СПК "Город Мастеров" – мегашкола XXI века (проект гуманистической школы) и "Образование в «Зазеркалье»" (кризис реформы)

Разделы: Администрирование школы


"Если ребенок хочет совершить выбор, – не давайте ему свой, – а предоставьте максимум возможных, известных вам. Он выберет и, совершив его, оценит себя" (Я.Корчак)

Воспитательная цель: создание позитивной социально-педагогической ситуации развития базовой культуры личности.

Структура цели: воспитание образованной личности – интеллигента, гражданина, человека культуры и нравственности, интегрированного в социум.

"Образованный – кто много знает и хорошо воспитан". (К. Станиславский)
"Гомо моралес" – личность ХХI века ("гражданин Мира").

Синонимы высокой культуры и нравственности: интеллект, креативность, дивергентность. Порядочность, достоинство, самостоятельность.

"Интеллигент – это тот, кто не равнодушен к тому, что происходит вокруг, который живет страданиями и радостями своей земли и который в первую очередь думает не о себе" (В. Шукшин).

Задачи: через поиск "Моцарта" в каждом – к формированию образованной (интеллигентной) личности ("интеллего" – выбираю между") – умению сделать нравственный выбор в процессе социализации и защитить духовное начало в реалиях перманентного информационного пространства.

"В каждом человеке "Моцарт", только в одном он раскрылся, а в другом так и остался неосвобожденным". (А. Экзюпери)
"За всем, достойным восхищения, стоит творческая индивидуальность, и не время создает человека, а человек создает свое время" (О. Уайльд).
"Самостоянье человека – залог величия его" (А. Пушкин).

Принципы, основные направления:

  • гуманизм, интеллектуально-нравственная направленность образования,
  • гуманистическая школа сотрудничества, сотворчества, содружества,
  • принцип природосообразности,
  • принцип культуросообразности
  • соуправление педагогически целесообразной деятельностью коллектива, функционирующего как живой социальный организм,
  • личностно ориентированный подход (КТД, кружковая деятельность, творческие союзы, разнообразие творческих форм: бизнес-туры, творческие досуги, интегрированные дела, капустники-шоу, акции, уроки-спектакли, педсоветы-презентации, деловые игры, элективы и т.д.)
  • педагогический поиск (аффективно-когнитивная насыщенность жизни коллектива),
  • принцип коллективного творческого процесса (творческое и личностное обновление форм работы, традиционные дела), педагогизированное пространство единомышленников (сотворчество микро и макросреды), систематизирующие виды развивающей деятельности (познавательная и клубная),
  • принцип вариативности,
  • профессиональная направленность,
  • принцип педагогической целесообразности "Не навреди",
  • валеологический комплекс с расширенной лечебной базой.

Педагогические теории, технологии. Ведущие идеи:

Классические работы В.А.Сухомлинского, В.Караковского, И.С.Якиманской и др.

  • педагогика гуманизма: "Сперва любить, потом – учить" (Каменский),
  • идея прогрессивизма,
  • педагогика сотрудничества ("Совместные праздники - это момент духовного общения с детским коллективом" Караковский)
  • идея воспитательных центров,
  • идея социально-медицинского комплекса,
  • идея соуправления ("Действие коллективное, воздействие – индивидуальное" Якиманская)
  • идея коллектива общинного типа ("Учащие и учащиеся – прежде всего, сотрудники" Рерих),
  • логика поступенчатого акцентирования (доминантные задачи) В.Дубовицкая,
  • реализация главных духовных потребностей – "ОТКУП". А.Доровский,
  • вариативность деятельности и отношений (включение в различную социально и личностно значимую воспитывающую и развивающую деятельность).

