Занятия для девочек-подростков "Поверь в себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Для занятия необходимо:

  • чистые листы различных форматов
  • зеркало
  • булавки
  • заготовки с нарисованными домиками.

Начало занятия

В начале занятий оговариваются правила.

Правила:

  1. Конфиденциальность – личная информация, полученная на занятиях о ком-то из участников, за пределы группы не выносится.
  2. Уважение к чужому мнению.
  3. Один человек – один голос.
  4. Стремление понять другого человека.
  5. Добровольность участия.

Задание 1.

Каждый из участников выполняет визитки, на которых, пишут то имя, каким бы они хотели, чтобы их называли в группе.

Упражнение  «Что значит ваше имя?»

Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:

— Нравится ли мне мое имя?

— Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

— Знаю ли я, что обозначает мое имя?

— Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

— Есть ли мои тезки среди известных людей?

— Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

После того как участник рассказал о себе, он прикрепляет бэйдж с именем. С этого момента все участники группы называют друг друга по имени, которое написано на бэйдже.

Задание 2.

По кругу передается зеркало и каждый смотрит в это зеркало и озвучивает те, мысли которые у нее возникают, глядя на свое отражение.

Вопрос на размышление: Что ты видишь когда смотришь в зеркало?

Ты думаешь, что тебя никто не полюбит, что ты – самая обыкновенная, некрасивая, ничем не примечательная, что у тебя ординарная внешность, что все твои одноклассницы, подружки гораздо интереснее тебя.

А если я скажу так, что в зеркале отражается не твой подлинный образ.

Возникает вопрос: «Почему?»

Да потому что ты оцениваешь себя критически.

По кругу еще раз передается зеркало с надписью на зеркальце: «Другие – не лучше!» (надпись приклеивается незаметно) и каждый смотрит в это зеркало и озвучивает те, мысли которые у нее возникают, глядя на свое отражение в зеркале с такой надписью.

То, что вы видишь – это совокупность твоего представления о самой себе: прошлого опыта, комплиментов, которые ты когда-либо слышала, обидных замечаний в адрес своей внешности.

Известно, что люди думают о себе, как они себя оценивают, самую большую роль играет оценка собственной внешности. От того, как человек оценивает свою внешность, зависит его уверенность в себе. На оценке собственной внешности может сказаться искаженное представление о себе, а это, в свою очередь, влияет на то, каким мы себя видим. Но то, что мы видим, повторюсь, подчас не соответствует реальности.

Оценка своей внешности и своих способностей всегда субъективна. Никто не имеет возможности видеть себя со стороны и тем более, знать, как его воспринимают окружающие.

Современное общество уделяет физическому облику слишком много внимания. Мы зомбированны признанными эталонами женской красоты. Огромное количество конкурсов красоты, рекламы различных товаров народного потребления,  фото на обложках журналов и т.д.

И как следствие этого – недовольство своей внешностью. 

У девочек иногда развивается расстройство, которое называется дисморфофобией. Дисморфофобия – это непоколебимое убежденность в наличии недостатка внешности, что на самом деле не соответствует действительности либо сильно преувеличено.

Никто, кроме самого человека с синдромом дисморфофобии, этого недостатка не замечает, однако на него не действуют никакие убеждения, и человек упорно меняет свою внешность, обращаясь к пластическим хирургам.

Пример - Майкл Джексон.

Анекдот

Только в Америке красивый негритянский парень может превратиться в страшную белую женщину.

Есть еще одно психическое расстройство – нервная анорексия, это очень тяжелое заболевание, которое обычно заканчивается больницей, а нередко и смертью.

Нервная анорексия проявляется в том, что девочка упорно желает похудеть и изнуряет себя жесточайшими диетами.

Такое насилие над организмом приводит к тому, что у девочки нарушаются функции многих органов и систем, в первую очередь эндокринной системы, нарушается менструальный цикл, возникают гастриты. Запоры и другие заболевания внутренних органов.

Она не ест ни рыбы, ни мяса, поэтому у нее ни кожи, ни рожи.
Диля Еникеева.

