Технологическая карта урока "Проверь себя" (обобщение по теме К.Г. Паустовский)

Разделы: Начальная школа


Цель: Через произведения К.Паустовского формировать читательскую культуру.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения.
  2. Развивать монологическую речь, творчество и воображение, обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: Урок-обобщение.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Групповая;
  • Дифференцированная.

Элементы технологии, используемые на уроке:

  • Технология личностно ориентированного развивающего обучения;
  • Использование информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование:

портрет К.Г. Паустовского (1892-1968);
выставка рисунков;
выставка книг;
кроссворд.

Структура урока

1. Организация класса. Настрой на урок.

-Улыбнитесь друг другу. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку стала интереснее и радостнее.

б) Чему научимся на уроке?

  • Обсуждать;
  • Наблюдать;
  • Догадываться;
  • Делать выводы;
  • Получать удовольствие от работы.

2. Пятиминутка. (Читаем глазами)

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре-портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас, и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.

Ярко горели лампы, и всё пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого что стёкла запотевали, и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.

3. Разгадывание кроссворда. Определение темы урока.

    1. Старик хитрый, ученый, мельник…(Панкрат).
    2. Цветок - лепесток в валенках. (Варюша).
    3. Друг автора. (Рувим).
    4. Старый воробей. (Сидор).
    5. Сначала ворюга, потом Милиционер. (Кот)
    6. Деревушка, где жила Варюша. (Моховое)
    7 .Внук деда Лариона. (Ваня)
    8. Дождь бывает…(слепой)
    9 .Он вылечил зайца. (Карл)
    10. “Да ну тебя!” (Филька)
    11. Дождь бывает…(спорый)
    ПАУСТОВСКИЙ (портрет)

4. Работа в парах.

- Что узнали о К. Г. Паустовском? Что он писал? (жанровая разновидность)

Назовите рассказы, сказки, очерки, юмористические рассказы.

Тема произведений: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК.

- Назовите произведения, в которых автор описывает мудрых и добрых стариков.

.5. Работа с классом.

А) Групповая работа. - Кто из героев прочитанных произведений вам запомнился? Составление портретов героев:

  • 1 гр. Варюша;
  • 2 гр. Ваня Малявин;
  • 3 гр. Кот Ворюга (Моя кошачья жизнь);
  • 4 гр. Филька.

Памятка.

1. Портрет
2. Поступки.
3. Речь.
4. Отношения.

Б) Дифференцированная работа.

1 группа

2 группа

3 группа

Дождь. Какой бывает?

(выборочное чтение)

Соотнесите пословицы с прочитанными рассказами: 1. Признание – половина исправления. 2. Земля, на которой родился – золотая. 3. Не бросай друга в несчастье. 4. Весна да осень – на дню погод восемь. Определите внутренний мир героев, их переживания, настроение, чувства: - добрый; - злой; - жестокий; - заботливый; - внимательный; - великодушный; - бестактный; - благородный; - беспокойный.

В) Выборочное чтение (соотнесите текст с рисунками)

6. Обобщение

- Чему учат произведения К.Г. Паустовского?

Д/з: Кто больше прочитает? (выставка книг)

Найти отрывок прочитанного произведения.

“Резиновая лодка”.
“Прощание с летом”.
“Барсучий нос”.
“Золотой линь”.
“Заботливый цветок”.
“Подарок”.

7. Рефлексия и самооценка.

(Светофор. Зеленый – доволен, желтый – не совсем, красный – не доволен)

А) Что удивило?
Б) Что произвело впечатление?
В) Кому можете сказать спасибо?

“Я хочу жить долго, чтобы испытать до конца всё очарование и исцеляющую силу нашей русской природы” К.Паустовский.

Имитационная игра

1. Организация класса.

2.

– Послушайте загадку и определите, о чем идет речь? (слайд №11)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) (слайд №12)

3.

Ольга Высотская посвятила одуванчику свое стихотворение.

А) Чтение стихотворения

- Как вы понимаете слова “Он большого солнца – маленький портрет?”

Б) Дифференциация по объему. (Слайд №13)

1 уровень. Подсчитай количество глаголов в стихотворении.
2 уровень. Какая часть речи встречается чаще?
3 уровень. Каким выразительным языковым средством пользуется автор? (сравнение)

4.

М.Пришвин посвящает свое произведение тоже одуванчику и называет его “Золотой луг” (сведения об авторе). (Слайд № 14, 15)

- Самостоятельное чтение текста

- Определение жанра.

5. Дифференцированная работа (слайд №16)

  • Комплектование групп-уровней.
  • Подбор разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.
  • Овладение различными видами дифференциации:

Задания группам – подобрать задания к этому произведению по характеру мыслительной деятельности и по уровню творчества.

6. Выступление групп.

7. Рефлексия.

Вопросы:

А) Что нового узнали на уроке?
Б) Что вы считаете нужным запомнить?
В) Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?

Итог: (слайд №17)

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский.

Благодарность и пожелания.

Презентация 1

Презентация 2