Основные пути приспособления организмов к среде (урок экологии с использованием интерактивной доски)

Разделы: Экология


Задачи:

  • создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе усвоения знаний о многообразии путей приспособления к среде, преимуществах и недостатках каждого из них;
  • способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, ИКТ.

Оборудование:

  • интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook, карточки, жетоны.
  • учебник Н.М. Чернова и др. Основы экологи 10(11) класс. -М.: Дрофа 2001

Ход урока

Презентацию можно взять у автора

  1. Проверка домашнего задания по карточкам (см приложение1)

(Учащиеся выбирают карточку, за ответ получают жетон, последним обсуждается задание № 6, слайд 1. Презентацию можно взять у автора)

  • Приведите примеры из жизни животных, когда они сталкиваются с критическими (экстремальными) условиями?
  • Как они приспосабливаются к перенесению неблагоприятных условий?
  1. Из ответов учащихся формулируется тема урока, и определяются задачи урока (слайд 2)

Мотивацией является использование жетонов, которыми оцениваются ответы учащихся.

Выполнив задание 1, 2 на карточке (см. приложении 2) учащиеся записывают виды приспособлений в тетради.

Занимательной биология (см. приложение 3, слайд3)

  • Как называются данные явления?
  • Назовите область хозяйственного применения явлений скрытой жизни.

Кроме анабиоза - “мнимая смерть” существует скрытая жизнь, выделяют 2 формы:

Гипобиоз – прямое замедление обмена веществ при воздействии неблагоприятных факторов с быстрым возвращением к активной жизни (оцепенение насекомых при понижении температуры, вмерзание в лед растений, животных) (пример 5 из приложения 3).

Криптобиоз – составная часть жизненного цикла организмов, генетически запрограммированная (зимний покой растений, спячка животных, диапауза – приостановка развития яйцеклетки). Из криптобиоза организм нельзя вывести сразу, простым изменением среды. (слайд 4)

Все живые организмы можно разделить на 2 группы: к одной относятся птицы и млекопитающие, к другой все остальные.

  • Как называются эти группы животных?

Определение (см слайд 5)

  • Сформулируйте вид приспособления к перенесению неблагоприятных условий.
  • Разделите примеры приспособлений на 3 группы в зависимости от способов приспособления организмов к среде (слайд 6)
  • Как называются эти способы?
  • Соотнесите способ адаптации с примерами приспособлений (слайд 7).

Самостоятельная работа задание 3 по карточке (приложение 2).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  1. Формулировка вывода по уроку.
  2. Подведение итогов.

Презентацию можно взять у автора