Изучение английского языка через участие в международном интернет-проекте

Разделы: Иностранные языки, Информатика


1. Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся.

В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: мультимедийным энциклопедиям, тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое по их мнению важное и занимательное.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это рисунок или сочинение) что, несомненно, придает работе динамизм и привлекательность.

Для младших школьников участие в международном Интернет-проекте является первым опытом международного общения, знакомства с элементами культуры написания электронных писем, стимулом для изучения английского языка.

2. Международный Интернет-проект «Local History Project and My City Then and Now» - «Местная история – Мой город вчера и сегодня»

В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы. В нашем лицее обучение в 4-6 классах ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной.

Так, например УМК для 5-го класса предлагается тема “Personal Identification” – ”Всё о себе” (character, appearance, likes and dislikes, family, date of birth, place of birth, age, occupation, name, address, telephone number). Тематика близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих семьях, о себе, о своих увлечениях. Интересная тема проекта помогает школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор на уроках английского языка. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе формулируется тема и конечная цель проекта, планируется и утверждается календарный план работ:

1. Определяются временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются).
2. Формируется перечень материалов, которые могут использовать учащиеся.
3. Обсуждается план написания сочинения и создания иллюстрации, выбирается форма представления результатов.
4. Далее по электронной почте происходит обмен творческими работами с партнерами по проекту.
5. Знакомство с творческими работами, полученными от иностранных корреспондентов.

Логическим завершением проекта является презентация результатов: создание печатного буклета или сайта с работами участников проекта.

Нашими партнерами по проекту «Local History Project and My City Then and Now» – «Местная история – Мой город вчера и сегодня» стали учащиеся 3–5 классов школы «All Saints’ Academy» города Лэйклэнд штата Флорида США. Американские школьники предложили написать забавные сочинения, которые они назвали «Bio-poems». В рамках предложенной темы ребята должны были по плану написать о себе, о своих семьях, о своих хобби. Оформление текста в виде круга было также предложено школьниками Флориды.

Plan
How to write bio-poems
name ……
your appearance …..
your parents ………………
likes to …………………………
dislikes ………………………………..
cares about ………………………
hopes to ………………………
has been to ………………
lives in ………………
will be your friend
surname

Для написания интересного сочинения необходимо не только знание лексико-грамматического материала в рамках школьного учебника, но и освоение дополнительной лексики. И в этом отношении нам показались очень интересными и информативными сочинения американских школьников, носителей языка. Ребята с удовольствием приняли участие в составлении «Additional Vocabulary» с использованием лексических единиц, которые они встретили в сочинениях своих респондентов.

Additional Vocabulary

your appearance: shy, busy, ambitious, sincere, full of smiles, energetic, interesting, nice looking, hard working, funny, intelligent, curious, kind, always on-the-go, athletic, smart, forgetful
likes art, athletics, soccer, skiing, water sports and reading, all school subjects, movies, science and nature, being around the water, reading, painting, singing, being in charge
dislikes giving speeches, meanness and selfishness, writing and homework, bullies, deadlines, rules, to sleep
cares about animals and friends
hopes to become a doctor, an astronaut, a marine biologist; travel to every continent, around the world; see the world, all seven continents; take education seriously
Never stops learning
Makes friends easily

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Идет индивидуальная работа учителя с учеником: обсуждаются достоинства и недостатки каждого конкретного сочинения, даются советы, ставятся наводящие вопросы, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Работая над проектом «Local History Project and My City Then and Now», дети иллюстрировали сочинения «Bio-poems» своими рисунками (рисунок 1) и фотографиями (рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, осваивают текстовые и графические редакторы, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Сочинения и рисунки по теме «Bio-poems» опубликованы на сайте проекта «Local History Project and My City Then and Now» по адресу <http://www.sch130.nsc.ru/~olchasov/local_history/> (рисунок 3). Интернет-сайт является презентацией мировой общественности творческих возможностей ребят не только в области иностранного языка, но и литературы, изобразительного искусства.

Рисунок 3

3. Проектная деятельность на уроках английского языка – актуальность и результативность

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование современных информационных технологий, не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в международных интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

4. Список литературы

  1. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  2. Гусельникова Е.В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2000
  3. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. «Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий». Фестиваль «Открытый урок» 2005/2006 года <http://festival.1september.ru/articles/310829/>
  4. Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.
  5. Коптюг Н.М. «Местная история, или организация проектной деятельности в виртуальной среде». ИКТ в образовании, 2008, №22.
  6. Чернобай С.Б. «Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества». Материалы Региональной Научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа – вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.