Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • учебная – добиться усвоения основных понятий урока;
  • воспитательная – развитие в детях чувства уважения к чужому мнению, учить учащихся на практике разрешать конфликты
  • развивающая – формирование социокультурных ценностей

Основные понятия:

  • Конфликт.
  • Компромисс
  • Арбитраж
  • Конфронтация

 Эпиграф

«Плохой мир лучше хорошей ссоры»
(народная мудрость)

Оборудование:

  1. учебник для 8 класса А.И. Кравченко «Обществознание»
  2. поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»
  3. мулитимедийное пособие «Обществознание 8-11 классы»
  4. новые понятия и схемы, оформленные на листах А3 (в мульфорах).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

II. Изучение нового материала.

1. Актуальность изучения темы и степень её изученности (беседа).

Мы продолжаем изучение социальной сферы, сегодняшний урок – первый в этой четверти и посвящен он теме «Конфликты в обществе».

Вопрос ребятам: Почему мы с вами будем изучать эту тему?

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознавать конфликт и грамотно выходить из него.)

Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире. Изучением этой проблемы занимались Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.

2. Понятие «конфликт» и его классификация. (беседа)

а) Что такое «конфликт»? (спор, выяснение отношений)

Конфликт (в переводе с латинского) – спор, столкновение.

б) Какие мы можем выделить конфликты? Что лежит в основе их классификации? (число участников конфликта, причина конфликта и др.)

Учитель и учащиеся выделяют виды конфликтов и записывают их.

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);
  • межличностные (два участника);
  • социальные (много участников, государства).

Типы конфликтов (по причинам)

  • экономические;
  • политические;
  • этнические;
  • культурные и религиозные;
  • профессиональные.

в) просмотр фрагмента из мультимедийного пособия (исторические и бытовые примеры конфликтов).

– назовите участников межличностных и социальных конфликтов?

г) работа с отрывком из статьи конфликтолога из мультимедийного пособия.

– назовите основное отличие объективного и субъективного конфликта (объективный – не зависит от людей, субъективный – зависит от людей).

д) просмотр видеофрагмента о видах конфликтов.

Физминутка !!!

3. Способы протекания конфликта (беседа).

Работа со схемой в учебнике на странице 154. Комментирование вместе с учащимися этих способов протекания конфликтов (приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество) и объяснение новых слов.

4. Пути выхода из конфликта (работа с схемой – кратко!!!).

  • мирные – компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж;
  • насильственные – применение силы.

III. Закрепление.

1. Ролевая игра.

  • ученик опоздал на урок – показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика);
  • восьмиклассник Коля попросил Олега помочь на контрольной работе по алгебре. Но Олег успел решить только свое задание. Коля получил «2» – показать все возможные варианты выхода из конфликта. (участники - 2 ученика)

2. Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни конкретных людей. Они помогают четко определить позиции и интересы сторон, дают выход отрицательным эмоциям, являются попыткой добиться своих целей.

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что можно возразить или уточнить в высказывании психологов?

3. Какие конфликты имеют объективную и субъективную причину?

  • конфликт отцов и детей;
  • конфликт при взаимодействии человека с окружающей средой;
  • межклассовый конфликт;
  • между мечтой и реальностью.

В современном мире вступая в отношения между собой люди оказываются в конфликтах, умение выйти из них – главное достоинство человека.

IV. Домашнее задание:

§23, работа с таблицей после § 23.

V. Выставление оценок.

VI. Окончание урока.