Методика определения уровня развития логической рефлексии у школьников

Разделы: Математика


Главная цель школы на современном этапе развития нашего общества – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого школьника, всемерно раскрывать ее творческие возможности. Идеи развивающего обучения сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания. Наибольшую значимость приобретает подход к учебному материалу как средству интеллектуального развития школьников. Особую роль в интеллектуальном развитии школьников играет логическое мышление.

Логика мышления не дана человеку от рождения, ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Требование «развивать логическое мышление учащихся» предъявляется наряду с требованием «обеспечить усвоение учащимися программного материала» на протяжении всех лет обучения в школе. Но при этом нередко забывается, что логическое мышление сводится к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и другим мыслительным операциям, и что научить ученика рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет этими мыслительными операциями.

В современной школе задача развития логического мышления учащихся не выделяется как самостоятельная и решается одновременно с усвоением программного материала. В процессе овладения знаниями школьники усваивают определённые операции и приёмы мыслительной деятельности, но такой стихийный путь явно недостаточен. Нужно так организовать обучение, чтобы оно стимулировало самостоятельное мышление, вызывало у школьников осознание механизмов собственного мышления, потребность в их развитии. Для этого необходима специальная работа по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся.

Сознательное и активное усвоение учебного материала требует от ученика понимания цели своей работы, умений и навыков учебной деятельности, самообразования. Ученик должен испытывать потребность в усвоении знаний и применении их на практике, а также в повышении уровня развития мышления. Сознательность предполагает реальную оценку своих возможностей, а этого можно достигнуть в результате самопознания: рефлексивной деятельности, направленной на отражение в сознании собственных конкретных возможностей и, в частности, своих умений и навыков.

В практике обучения логические принципы, лежащие в основе научного знания, как правило, специально не доводятся до сознания учащихся, а стихийно они осознаются немногими из них. Поэтому учащиеся, изучившие целый ряд научных дисциплин, весьма часто обнаруживают недостатки не только рефлексивного, но и практического владения логическими приемами мышления. Для того чтобы обеспечить более высокий уровень развития логического мышления необходимо усилить субъектную позицию ученика к собственному логическому развитию. Учащийся должен осознавать собственную мыслительную деятельность, механизмы собственного мышления, понимать структуру мыслительных операций. В связи с этим развитие логического мышления школьников должно осуществляться параллельно с развитием логической рефлексии, причём этот процесс необходимо сделать управляемым, контролируемым и целенаправленным. В соответствии с выявленной проблемой нами введено наиболее адекватное, на наш взгляд, понятие – логическая рефлексия.

Логическая рефлексия - это способность школьника к осмыслению своих логических действий, к занятию аналитической позиции по отношению к своему мышлению, выяснению оснований того выбора логических операций и форм мышления, в соответствии с которыми он действует.

Низкий уровень развития логической рефлексии характеризуется следующими признаками:

  • незнание или слабое знание сути мыслительной операции, неумение сформулировать ее; неумение описать собственные действия по применению мыслительной операции; узнавание ситуации применения мыслительной операции и приемов мышления с большой помощью извне; отсутствие умения и навыка самостоятельного применения мыслительной операции; неумение осуществлять перенос осознания мыслительной операции и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации.
  • незнание структуры логических форм мышления; неумение описать собственные действия по использованию той или иной формы мышления даже с помощью других; неумение использовать различные формы мышления.
  • незнание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; отсутствие интереса к развитию логического мышления.

Средний уровень развития логической рефлексии характеризуется следующими признаками:

  • осознание сути мыслительной операции, умение вспомнить и сформулировать ее с помощью извне; умение описать собственные действия по применению мыслительной операции только с помощью извне; самостоятельное узнавание наиболее типичных ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне умения; осуществление переноса осознания мыслительной операции и приемов мышления с помощью учителя в несложных ситуациях.
  • слабое знание структуры логических форм мышления, осознание необходимости их применения; умение описать собственные действия по использованию той или иной логической формы мышления только с помощью извне; умение использовать различные формы мышления по образцу и с небольшой помощью извне.
  • слабое представление собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; неустойчивый интерес к развитию логического мышления.

Высокий уровень развития логической рефлексии характеризуется следующими признаками:

  • осознание сути мыслительной операции, сохранение ее в памяти, умение самостоятельно сформулировать ее; умение самостоятельно описывать собственные действия по применению мыслительной операции; самостоятельное узнавание ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне обобщенного приема умственной деятельности; самостоятельное осуществление переноса осознания мыслительной операции, приемов мышления и навыков пользования ими в различные ситуации.
  • прочное знание логических форм мышления, их структуры, осознание необходимости их применения; умение самостоятельно описать собственные действия по применению логических форм мышления; самостоятельное использование различных форм логического мышления.
  • знание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; высокая потребность и устойчивый интерес к развитию логического мышления.

