Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: дать представления учащимся о формах защиты гражданских прав.

Задачи урока: раскрыть понятия формы и способ защиты гражданских прав; выделить признаки гражданско-правовой ответственности; рассмотреть виды судов гражданской юрисдикции; отрабатывать полученные знания применимо к юридическим ситуациям; воспитывать гражданские качества у учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Pover Point (Приложение 1), тесты (Приложение 2), документы (Приложение 3, приложение 4).

Основные понятия: гражданское право, гражданско-правовая ответственность, формы и способы защиты, договор, сделка, наследование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайды № 2 – 4)

1. Тестирование. (Приложение 2)

2. Что такое наследование?

Какие формы наследования вам известны?

3. Гражданин Н., владевший квартирой в г. Москве, банковским счетом, автомобилем «Волга», после смерти не оставил завещание.

Кто из наследников имеет право на получение наследства?

Примером, какой формы наследования является данная ситуация?

4. Дайте определение термина «наследник».

Какие субъекты называются недостойными наследниками?

5. Каковы понятия и признаки завещания?

6. Гр-н Сидоров проживал с отцом, Н.К.Сидоровым, трехкомнатной квартире, принадлежавшей отцу на праве собственности.

После смерти отца Сидоров остался жить в этой квартире, а через 6 месяцев обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Через 10 месяцев к нотариусу обратилась сестра гр-на Сидорова с тем же заявлением о принятии наследства.

Подлежит ли данное заявление удовлетворению?

Кто и на каких основаниях станет наследником?

III. Изучение темы урока. (Слайд № 5)

Давайте вспомним. Что называют гражданским правом? Что понимается под защитой гражданских прав?

План урока (Слайд № 6).

  1. Формы и способы защиты в гражданском праве.
  2. Гражданско-правовая ответственность.
  3. Состав гражданского правонарушения.

1. Формы и способы защиты в гражданском праве.

Право на защиту возникает вместе с каким-то конкретным правом субъекта. Например, если вы обладаете правом собственности на определенную вещь, у вас неотъемлемо существует право на защиту от посягательств на ваше имущество.

Существует две формы защиты гражданских прав:

Первая форма осуществляется с помощью уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.

Органом, призванным заниматься разрешением споров юридического характера и наказывать тех, кто препятствует спокойствию и благополучию общества, с давних времен был суд.

В современной России сложилась система судов, ибо споры, разрешаемые ими, имеют свои особенности. Важным судебным органом страны является Конституционный Суд. Впервые такой суд был создан в Австрии в 1920 г. и получил большую популярность.

В составе Конституционного Суда РФ работают 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Обратиться в такой суд может каждый, кто считает, что какая то норма права противоречит Конституции РФ. В других случаях требуется разъяснить сущность того или иного конституционного положения. Все эти функции выполняет Конституционный Суд, который не разрешает споры людей. Он следит, чтобы правовые нормы соответствовали Конституции и не нарушали прав граждан. После вынесения решения о неконституционности того или иного юридического правила им нельзя руководствоваться.

Большую часть юридических конфликтов приходится разрешать системе судов общей юрисдикции, ее возглавляет Верховный Суд РФ. Ему подсудны самые сложные дела. Кроме того, он может пересматривать решения нижестоящих судов или давать разъяснения по вопросам судебной практики. На территории нашей страны действуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономных областей и округов, а также городские районные суды. К судам субъектов Федерации относятся мировые судьи. Они осуществляют правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать более двух лет лишения свободы; вопросы о расторжении брака, если нет споров о детях; о разделе совместно нажитого имущества между супругами, некоторые трудовые споры или вопросы административного характера.

Экономические споры между гражданами, различными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью, разрешают арбитражные суды. Их система состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации.

Все гражданско-прававовые споры, могут рассматривать и не государственные суды – третейские суды (суды на доверии).

(Слайд № 7)

2. Гражданско-правовая ответственность. (Слайд № 8)

- Ответственность за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей.

Тому, кто оказался участником правового инцидента, необходимо разобраться, какой характер носит возникший спор. Это нужно для того, чтобы определиться, в какой суд можно обратиться с просьбой о защите своих прав.

Если же сделать это затруднительно, необходимо прибегнуть к помощи юриста.

Порядок рассмотрения гражданских споров (например, по вопросам авторского права или нарушения прав потребителей), семейных или трудовых основывается на специальных правилах ведения гражданского судопроизводства.

Эти же правила разъясняют, как разрешаются административно-правовые вопросы (например, жалоба на действия должностного лица в связи с наложением административного взыскания) или дела особого производства (о признании гражданина умершим и др.). Такие юридические нормы содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе.

  1. Исковое заявление. (Приложение 3)
  2. Признаки ответственности:
    • имущественный характер,
    • за одинаковые нарушения одинаковая ответственность,
    • возмещение ущерба за гражданские правонарушения.

Закрепление. (Слайд № 9). Вставьте пропущенное слово.

“Правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать 2 лет лишения свобода; вопросы о расторжении брака, если нет спора о детях; некоторые трудовые споры, осуществляют … суды”.

3. Способы защиты в гражданском праве без обращения в суд.

Вторая форма охватывает действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным организациям.

(Слайд № 10)

Самооборона – способ защиты, при котором само лицо права которого были нарушены, защищает себя, не обращаясь к государственным органам.

Учитель отмечает, что при самозащите важно учитывать способ защиты.

Он не должен быть опасен для окружающих и не превышать пределов необходимой обороны.

Законом выработаны особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся волею судьбы в отношениях, регулируемых правовыми нормами. При задержании человека обязательно составляется протокол. В нем указывается дата, место, время, причины задержания. Следует предварительно внимательно ознакомиться с таким документом, прежде чем его подписывать. В случае, когда задержанный не согласен с отдельными записями, сделанными в этом документе, об этом следует обязательно написать. (Приложение 4)

Меры оперативного воздействия – условия прописанные в договоре при заключении сделки и применяемые субъектами самостоятельно без обращения в суд.

4. Состав гражданского правонарушения. (Слайд № 11)

Работа с текстом учебника. Параграф №8. С. 84-86

Назовите условия привлечения к ответственности в гражданском праве.

  • Противоправность деяния.
  • Наличие вреда и убытков.
  • Причинная связь между деянием и убытками.
  • Вина причинителя.

IV. Закрепление. (Слайд № 12)

«Любая защита должна быть соразмерна нападению по параметрам средств, интенсивности, своевременности».

Какое условие самообороны отражается в этом изречении?

«Любые убытки должны быть компенсированы причинителем в полном объеме».

Какой признак гражданско-правовой ответственности здесь отражен?

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Параграф № 8. Задания 1-3.