Создание условий для развития личности:

  • компетентное управление (триада положительных я-концепций: администрация (создание оптимальных условий для самореализации личности) - гуманность, творческость, профессионализм, созидательность; учителя (объективация субъективного "я"; учащиеся (успешная деятельность).
  • непрерывная система развития личности ("Любить детей – значит постоянно находиться с ними" Макаренко)
  • освоенная школой педагогизированная микро и макросреда,
  • расширенная сеть кружков, секций, клубов, факультативов, элективов (исходя из потребностей, интересов, запросов детей),
  • творческий потенциал педколлектива (интегральная личность учителя-фасилитатора, творческого профессионала),
  • атмосфера доброжелательности, вдохновения, взаимопомощи,
  • сеть отношений: соуправление, сотворчество, сотрудничество, содружество,
  • расширенная материальная база (теплица, конференц-зал, "живой" уголок, "зимний сад", художественная галерея, музей "поэтического слова", бассейн, театральная студия, медицинский комплекс, загородный санаторий),
  • интегрированные творческие программы, курсы, дисциплины,
  • профильные дисциплины.

Блок целей: позитивная социализация и самоактуализация личности, 100 % занятость детей, мажорная я-концепция, саморазвитие и стартовая площадка для профессионального развития личности.

Общность людей:

  • педагогизированное пространство "Город Мастеров",
  • Ученик и Мастер (учитель, человек науки, искусства, защитник Отечества, сокровенная личность, профессионал, знаток, фанат и т.д.)

Деятельность:

"Воспитывать – значит организовывать деятельность детей" (Макаренко)

  • диагностическая(проблемно-ориентированный анализ: традиции школы, возможности педколлектива, материальная база, социальный состав учащихся, социум, организация школы во 2 смену, уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации старшеклассников(ранжирование, социометрия), диагностика педмастерства, активной жизненной позиции, творчества, интегральности, характеристика профессиональной направленности, социально- психологического рельефа коллектива(с целью повышения качества и эффективности деятельности школы),
  • учебно-познавательная,
  • трудовая,
  • общественно-полезная,
  • гражданско-правовая,
  • экологическая,
  • эстетическая,
  • ценностно-ориентационная,
  • художественно-творческая,
  • спортивно-оздоровительная,
  • военно-патриотическая,
  • коррекционная,
  • здоровьесберегающая,
  • профессионально ориентированная.

Развитие личности - иерархии мотивов - происходит в процессе педагогизированной разносторонне мотивированной деятельности в "Городе Мастеров", направляется и управляется взрослыми. Индивидуум становится личностью в результате реализации потребностей витальных, этнических, социальных, идеологических, желания познать мир через науки, искусство(В.Васильев). Начинать игру "на их территории", а потом организовывать педагогически более целесообразную деятельность. Рекомендовать детям то, что самим интересно, и этим увлекать детей (принцип научения, перспективных линий Макаренко, развитие "зоны ближайшего развития" (Выготский). "Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. "(В.Дубовицкая). Панорама педагогизированной деятельности может представлять следующий вид плана: номер, система целесообразных форм, изучение социума, составление информационного банка данных, содержание развивающей деятельности, пути и формы реализации, управленческая стратегия через рубежную диагностику.

Сеть отношений:

"Воспитание человека – это, прежде всего воспитание его отношений" (Макаренко)

  • соуправление, сотворчество, сотрудничество, содружество, совместная деятельность.

Среда, освоенная школой (микро и макросреда), представляет собой сотворчество структурных объединений.

Город Мастеров

  • Группа консенсуса: Совет школы, представители творческой и научной элиты города и управления образованием.
  • Кафедральный совет: представители кафедр, одаренные дети.
  • Методический совет: кураторы, классные руководители, лидеры-дети, психолог, социолог, медицинские работники, священник.
  • Ученый совет: представители профильных вузов, научно одаренные дети, администрация, Совет школы.
  • Родительский совет: родители, ученики, учащиеся, администрация.
  • Коллегия инициаторов (детская федерация "Интеллего") – представители объединений по интересам (координаторы творческих групп):
  • Хобби-центр – эстетические ассоциации(театральный университет, кружки, элективы, факультативы, творческие секции и предметы эстетического цикла, совместные творческие программы).
  • Центр интеллектуально-познавательной самореализации личности - познавательные содружества, студенческий меридиан (научные группы детей, факультативы, элективы, кружки, предметы профессиональной направленности, совместные творческие программы).
  • Центр военно-патриотического движения – военно-спортивные объединения (кружки, секции, допризывная подготовка).
  • Центр экологического самообразования – экогруппы, посты чистоты и порядка (кружки, факультативы, акции).
  • Центр правовых знаний – правовые секции (кружки, факультативы, элективы, предметы).
  • Центр физической культуры и здоровья человека – оздоровительные общества (секции, медицинский комплекс, факультативы).
  • Совет Мастеров (художественный совет) планирует и направляет работу центров, участвует в создании совместных творческих программ.