В психолого-педагогической литературе на данный момент обозначена явная тенденция на развитие рефлексивно обусловленной познавательной деятельности младших школьников, имеются и соответствующие методики замера уровня развития логического мышления и интеллектуальной рефлексии. Для среднего звена нет достаточно проработанных учебных материалов и специальных исследований по рефлексивной деятельности, сопровождающей логическое мышление. Нерешёнными остаются вопросы самостоятельного управления развитием логического мышления; оценки степени осознанности овладения мыслительными операциями и логическими формами мышления.

Нами разработана и апробирована специальная диагностическая методика для определения уровня развития логической рефлексии. Разработанные тесты для определения уровня развития логической рефлексии у учащихся 5–8-х классов содержат семь блоков заданий и вопросов, с помощью которых можно установить степень осознания учащимися таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение, классификация; и таких логических форм мышления как понятие, суждение, умозаключение. Предлагаемые практические задания направлены на выявление сформированности у школьников умений выполнять мыслительные операции и применять различные формы логического мышления. Подобранные задания - разноуровневые. Вопросы каждого блока позволяют проверить теоретическую подготовленность учащихся (осознание ими сути мыслительной операции и знание структуры логических форм мышления) и выявить степень осознанного применения той или иной операции или формы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

I. Анализ

Выполните задания:

№1. Расшифруйте каждую анаграмму:

а) л о ч и с

б) а р ф и ц

в) у с м и н

г) т а р д а в к

д) г у л о

№2. Сколько квадратов на рисунке?

№ 3. Последовательно изменяя по одной букве в словах, превратите ЛОСЯ в его любимое кушанье-СОЛЬ.

Л

О

С

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

О

Л

Ь

Ответьте на вопросы:

  1. Какие действия вы выполняли, при решении данных задач, как вы анализировали?
  2. Какая мыслительная операция называется анализом?
  3. Зачем проводят операцию анализа?
  4. Какова последовательность действий при осуществлении анализа?

II. Сравнение

Выполните задания:

№ 1. Чем похожи числа?

а) 7 и 71

б) 33 и 4444

в) 31 и 38

г) 400, 114, 488 и 242

№ 2. Сравните фигуры. Какая из них отличается от всех остальных?

а)

б)

№ 3. Найдите два портфеля ничем не похожих друг на друга.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие действия вы выполняли, чтобы сравнить объекты?
  2. Какая мыслительная операция называется сравнением?
  3. Зачем проводят сравнение?
  4. Какова последовательность действий при сравнении?

III. Обобщение

Выполните задания:

№ 1. Назовите группу общим словом:

а) 2; 4; 6; 8

б)1; 3; 5; 7; 9

в)

№ 2. Посмотрите на рисунок и ответьте, что общего у фигур:

а) 1 и 4

б) 1 и 2

в) 1 и 3

№ 3. Вставьте пропущенное число:

4

6

10

18

34

?

Ответьте на вопросы:

  1. Расскажите, как вы проводили обобщение?
  2. Что такое обобщение?
  3. Зачем проводят обобщение?
  4. Какова последовательность действий при обобщении?

IV. Классификация

Выполните задания:

№ 1. Данные слова разделите на две группы (расклассифицируйте). Для каждой группы (классификации) укажите ее основание.

а) остроугольный, прямоугольный, разносторонний, равнобедренный, равносторонний, тупоугольный.

б) слабый, северный, юго-западный, юго-восточный, сильный, северо-западный, западный, северо-восточный, умеренный, южный, восточный, ураганный.

№ 2. Числа 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15 расклассифицируйте тремя способами:

а) по числу цифр;

б) простые и составные;

в) кратные трем и не кратные трем.

№ 3. Расклассифицируйте флажки по какому-нибудь основанию.

Укажите все возможные способы.

№ 4. Разложите карточки на группы всеми возможными способами:

Ответьте на вопросы:

  1. Опишите свои действия при классификации?
  2. Что такое классификация?
  3. Зачем проводят классификацию?
  4. Какова последовательность действий при классификации?

V. Понятия. Определение понятий

Выполните задания:

№ 1. В приведенных ниже определениях подчеркните определяемое понятие одной чертой, родовое понятие - двумя чертами, видовые отличия - волнистой линией.

а) Врач - это человек, который лечит.

б) Четное число - то натуральное число, кратное двум.

в) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

г) Совершенными числами называются числа, равные сумме всех своих делителей.

№ 2. Для каждого из данных понятий подберите родовое понятие и видовые отличия. Дайте определения данных понятий.

Понятие

Родовое понятие

Видовые отличия

1. Четырехугольник

 

 

2. Звезда

 

 

3. Отличник

 

 

4. Огород

 

 

5. Квадрат

 

 

№ 3. Кудрики бывают трех видов: красные - шурики, синие - мурики, зеленые – бурики. Шурики бывают двух видов: круглые - дарики, квадратные – марики. Мурики бывают двух видов: высокие - ларики, низкие - барики.

