Разработка урока–практикума по теме "Анализ потребительского рынка г. Бийска с учетом востребованности продукции местных предприятий перерабатывающей промышленности"

Разделы: Экономика


Выписка из тематического плана спец. курса для десятых классов

Деятельность учителя, учащихся

I. Формулирование цели урока (учитель и учащиеся - совместная работа);

II. Примерное вступительное слово учителя:

В связи с переходом к рынку возникла необходимость проведения грамотно организованных процессов реформирования различных сфер экономики. Конечным итогом данной трансформации является структура потребительского рынка, который по своей сути — индикатор развития экономики Алтая, г. Бийска. Именно он обеспечивает структурную сбалансированность производства, доходов и конечного спроса. Если товарооборот растет, следовательно, развивается и потребительский рынок, хотя для Алтая эта классическая догма Запада приемлема лишь отчасти.

III. Задание по группам:

Задание для группы № 1:

а) обработка материала анкеты по экспертизе потребительского рынка г. Бийска по ценам на продукцию местных предприятий перерабатывающей промышленности.

Анкета для экспертизы потребительского рынка г. Бийска (работа с торговыми точками в границах микрорайона школы):

  1. Продукцию каких предприятий, регионов предпочитаете закупать? Почему?
  2. Какова доля продукции местных предприятий?
  3. Какие местные предприятия предпочитаете? Почему?
  4. За 3 года увеличилась ли доля продукции местных предприятий или сократилась?
    Почему?
  5. Пожелания руководителям местных предприятий перерабатывающей
    промышленности.
  6. На сколько % (рублей) увеличивается стоимость вводимой в город продукции?
  7. Как идет рост цен привозной продукции или не происходит?

б) систематизация в таблице №1

Таблица №1

“Цены на продукты питания 01.01.2005 и 01.01.2006”

 

Единицы измерения

На 01.01.2005

На 01.01.2006

Сахар

кг

17,79

19,65

Маргарин

кг

37,40

32,69

Мука в/с и 1с.

кг

9,69

8,75

Масло сливочное

кг

87,30

104,77

Молоко фасованное

литр

13,80

15,69

Рис

кг

20,05

21,36

Вермишель

кг

19,34

18,49

Говядина

кг

90,92

108,15

Яйцо

1 дес.

25,84

19,22

Колбаса вареная 1с.

кг

96,00

98,30

Вывод: происходит рост цен на сахар, масло сливочное, молоко в тетрапаках, рис, мясные продукты. Причина: в большей части привозные продукты, т.к. местные предприятия либо временно закрыты, либо обанкротились. Продукция идет в город из Кемерово, Новосибирска, Барнаула и других городов края. А, следовательно, это удорожание за счет бензина, амортизации транспорта и т.д. Местная продукция по ценам имеет тенденцию к снижению (мука, яйцо и т.д.); город остается без предприятий перерабатывающей промышленности.

Анализ востребованности продукции местных предприятий. Проведенные нами исследования показали, что крупные торговые фирмы города, такие как “Аникс”, “Ботцентр”, предпочитают продукцию таких регионов Сибири и Алтайского края, как Барнаульский гормолзавод, Кемеровская область г. Новокузнецк, Смоленская область, г. Смоленск, г. Новосибирск, г. Заринск, Овчинниковский комбинат и т.д.

Доля местных предприятий на потребительском рынке товаров составляет менее 40%. На местном потребительском рынке за последние три года выросла доля продукции местных промышленных предприятий только в сфере продажи яйца и сахара. Стоимость привозной продукции на прилавках города возрастает на 2-4%, а это составляет в среднем увеличение от 3 до 4-5 рублей. Вот и получается, что предприятия перерабатывающей промышленности города работают сами для себя, меньше всего, заботясь о местном потребителе.

Задание для группы №2:

составление сравнительной круговой диаграммы развития потребительского рынка 2006 и 2007 г. по таблице №2 (построение диаграммы с помощью компьютерных программ Word и Excel).

Таблица №2 “Потребительский рынок”

 

2006

2007

Розничный товарооборот (млн. руб.)

7551,7

8815,4
Оборот общественного питания (млн. руб.)

235,8

292,6

Общий объем платных услуг (млн. руб.)