Есть один раз в день вредно – если это длится с утра до вечера.
Диля Еникеева.

По поводу своей внешности страдает и переживает практически каждая, за очень небольшим исключением.

Даже те девушки которые вам кажутся очень популярными среди ребят и раскованно ведут себя, обладают определенными комплексами. Девочки, пользующиеся успехом у ребят из-за того, что живут активной половой жизнью, нередко страдают от комплекса неполноценности. Они потому  безотказны для парней, потому и готовы лечь с каждым, что хотят стать популярными. Но, усы: в итоге становятся легкодоступными.

Да, ребята общаются с такими девочками, потому что те не отказывают им в сексе и готовы где угодно, когда угодно и порой с кем угодно. Зачем парню «уламывать» скромницу-тихоню, когда под рукой есть «раскованная> девчонка?!

Но задумайся: ведь эти девочки, занимаясь беспорядочным сексом с кем попало, не любят себя! Они не любят свое тело и не ценят его, поэтому предоставляют его кому угодно — на полчаса, на час, порой на 15 минут, иногда в неподходящих местах. Вместо того чтобы относиться к своему телу как, к драгоценному сосуду, который несет в себе великое начало — давать наслаждение представителю противоположного пола и давать наслаждение ей самой, предоставляет свое тело столь же неумелым, как и сама, партнерам. Этот беспорядочный секс ничего ей не дает — ни эмоционального, ни физического удовлетворения!

В дальнейшем закрепляется устойчивая патологическая причинно-следственная связь, что тело существует вовсе не для того, чтобы дарить физическое и эмоциональное удовольствие его обладательнице, ведь она не привыкла получать удовольствие от случайной близости.

С годами эта связь закрепляется, и она точно так же не ценит ни себя, ни свое тело, и точно так же предоставляет его, как бы дает напрокат, любому желающему.

Да, у таких женщин впоследствии бывает много сексуальных партнеров, они неоднократно и, как правило, не очень удачно выходят замуж, но, в конце концов, многие из них приходят к сексологу с однотипными жалобами:

— Доктор, у меня было столько любовников! Среди них были всякие — хорошие и плохие, а вот оргазма ни с кем не испытывала.

Как видишь, многие личностные проблемы корнями уходят в детство. Сексуальность — не исключение. Она зависит от того, как проходило воспитание девочки, как созревало ее либидо, как она себя позиционировала в этом мире и во взаимоотношениях с противоположным полом и, самое главное, как она относится к самой себе, то есть от ее самооценки.

Объявление «Мы докажем, что вы можете выглядеть гораздо лучше, чем сейчас».
Бюро ритуальных услуг.

Упражнение «Домики».

На листе бумаги делаются заготовки, рисуются «домики». Приложение 1.

Инструкция.

Вспомни людей, которые тебя окружают (родители, родственники, друзья; учителя, знакомые, одноклассники). Кто из них отличается умом, добротой, трудолюбием и красотой?

  1. «Рассели» их по этажам в этих домах (впиши их на этажи каждого из зданий). Учти, что на самых верхних этажах этих зданий живут самые достойные люди.
  2. А куда ты поселишь себя в этих домах? Напиши букву «я» зеленым цветом на каком-либо этаже в каждом из этих домиков.
  3. Как ты думаешь, куда поселила бы тебя твоя мама в этих домах? Напиши букву «я» красным цветом. А где разместил бы тебя твой лучший друг? Напиши букву «я» синим цветом в каждом из этих домиков.

Ну а теперь поговорим о том, без чего и от чего зависит не только твой характер, но и успешность  - успешность во всем – о самооценке.

Впервые термин «самооценка» был введен психотерапевтами Линдой Санфорд и ее коллегой Мэри Донован в книге «Женщина и самооценка». Эта книга получила большой отклик, а их друзья дали ей меткое название:

«Слепой ведет слепого».

Самооценка бывает высокая, адекватная (правильная), низкая (завышенная).

Завышенная самооценка (переоценка) — это когда человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле, это преувеличенное мнение о самом себе. Иными словами, такой человек переоценивает себя, свои способности и возможности.