Формы согласования работы: КТД, олимпиады, марафоны, стартины, ЕГЭ, презентации, творческие отчеты, сборы, классные форумы, педсоветы, конференции, собрания, планерки, стенная печать, селекторы, штабы, комиссии.

Очень важно соуправление педагогически целесообразной деятельностью с целью формирования ценностных горизонтов личности. Самоуправление – тенденция от раздельных органов самоуправления к совместным органам на основе сотрудничества и соуправления - взаимной ответственности. Управление жизнедеятельностью школьного коллектива осуществляется субъектами микро и макросреды. Эти центры отличаются от кружковой работы тем, что предлагается личность Мастера, возможность любой деятельности с выбранным педагогом, причем клубы создаются только по конкретным запросам детей. Группа консенсуса олицетворяет связь с управленческими структурами: постоянный и действенный интерес к работе, поддержка, помощь в осуществлении задач, в распространении творческого опыта, в расширении социума, в педагогическом поиске путей качественного улучшения образовательного процесса. Все это способствует коллегиальному взаимодействию с органами власти, продвижению коллектива вперед – по "лестнице успеха".

Дидактическая подструктура

Акцентируется внимание на преподавании предметов, необходимых для углубления и совершенствования профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков, социально востребованных ("Национальные герои", "Риторика", "Светочи России", "Уроки духовности", "Этика семейных отношений", "Компьютерная грамотность" (1 класс), "Азы экономики" (2 класс), 2 языка, вузовские (профильные дисциплины), элективы. Учебный процесс организуется на основе совместной деятельности учителей, учащихся и вузов, совместных творческих программ и пробных курсов с научной и культурной элитой города, при использовании методов и форм активного обучения. Любое знание - средство к тому, чтобы сделать человека лучше. Содержание обучения – средство развития личности. Интеграция школьных дисциплин. Вариативность, дифференциация обучения, стимуляция ученика. Учитель – фасилитатор.

Воспитательная подструктура

Характерна непрерывность образовательного воздействия на личность. Воспитывая, обучаем. Детям постоянно создается интеллигентное ротационное пространство, обеспечивающее интенсивное общение с творческими людьми. Свободное развитие и воспитание ребенка осуществляется не столько мероприятиями, сколько людьми, работающими в школе, поэтому важен коллектив творческих единомышленников - мощное средство мотивации развития личности. Дополнительное образование - максимально возможный учет интересов детей - вариативность дел и отношений в процессе позитивной социализации личности. Вне творчества нет воспитания. Ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. "Личность формируется только в процессе творчества" (Макаренко).

Управление воспитательной работой осуществляется на 3-х уровнях:

  • в начальных классах,
  • в средних и старших классах,
  • в социуме.

Содержание воспитательной деятельности

Образовательный процесс нацелен на совместную творческую деятельность "Ученик и Мастер" (Крутых) по поиску, развитию, защите нравственных ориентиров в "Городе Мастеров", образовательная цель реализуется в процессе развивающей деятельности всеми структурными объединениями. "Человечность - раскрытие полноты человеческой природы, т.е. раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку" (Н. Бердяев).

"Город Мастеров" – золотой фонд сказок Шварца. Ребенок выбирает, самореализуется, самоактуализируется в свободном пространстве, бродя по этому городу.

Предлагаем игровой вариант диапазона образовательных возможностей – схема "Города Мастеров" (нарисовать в цветном изображении).

Шпиль "Мудрость" (Совет школы), Дворец Мнемозины (Группа консенсуса),

Комплекс "Гаудеамус" (Ученый совет), Ратуша "Забота" (МО), Храм Муз (Кафедры), Башня Золотых рук мастера (Художественный совет), Дом Интеллего (общество детей), клуб Зеркало души (родители) - это структурные объединения.

