Интегрированный урок математика+экология. Тема "Решение экологических задач. Вода"

Разделы: Начальная школа


Цель деятельностная:

Развивать умение использовать свой жизненный опыт для применения в конкретной ситуации, развивать умение классифицировать предметы, развивать умение самостоятельно выполнять задание, проводить опыты, делать выводы.

Цель предметная:

Закрепить умение решать задачи, вычислительные навыки деления в столбик на примере экологических проблем охраны воды, закрепить умение решать задачи на нахождение суммы и приведение к единице, развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

Цель личностная:

Формировать представление о целостной картине мира, закрепить знания по экологии, по охране воды, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материал к уроку:

– карточки разноцветные с заданиями на парте у каждого ребенка;
– аудиозапись “Звуки природы”: дождь, плеск волн, водопад.
– плакаты “Круговорот воды в природе”, “Загрязнение рек города”, “Какую воду можно пить”, “Как защитить воду”, “Экономь воду”. Если нет готовых плакатов, можно нарисовать схематично самим.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Перед вами лежат на парте карточки разного цвета с заданиями. Чтобы узнать тему урока выполните задание на голубой карточке.

1. Устный счет. Повторение таблицы деления.

– Возьмите карточку голубого цвета. Решите примеры.

А 72:8-24:4=
О 64:8+32:4=
Д 21:3-18:9=

В 42:7-45:9=

1 16 5 3
       

Запишите в кружок соответствующую ответу букву. Какое слово вы получили?( Вода.)

Сегодня мы продолжим разговор о воде.

2) На доске плакат с изображением круговорота воды в природе.

– Давайте вспомним, в каких состояниях вода бывает в природе? (Жидкое, твердое, газообразное.) А какие явления природы тесно связаны с водой? Где в природе встречается вода?

Учитель крепит к плакату карточки-слова с названиями, которые произносят дети.

дождь снег град роса река озеро море океан туман иней лед ручей родник водопад пруд болото облака тучи пар

3. Практическая работа.

– Все живое на планете не может обойтись без воды. Вода входит в состав любого организма. В организме человека вода занимает 2/3. Вчера вы узнали собственный вес. Возьмите белую карточку. Подставьте в выражение вместо Х число, обозначающее ваш вес. Вы найдете примерное значение, показывающее количество воды в вашем организме. Возьмите желтую карточку и выполните задание.

Х=____кг

Х:3 х 2=

Ответ: _______кг воды в моем организме.

4. Решение задач. Загрязнение воды.

– К сожалению, человек небережно относится к природным богатствам. Заводы, фабрики, автомобили загрязняют воду, сливая в реки производственные и бытовые отходы. Самые опасные из них нефтепродукты, это бензин, машинное масло, керосин и т.д.

На доску вывешивается плакат со схемой загрязнения рек города вредными отходами. (можно использовать Рабочую тетрадь к учебнику А.А.Плешакова “Мир вокруг нас” с.25 № 1)

- Посмотрите на розовую карточку и на схему на доске.

Задача.

а) Ученые подсчитали, что в Москве попадает в реки с заводов и фабрик 205.000 т вредных веществ в год, с жилых домов сливается на 35.000 т меньше, чем с заводов, а с автотранспорта в 2 раза меньше, чем с жилых домов. Сколько всего тонн отходов попадает в реки Москвы за год?

б) В Москве живет примерно 10.000.000 жителей. Сколько килограммов вредных отходов приходится на каждого москвича в год?

– Влияет ли такое количество отходов на качество воды в водоемах города?

Работа с плакатом: КАКУЮ ВОДУ МОЖНО ПИТЬ.

-Давайте отметим зеленым цветом, какую воду можно пить, а красным – которую нельзя.

Дети по очереди на доске раскрашивают пустой квадратик возле каждого рисунка.

– Можно ли защитить воду от загрязнения? Что для этого нужно сделать?

Работа с плакатом: КАК ЗАЩИТИТЬ ВОДУ.

Отметим зеленым цветом правильное отношение к воде, а красным неправильное.

5. Пауза.

– Мы напряженно поработали. Давайте немного отдохнем. Послушайте, как шумит вода. Закройте глаза, опустите голову на руки. Попробуйте определить, что это за явления природы. (дождь, плеск волн, водопад)

6. Решение задач.

– А можем ли мы с вами защитить, сберечь воду?

Нужно экономно относиться к воде, не расходовать ее понапрасну. Возьмите зеленую карточку.

Задача.

Если вода будет просто капать из крана, то за 10 минут натечет стакан – 200 граммов. Сколько воды утечет за 1 час? За сутки (24 часа)?

Это столько воды, чтобы принимать душ в течение 10 минут.

Работа с плакатом: ЭКОНОМЬ ВОДУ.

7. Закрепление вычислительных навыков.

– Многие известные люди высказывались о важности воды. Если вы правильно решите примеры, то узнаете мнение известного художника эпохи Возрождения о воде и его имя.

8325:9= В 63387:9= И 150160:2= Ж
91490:7= О 484440:6= Н 77600:8= З
2530:5= Д 31806:6= С 6950:5= Л
9440:4= А 2778:3= К 369:3= Р
5855:5= Ч 1618:2= Е    

 

925 13070 506 2360   5301 13070 926   75080 7043 9700 80740 7043
                           

 

1390 809 13070 80740 2360 123 506 13070
               

 

506 2360   925 7043 80740 1171 7043
               

8. Итоги урока.

Планирование интегрированных уроков математика–экология
3-й класс

Дата

Тема урока

1   Решение задач по экологии. Периметр и площадь
2   Нумерация многозначных чисел. Статистика экологии.
3   Объединение и пересечение множеств. Животный мир нашего края.
4   Объединение и пересечение множеств. Растительный мир нашего края
5   Решение задач. Природа в опасности.
6   Решение задач. В царстве грибов.
7   Решение задач. В царстве бактерий
8   Решение задач. Тела, вещества, частицы.
9   Решение задач. Охрана воды.
10   Единицы длины. Большие и маленькие представители животного мира.
11   Единицы массы. Кто самый тяжелый и самый легкий.
12   Единицы длины. Чудо – растения.
13   Решение задач. Охрана воздуха.
14   Решение задач. Охрана почвы.
15   Решение задач. Влияние солнца на жизнь на земле.
16   Симметрия в животном мире.
17   Симметрия в растительном мире.
18   Меры времени. Как растения живут по часам.
19   Решение задач. Экологическая безопасность.
20   Скорость, время, расстояние. С какой скоростью двигаются животные.
21   Скорость, время, расстояние. С какой скоростью двигаются животные.
22   Объем. Сколько пищи нужно самым большим и самым маленьким.
23   Решение задач. Полезные ископаемые.
24   Решение задач. Площадь России.
25   Решение задач. Население.
26   Решение задач. Работа, время, производительность в животном мире.
27   Решение задач. Животноводство.
28   Решение задач. Растениеводство.
29   Решение задач. Путешествие по Золотому Кольцу России.
30   Творческая работа учащихся.