Коллективные творческие проекты как итог обучения на элективном курсе

Разделы: МХК и ИЗО


 В нашей школе накоплен большой опыт создания коллективных работ и коллективных творческих проектов по изобразительному искусству. Особый интерес представляют детские работы, объединённые одной темой и имеющие практическую значимость. Я хочу рассказать о коллективных творческих проектах, которые выполняют учащиеся 8-х классов по итогам обучения на элективном курсе с последующим представлением результата своей работы.

Элективный курс «Можешь ли ты быть дизайнером?» я преподаю в нашей школе уже несколько лет. Программа курса по дизайну включает в себя информацию о профессии дизайнера в современном мире, видах дизайна, основах цветоведения, истории костюма и дизайне современной одежды. Создание коллективного творческого проекта является завершающим этапом обучения по программе элективного курса. Например такие проекты наших учащихся как «Новогодняя мозаика» и «Русский сувенир» ранее уже были представлены на районной конференции, а затем на фестивале «Портфолио».
Основной целью этих проектов являлось создание коллекции костюмов для фольклорных коллективов, творческих коллективов театров моды. Поставленная цель была достигнута. Проект расширил свои границы. Мы нашли единомышленников и родилась идея межшкольного сотрудничества. Юные дизайнеры нашей школы взялись разработать модели костюмов для детского театра моды п. Корнилово Томского района. В прошедшем учебном году учащиеся 8-х классов, посещающие элективный курс, выполнили коллективный творческий проект «Россия—Родина моя». Коллекция костюмов, представленная в этом проекте, состоит из двух частей: эскизов концертных костюмов «Русь православная» и современной молодёжной одежды «Россия молодая». Объединяющим фактором для всех моделей коллекции является цветовое решение—использование только трёх цветов: красного, синего, белого.
Эта работа была представлена жюри ежегодного конкурса детских театров моды. Успешно выступил с показом отшитых моделей и творческий коллектив
из п.Корнилово, в итоге получивший диплом первой степени в номинации «Полёт фантазии.»
Учащиеся в процессе работы над эскизами собрали интересный материал по истории русского костюма и все участники проекта ещё раз осознали, что мы живём в стране с богатой и содержательной историей, в стране с прекрасным культурным наследием как в области архитектуры, устного фольклора, живописи, так и в области декоративно-прикладного искусства. Обширное наследство русского народа копилось веками. В нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. Мы узнаём, что вся история России тесно связана с православием. Восстанавливаются храмы, монастыри и мы удивляемся их красоте. О многом может рассказать и образный строй русского костюма.
Коллекция современного концертного костюма «Русь православная» выполнена по мотивам традиционного женского костюма Севера России. Каждый из них дополняют головные уборы—кокошники, венчики, девичьи повязки. Красивые орнаментированные передники с изображениями православных храмов и церквей украшают все костюмы и придают им необыкновенную нарядность и торжественность,
Выполнив эту работу, дети сделали вывод, что народное искусство не груз прошлого, его жизнеутверждающие идеи, его самобытная красота близки нашим современникам.
Девиз второй части коллекции—«Россия молодая» выражает её назначение, обуславливает единство форм, выбор материала для отшива моделей, цветовую гамму и декор. Только три цвета—синий, красный и белый (триколор) использованы при создании эскизов молодёжной одежды для лета.
Из книги «Государственные символы страны» дети узнали, что расположение полос на российском флаге отражает русские традиции: «Красный цвет обозначал земной мир, синий—небесную сферу, белый—божественный свет». Все три цвета издавна почитались на Руси и широко использовались при создании образного строя русского костюма.
«В 19-м веке сочетание трёх цветов на российском флаге объясняли порой как символ союза трёх восточнославянских народов—русских, украинцев и белорусов».
Ограничение цветовой гаммы позволило применить интересные конструктивные решения при разработке эскизов моделей спортивного и романтического стилей в коллекции «Россия молодая».
Для изготовления моделей могут быть использованы тонкие шерстяные и хлопчатобумажные ткани, вуаль и органза, парча и ткань-сетка, однотонные ткани с последующей росписью в технике «батик». В качестве отделки можно использовать орнаментированную тесьму, лоскуты ткани подобранные по цвету, жемчужные бусинки.
В проекте ко всем моделям коллекции дети выполнили краткое описание. Также ими были подготовлены стендовая и компъюторная презентации.
При выполнении этого проекта была поставлена задача патриотического воспитания, которая была успешно выполнена. Дети сами сделали вывод:
«Работа над коллекцией моделей «Россия—Родина моя» помогла нам ближе познакомиться с таким незаурядным явлением в декоративно-прикладном искусстве, как русский народный костюм (коллекция «Русь православная»).А коллекция молодёжной одежды «Россия молодая» поможет нашему поколению осознать себя настоящими гражданами нашей страны. Надеемся, что наша коллектвная работа поможет понять всю великую ценность декоративно-прикладного искусства России как неотъемлимую часть культурного наследия нашего народа.»
Из опыта преподавания элективного курса «Можешь ли ты быть дизайнером» в 8-х классах можно сделать вывод, что выполнение коллективного творческого проекта является хорошей мотивацией учащихся к освоению учебного материала, а представление его на конференциях и фестивалях творческих работ—успешным итогом обучения.

Презентация