1691,4

2364,9

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Задание для группы №3:

- систематизация материала в таблицах:

а) количественный состав магазинов в 2006 г. (таблица №3);

б) услуги, предоставляемые населению в 2006 г. (таблица№4).

Таблица №3

Наименование типов магазинов

Количество магазинов

Торговая площадь

Всего по городу

673

77271

Продовольственные

388

36508

Непродовольственные

233

26512

Смешанные

52

14250

Таблица №4

№ п/п

Виды услуг

Количество хозяйствующих субъектов

Количество рабочих мест

1.

Ремонт, окраска и пошив обуви

54

105

2.

Ремонт и пошив изделий: швейных

меховых

кожаных

головных уборов

28

4

5

15

7

240

28

10

30

28

3.

Ремонт и техническое обслуживание машин и приборов

29

44

4.

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры

28

99

5. Ремонт автотранспортных средств 40 127
6. Изготовление мебели 29 93
7. Услуги парикмахерских 73 558
8. Услуги фотоателье 22 53

Вывод: Из услуг, предоставляемых населению, достаточно ремонтно-технического характера и парикмахерских. Недостаточно ателье по ремонту и пошиву изделий (меховых, кожаных, головных уборов).

Задание для группы №4:

составление графиков денежных доходов и расходов населения по представленным лекционным статистическим данным.

Диаграмма3

Диаграмма 4

Вывод: Позитивные тенденции в развитии экономики края позволили в 2000 году впервые после августовских событий 1998 года остановить падение реальных денежных доходов населения, закрепить их дальнейший рост на 10,1 процента к предыдущему году. Восстановление реальных доходов населения происходило за счет роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по заработной плате. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономики края, в реальном выражении выросла на 12,1 процента. Улучшилось материальное обеспечение пенсионеров. Средний размер назначенных месячных пенсий составил 1117 рублей и увеличился на 37 процентов, в результате численность малоимущего населения в крае сократилось по сравнению с предыдущим годом на 220 тыс. человек. Вместе с тем заработная плата у нас продолжает оставаться одной из самых низких в Западносибирском регионе. Занятость населения является одной из ключевых позиций социальной политики администрации края, в этом направлении проводилась активная работа, численность трудоустроенных удалось увеличить в 1,3 раза, или на 77 тыс. человек.

Итоги урока:

I. Перекрестный анализ работы групп по плану:

  1. Исследованные вопросы;
  2. Доступность изложения;
  3. Дополнения к работе;
  4. Исправление ошибок;
  5. Индивидуальная работа в группе;
  6. Оценка работы группы;
  7. Оценка работы группы консультантом. Выставление оценок членам группы.

II. Учитель:

Подводит итог урока:

  1. Оценивает знания учащихся, а главное умение отражать материал в графиках,
    диаграммах, таблицах;
  2. Анализирует работу каждой из групп.

III. Информация к размышлению.

Заключительное слово учителя:

Потребительский рынок Бийска развивается неравномерно. На лицо рост магазинов (даже из соседних районов) и вместе с тем падает перерабатывающая промышленность. Только за 2007 год банкротами стали Бийский мясокомбинат, Бийская табачная фабрика и др. предприятия. Развитие малого и среднего бизнеса сползает в сторону торговли или перепродажи продукции неместных предприятий.

Потребительскому рынку города нужны срочные вливания собственной перерабатывающей промышленности. Имеющиеся производители, такие как “Пятачок”, “Евразия”, “Швыдченко” погоды не делают. А отсюда местные жители вынуждены покупать продукцию с “накрутками”. Если к сложившейся ситуации прибавить инфляцию, то социальное положение населения можно объяснить как направление на “выживание”.

Бийск - “ворота” в Республику Алтай. В связи с перестройкой в экономике края и преобразованием Алтая в новую рекреационную зону, Бийск может получить назначение как город историко-краеведческого направления. Тогда потребительский рынок может трансформироваться и приобрести новое значение, где потребуется развитие новых отраслей. Сферы услуг и “лицо” потребительского рынка будут носить другой характер.

Список литературы:

  1. Материалы из отчета администрации Алтайского края, г. Бийска, 2007 г.;
  2. Материалы периодической печати;
  3. Анализ данных отдела статистики г. Бийска, 2007 г.;
  4. Результаты опроса по анкете крупных фирм г. Бийска