Низкая (заниженная) самооценка — это когда он думает о себе хуже, чем он есть на самом деле. То есть это недооценка своих возможностей и способностей.

Адекватная самооценка — это правильное, объективное отношение к себе и к своим достоинствам и возможностям.

Из этих трех вариантов, безусловно, оптимальна адекватная самооценка — высокая, но не завышенная.

Самооценка (мнение о себе) влияет и на наше поведение, и на отношение к другим людям.

Самая большая проблема человека с неадекватно (неправильной) самооценкой, завышенной или заниженной — трудности общения. (Коммуникация — так по научному называется общение между людьми, а неумение общаться называется нарушением коммуникации.)

Завышенная самооценка нередко приводит к конфликту с окружающими из-за несоответствия уровня притязаний, амбиций субъекта его реальным способностям.

«Ворона в павлиньих перьях» - вот какое определение подходит людям с завышенной самооценкой

Заниженная самооценка мешает строить партнерские (то есть равноправные) отношения с окружающими: и с представителями своего пола, и с представителями противоположного пола.

Кокон, из которого при благоприятных обстоятельствах вылупится прекрасная бабочка. – вот что можно сказать о девочке с заниженной самооценкой

Большинство людей имеют неправильную самооценку. Некоторые — чересчур завышенную. У таких людей были нескончаемые проблемы, потому что они претендовали на слишком много, на что не имели права. Ау большинства самооценка бы; заниженной. Обладая немалыми способностями, люди были весьма невысокого мнения о собственной персоне — отсюда комплексы, неуверенность в себе, проблемы в общении, проблемы с противоположным полом, неврозы и многое другое.

Самооценка не есть нечто неизменное.

Самооценку можно развивать. В течение жизни она может подниматься и опускаться.

Все дело в том, что мы не можем сами правильно поставить себе отметку. Когда человек сравнивает себя с другими людьми, он видит преимущественно положительные стороны в других людях, а в себе — преимущественно недостатки таковы уж особенности человеческой психики.

Окружающие обычно воспринимают человека по его самооценке. Человек с высокой самооценкой выглядит уверенным в себе и благополучным (причем это не всегда соответствует действительности!), и у окружающих создается именно такое впечатление о нем, — ведь люди зачастую судят о других лишь по внешним характеристикам, не умея правильно оценить, что лежит в основе поступков и стереотипа поведения другого человека.

Самооценка имеет большое значение в отношениях с противоположным полом. Девочка с заниженной самооценкой считает себя непривлекательной или боится быть отвергнутой и нередко терпит неудачу на любовном фронте. И вовсе не потому, что она и в самом деле непривлекательна, — от низкой самооценки страдают даже симпатичные девчонки — а из-за того, что не ценит себя, е умеет подать себя в выигрышном свете.

Что является спутники низкой самооценки?

Робость, застенчивость, обидчивость, болезненно обостренное самолюбие, ревность, зависть, неуверенность в себе. В собственной привлекательности, комплекс неполноценности, боязнь получить отказ или показаться смешной, страх быть отвергнутой.

Вопрос на размышление: Причины заниженной самооценки.

  1. Привитие родителями своих комплексов.
  2. Недостаток любви и внимания.

Следствие заниженной самооценки

  1. Неумение ладить с людьми
  2. Не умение говорить «нет»
  3. Болезненное реагирование на мнение других.

Если тебе что-то говорит человек умный, сам реализовавший себя в жизни, то к его совету стоит прислушаться. Но если эта особа (пусть даже она значительно старше тебя) ничего собой не представляет, то чему она может тебя научить?!

История из жизни.  Приложение 2

Наши недостатки не так страшны, как их малюют.
Диля Еникеева. Упражнение Рэфрейминг («Синонимическое преображение» - подбор  синонима с позитивной окраской).

Рэфрейминг (reframing)  - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

(Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления - Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП. для того, чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачыи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми.

Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации — и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор”).

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 минут каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем чтобы представить его с положительной стороны.

Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храбрости оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность — проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость — свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.