Салон "Этикет", аллея "Добрых сердец", кафе "Маэстро", парк СМИ, станция Кукольная, собор Вселенской любви, авеню Полиглотов, Поющий сквер, переулок Мастера и Маргариты, мост "Здоровье", канал "Призыв", пассаж "Рукодельница", проспект Кузнецов своего счастья, фонтан "Ритмический", стадион "Ас", кинотеатр "АРС", пешеходный переход, пристань "Фортуна", универсам "Звездный час", видеосалон "Окно в мир", лагуна "Нептун", площадь Ратная, проулок Мажорный, Соловьиная роща, проспект Скульпторов, Трудовая набережная, Танцевальная площадь, Ярмарка народных талантов, бульвар Цветной, улица Театральная - многообразие видов систематизирующей деятельности(клубной и познавательной) в социуме, освоенном мегашколой.

Приоритетные направления

Нравственный "крест" человека: ОТЕЧЕСТВО, РАБОТА, СЕМЬЯ.

"Над бездною безверия разверстой
Мне крыльями в плеча врастает крест мой:
Отечество, работа и семья!"

Отечество. "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости" (А.Пушкин)

Синонимы высокой нравственности: достоинство, вера, оптимизм, гражданственность, героика, историческая память. Краеведение. История. Экология. Туризм. Родина. Традиции. Искусство. Идеалы. Толерантность. Политика. "Хоровод братских народов вокруг земного шара".

Работа. "Не помогает счастье нерадивым" (Софокл).

Ответственность, трудолюбие, порядочность. Учеба. Наука. Профориентация. Интеллект. Самореализация. Творчество Познание. Культура. Коллектив.

Семья. "Сила нации - в прочности семьи" (Конфуций).

Преданность, доброта, забота о здоровье, ответственность. Этика. Социализация. Психология. Генеалогическое древо. Брак. Семья. Пол. Нравственность. Любовь. Дружба. Здоровье.

Практические дела: деятельность центров, неформальных объединений, пробные творческие программы, праздники-традиции, нетрадиционные формы КТД...

Формы сотрудничества: организация досуга, совместная творческая деятельность, экскурсии, помощь социально незащищенным, профессиональная ориентированность и социальная защищенность, развитие талантов и возможность формирования самостоятельной личности. Самое главное - решается проблема занятости и сокращается пространство девиантного поведения.

Позитивные аффирмации

Люди любят, когда их любят.
Творец творит творца.
Гуманный – гуманиста.
Основа доверия – не казаться, а быть.
Нет серых мышек, есть бесталанные управленцы.
Свободный микрофон – каждому. Умей вдохновить.
У каждого человека "свое поле Куликово".
Инициатива приветствуется: "твори, выдумывай, пробуй!"
Никакого дидакта – опора на круг единомышленников. Круг растет.
Благодарность – за все.

"Ученик и Мастер"

