут быть только развивающие технологии на основе гуманистических подходов:

Группа технологий развития способов умственных действий. 1. Технология развития критического мышления.

2. Проблемное обучение.

Группа технологий развития самоуправляемых механизмов личности. 1. Технологии моделирующего обучения.

2. Метод проектов.

Группа технологий, направленных на развитие эстетических и нравственных качеств личности. 1. Технологии обучения на коммуникативной основе (по Пассову).
Группа технологий развития действенно-практической сферы личности. 1. Метод проектов.

2. Информационно-коммуникативные технологии.

3. Технология группового обучения.

4. Интерактивные технологии.

5. Технология модульного обучения.

6. Технология использования знаковых и схемных моделей учебного материала.

Использование подобных технологий в практике работы предъявляет особые требования, как к профессионализму, так и к личностным качествам педагога. Выстраивание отношений учитель-ученик переходит на новый экзистенциальный уровень, в основе которого лежит человек и его существование в этом мире (existence). Не физика, химия, математика, литература вообще, а Человек в них: “Я в этом мире”, “Я и математика”, “Я и литература”...

С этих позиций урок физики, например, может принять такие формы:

Тема (продолжение изучения фазовых переходов): Парообразование и конденсация. 8-й класс.

Фрагмент: работа с интерактивными образами.

Задачи: актуализация знаний по теме агрегатные состояния вещества, фазовые переходы – плавление-кристаллизация; развитие ассоциативных связей и рефлексивных навыков; формирование гуманитарного мышления средствами физики.

Подобные формы работы позволяют создавать условия для творческой реализации на уроке и “физиков” и “лириков”, способствуют гуманитаризации образовательной среды.

Спектр разнообразия одаренности наших учеников как Вселенная: не бесконечен, но безграничен. Вот только некоторые примеры:

Караулов Миша (Логик): высокий уровень развития логического мышления и концентрации внимания, с 9 класса четкое осознание своих профессиональных предпочтений (атомная энергетика и даже место своей будущей работы – Билибинская АЭС) и подчинение их достижению всей своей деятельности. Достигнутый результат: в течение 10–11 класса абсолютное первенство на муниципальном уровне в области математики, физики, информатики. 100 баллов на ЕГЭ по физике, 85 – по математике, золотая медаль, на 1 курсе 3 место в межвузовской олимпиаде.

Соколов Вова – наш “Кулибин”. Без конца собирает всевозможные приборы и модели. При этом, успехи в учебе весьма посредственные и целый букет проблем с эмоционально-волевой и коммуникативной сферами.

Захаревич Юля (Лидер). Необыкновенная широта интересов в сочетании с перфекционизмом: все, за что она берется, доводит до совершенства: учеба, спорт, работа в местных СМИ в качестве корреспондента, многочисленные творческие работы и проекты.

Достижения: с 7 класса I места в муниципальных предметных олимпиадах по английскому языку, химии, биологии, русскому языку; на конференциях ДАНЮИ в г. Ростове II место (2006 г.), I место (2008 г.) в секции “Лексикология и стилистика”; является капитаном сборной гимназии по баскетболу, а та с свою очередь является чемпионом района и призером (III место) зональных соревнований и т.д. и т.п.

Шумайлова Алина (Этик). В определении психолога – ребенок одаренный духовно. Примечательны сопутствующие результаты: успешность самореализации в хореографии (дипломы I степени 2006, 2007, 2008 гг.) и творческих, именно творческих работах по математике (в 2007 году Благодарственное письмо, в 2008 – Грамота за IV место на конференции ДАНЮИ в секции “Математика”, 2009 –Диплом за II место в конференции ДАНЮИ в секции “Математика”).

Шилкин Дима (Философ): оригинальность мышления, самососредоточенность, философское осмысление своего предназначения, собственная временная организация и автономная избирательность познавательной деятельности. Не отличник, мягко говоря. Был момент, когда он просто потерял интерес к школьному обучению и занялся самообразованием в области программирования, психологии, литературы и вообще искусства. Сейчас он работает в школе лаборантом в компьютерном классе и является первым помощником во всех творческих мероприятиях гимназии.

Список можно продолжать бесконечно.

Кроме того, одним из условий реализации любого творческого потенциала является осознание ценностно-смысловой значимости продуктов собственной деятельности в сфере социального окружения: “востребовано” - “не востребовано”, это приносит мне успех или нет?

Поэтому следующим этапом совершенствования технологий качественного образования вообще и работы с одаренными детьми в частности, становится “Формирование открытой системы государственно-общественного управления гимназией как средой жизненного и профессионального самоопределения педагогов и обучающихся” (именно эта программа получила поддержку в 1 млн. руб. в рамках ПНПО)

Открытость диалогу, сотрудничеству, внешней оценке результатов, а главное априорность всеобщего характера и принятие всего разнообразия одаренности – становится главным принципом организации деятельности и учащихся, и педагогов.

Изучение социального заказа родителей гимназии выявило следующие тенденции:

  • в рейтинге целей, которые, по мнению родителей, должна преследовать гимназия на первом месте – подготовить к поступлению в ВУЗ, на втором – мотивировать продолжение образования, на третьем – воспитывать нравственность и духовность (радует факт признания этого все-таки в первой тройке);
  • обучение ребенка в таком особом учреждении как гимназия вызывает у родителей чувство оптимизма и стремления к активной самореализации;
  • 80,5% родителей считают, что будущий жизненный успех их ребенка полностью зависит от качества его нынешней образовательной деятельности.

Процесс реализации намеченной программы развития как раз и должен перевести образовательную среду гимназии в принципиально новое состояние, в котором

  • для ученика образцы усвоения заранее не заданы и требуется генерация самостоятельных учебных продуктов;
  • а учитель является автором или со-автором технологий, в которых ученик сам должен создавать (может быть, следуя за учителем) образцы усвоения, искать и осваивать собственные методы образовательной деятельности.

Такое образование в большей мере будет соответствовать и социальным запросам сегодняшнего дня, а именно: выпускник гимназии должен быть готов действовать в ситуации неопределенности, проявлять активность, самостоятельность и мобильность, что является основой для достижения им жизненного успеха; и обеспечит развитие его одаренности на деятельностно-смысловой основе.

Приложение