Ленивая – Экономящая свои силы

Глупая – Нестандартно мыслящая

  1. В комнате не грязно, это творческий беспорядок
  2. Я не занудная, я настойчивая
  3. Я не истеричная, я искренняя и эмоциональная

Анекдот

Приходит  Лиса ко Льву и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: «Туп и упрям».

– Но это же характеристика на повышение, - возмущается Лиса.

– А что писать?

– Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».

Одно и тоже утверждение в различных языковых ситуациях приобретает различные смыслы

«Ты некрасивая!»  «Зато на мне женятся по любви». 

– «Ты упрямая!» «Но когда необходимо   добиться своего, многие могут позавидовать моей настойчивости».

Анекдот

К  психотерапевту пришел мужчина, который жаловался на свою жену: «Она слишком разборчива! Когда мы ходим с ней по магазинам, она по несколько часов примеряет  вещи, но ничего не покупает! Я ее жду и трачу свое время! Ее привередливость просто сводит меня с ума!» На что психотерапевт ответил: «Представляете, а ведь из всех мужчин на свете она выбрала именно вас!».

На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. — в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.

Завершение: обсуждение упражнения.

Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?

Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над полученным материалом?

Плохое качество нужно никому не показывать и стараться преодолеть, а хорошее нужно уметь подчеркнуть.
Диля Еникеева.

Беда многих девушек – они не умеют продемонстрировать свои очевидные достоинства.

Скромность украшает… другую девушку.
Диля Еникеева.

Самое главные качества в представительнице прекрасного пола, которые являются залогом ее счастливой судьбы, - это чувства собственного достоинства, самоуважение, уверенность в себе и адекватная самооценка.

Упражнение. «Уникальность каждого».

Игроки сидят в кругу, у каждого наготове бумага и карандаш.

Задание: вспомнить ситуацию, когда приходилось быть не как все.

Например:

— неожиданные факты (я выиграл в лотерею);

— кулинарные способности (я замечательно готовлю борщ);

— интересный жизненный опыт (я прожил год за границей);

— особые награды (получил медаль за спортивные достижения);

— необычные умения (предсказывать погоду);

—особые интересы (я прекрасно разбираюсь в птицах, особенно в попугаях).

Попросите участников на своей визитке с именем написать новую характеристику, которая подчеркивает их индивидуальность. (Впоследствии эта информация может помочь вам в работе.)

Самое главное качество в представительнице прекрасного пола, которое явлеется залогом ее счастливой судьбы – это чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность в себе и адекватная самооценка.

Рядом с тобой есть девочки  (девушки), которые в чет-то превосходят тебя – более красивые, более обаятельные, более умные, более удачливые, более интеллигентные, более образованные. Ну и что? Невозможно быть лучше всех, равно как и невозможно вобрать в себя все положительные качества. Идеальных людей не бывает и не нужно стремиться к идеалу. Ты такая, какая есть, и полюби себя такой!

Человек который не любит себя, не может внушить любовь к себе.

Релаксация. «Полет белой птицы».

Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки свободно лежат вдоль туловища, ноги расслаблены. Представь, что ты лежишь на теплом желтом песке, над тобой спокойное, чистое небо. В небе плавно летит белая птица. Ты поднимаешься и летишь рядом с ней. Ты сам эта белая птица. Ты летишь в спокойном синем небе, под тобой спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Ты подлетаешь, опускаешься на теплый желтый песок, снова превращаешься в человека и ложишься на спину. Ты лежишь на теплом желтом песке, над тобой спокойное синее небо, ты расслаблен, ты отдыхаешь.

Ступней твоих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки, тебе легче дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вздоха, открываешь глаза, встаешь отдохнувшим!

Рефлексия.

Литература

Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89Ж, 2005.

Микляева А.В. Я – подросток. Программа уровков психологии. – СПб.: Издателство «Речь», 2006.

Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). СПб.: Речь, 2007.

Еникеева Д.Д. Как стать настоящей женщиной: практическая психология и сексология для девочек. – М.: АСТ: Астрель, 2006.