За десять лет развала и разгрома
Советских воспитательных систем
Мир светлый детства пострадал сурово,
Попав в аполитичный беспредел.
В борьбе за власть, за гонкой капитала
Забыты школа, Родина, семья,
В воронку бездуховности попала
и гибнет в кризисах могучая страна.
Враг – страшный призрак массовой культуры
Растлил сердца и души молодых,
Но мы сказали: "Нет, докажем миру,
Что дух учительства непросто погубить".
Свой "Город Мастеров", мечту создали,
Утопию средь хаоса беды
И целью воспитания избрали –
Интеллигентов возродить ряды.
Субъект-субъектной педагогики начало –
Ребенок – чудо жизни и любви.
Учителям российским не пристало
Бросать детей на произвол судьбы.
Создав программу "Ученик и Мастер",
Свой ратный труд свершает коллектив,
где воедино социум и власти
Растят детей, о нуждах позабыв.
Здоровье слабое? – Есть центр физкультуры,
Бассейн, спортивный зал и стадион,
а секций – множество, чтоб закалить натуру
и тело: волейбол, хоккей, футбол,
Кикбоксинг, ритмика, единоборства,
Есть плаванье, лапта, стрельба, бега.
Интеллигентной личности – упорство,
Здоровье нужно все ж, как никогда.
Еще – добро должно быть с кулаками,
Чтоб выстоять в эпоху лжи и зла
Привычки вредные предотвратит, исправит
Родительский лекторий "Доктора".
Центр эстетической культуры и искусства
Своим многообразьем поразит.
Здесь формируют ценности и чувства
И каждый педагог здесь знаменит.
Театр драмы, кукол, моды, виа
Шитье, резьба, скульптура, хор, вокал,
Оркестр народный, хоровой – на диво,
Ведь в хобби-центре каждый побывал
Но центр познавательный, поверьте,
Всех умниц творческих и умников собрал,
Факультативы, конкурсы, концерты –
Все вузовский совет образовал.
Программа наша "Светочи России",
Экскурсии по миру, по стране
Как ценность высшую – любовь к земле привили,
к защите родины призвал военный центр.
В культуре правовой подростков трудных
и граждан Мира воспитал совет,
С милицией в заботах обоюдных:
На ИДН теперь проблемных нет.
Семья, работа, Родина – вот счастье
До каждого ребенка донести,
Чтоб воспитать к делам страны участье
Российский взгляд в познанье обрести.
Для верного решенья этой цели
Лишь три условия мы выполнить должны:
Учитель интегральный, по Выготского модели –
проблема природосообразности.
Ребенка каждого деяния успешны, когда посильны –
В этом – главный смысл.
Люби детей, взрасти их интересы
И личность бережно в делах раскрепости.
Творец растит творца, гуманный – гуманиста,
Не может робот личность воспитать,
Ментор с чертами авторитариста
Судьбу таланта в силах изломать.
Кто наши Мастера? – Предельно ясно:
Умны, гуманны, творчески смелы,
Почти у всех есть дар. Они прекрасны,
В труде не покладают рук и сил.
Вариативность дел и отношений –
Единство социума,
Где мы все дружны,
Интеллигентны в выборе решений,
Оптимистичны. Этим и сильны.
В потоке дел совместных, коллективных
Где "Путешествие в Европу", День Любви,
День Посвященья и детей активных,
Учителей и праздника Семьи,
"А ну-ка, девушки", за ним – "Иван-да Марья",
День Знаний, одаренных, смеха, Роз,
День Нептуна, День Памяти и дани
Тем, славу кто Отечеству принес,
Мы в вечном поиске соуправленья:
консенсуса и вузовский совет,
и кафедр методобъединенья,
коллегия детей и педсовет.
От целостной системы управленья –
до поиска новейших форм, идей,
Ведь коллектива нашего движенье –
Во имя лучшей участи детей!
Фасилитаторы, наук пропагандисты,
кружковцы, воины, кураторы, врачи,
психолог, социолог и артисты –
для социально-интегрированной личности!
Мониторинг ценностных ориентаций
дал рост в политике, религии и в том,
как личность справиться с проблемной ситуацией,
В чем смысл жизни и везенье в чем.
А вот проблемы нашей молодежи:
читают мало, мучит эгоизм:
"Лишь я единственный всех ценностей дороже,
нет выходных, здоровья нет, эгоцентризм.
Пути реализации проблемы:
Героика в гражданском воспитанье,
Развить сверхэффективную систему
Педагогов дополнительного образованья.
Коль обученье – средство воспитанья,
Повысить ставки ключевых фигур –
классным, педагогам доп. образованья,
оргцентрам развивающих структур.
Интеллигенты к подвигу готовы
И к единенью! Вот наступит срок:
Оставим наше поле "Куликово",
Дадим стране гуманности урок!
Печенкина Ирина Михайловна

Использованные материалы

  1. Областная воспитательная концепция. г. Воронеж. 2006.
  2. Классические труды Сухомлинского, Амоношвили, Макаренко, Караковского, Якиманской.
  3. Лекции В.Васильева, Н.Кулакова, Н.Морозовой, В Дубовицкой - профессоровпреподавателей ВОИПК и ПРО г. Воронежа (1996-2008)
  4. Собственная разработка "Города Мастеров" и структурных объединений (Печенкина Ирина Михайловна).
  5. Название программы "Ученик и Мастер" – Н.Крутых, он же автор праздника одаренных детей и взрослых.
  6. Представлена версифицированная форма выступления Печенкиной И.М. перед завучами города Воронежа в 2000 году.