Составьте определения:

  1. Шурики - это…
  2. Бурики - это…
  3. Марики - это…
  4. Ларики - это…

Ответьте на вопросы:

  1. Какие действия вы выполняли для того, чтобы определить указанные понятия?
  2. Что такое понятие?
  3. Что значит определить понятие?
  4. Какие требования к определению понятий вы знаете?

VI. Суждения

Выполните задания:

№ 1. Рассмотрите рисунки и укажите верные суждения.

  1. все треугольники темные;
  2. некоторые четырехугольники светлые;
  3. все четырехугольники светлые;
  4. некоторые треугольники светлые.

№ 2. Какие суждения правильные?

  1. Все Митины одноклассники занимаются спортом. Значит, все спортсмены учатся в Митином классе.
  2. Некоторые ученики Митиного класса - шахматисты. Следовательно, некоторые шахматисты учатся в Митином классе.
  3. Никто из Митиного класса не играет в теннис. Значит, никто из теннисистов не учится в Митином классе.
  4. Все числа, кратные 8, делятся на 4.Следовательно, все числа, делящиеся на 4, кратны 8.
  5. Все параллельные прямые - не пересекаются. Значит, две непересекающиеся прямые - параллельны.

№ 3. Какие из следующих суждений правильные, а какие - нет?

  1. Все сепульки - жители Интеропии. Значит, все жители Интеропии - сепульки.
  2. Некоторые сепульки - грюмсы. Значит, некоторые грюмсы - сепульки.
  3. Ни одна сепулька - не бронк. Следовательно, ни один бронк не сепулька.
  4. Некоторые грюмсы - сепульки. Следовательно, ни одна сепулька не грюмс.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие действия вы выполняли, чтобы установить правильность суждений?
  2. Что такое суждение?
  3. Какие виды суждений вы знаете?
  4. Какие формы суждений вы знаете?

VII. Умозаключения

Выполните задания:

№ 1. Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Найдите это слово.

1) прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство

б) ребро

в) высота

г) треугольник

д) сторона

2) квадрат : площадь = куб : ?

а) сторона

б) перпендикуляр

в) ребро

г) периметр

д) объем

3) уменьшаемое : разность = множитель : ?

а) сумма

б) вычитаемое

в) произведение

г) умножение

д) частное

4) диаметр : радиус = окружность : ?

а) дуга

б) сегмент

в) отрезок

г) линия

д) центр

№ 2. Нарисуйте нужную фигуру.

№ 3. Заполните пустую клетку.

№ 4. Сделайте правильный вывод, если это возможно:

1) Все прямоугольники - четырехугольники.

Трапеция - не прямоугольник.

Следовательно, …

2) Если Петя болен, в школу он не идет.

Петя пошел в школу.

Следовательно,…

3) Весной на деревьях набухают почки.

Наступила весна.

Значит,…

4) Когда наступают каникулы, школьники радуются.

Каникулы еще не наступили.

Следовательно,…

5) Если взойдет солнце, то станет светло.

Стало светло.

Следовательно,…

6) Все десятичные дроби - числа.

1,5 - десятичная дробь.

Следовательно,…

7) Если прямые, лежащие в одной плоскости, не пересекаются, то они параллельны.

Прямые а и b, лежащие в одной плоскости, не параллельны.

Следовательно,…

8) Если у человека повышена температура, то он болен.

У человека не повышена температура.

Следовательно,…

9) Все прямоугольники являются четырехугольниками.

Трапеция - четырехугольник.

Значит,…

№ 5. Какие из следующих умозаключений верные?

1) Все сепульки - жители Интеропии.

Бумс - сепулька.

Следовательно, Бумс - житель Интеропии.

2) Все сепульки - жители Интеропии.

Чак - не житель Интеропии.

Следовательно, Чак - не сепулька.

3) Все сепульки - жители Интеропии.

Крамс - житель Интеропии.

Следовательно, Крамс - сепулька.

4) Все сепульки - жители Интеропии.

Дирк - не сепулька.

Следовательно, Дирк - не житель Интеропии.

Ответьте на вопросы:

  1. Расскажите, какие действия вы выполняли при нахождении аналогичных фигур, слов?
  2. Расскажите, какие действия вы выполняли для того, чтобы сделать правильный вывод или установить правильность рассуждения?
  3. Что такое умозаключение?
  4. Какие виды умозаключений вы знаете?
  5. Что такое аналогия?
  6. Как выполняется умозаключение по аналогии?
  7. Что такое силлогизм?
  8. Какие формы рассуждений вы знаете?

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

I

II

III

IV

V

VI

VII

№1-5б

№1-4б

№1-3б

№1-2б

№1-2б

№1-2б

№1-4б

№4-9б

№2-1б

№2-2б

№2-3б

№2-3б

№2-5б

№2-5б

№2-5б

№5-6б

№3-4б

№3-4б

№3-4б

№3-1б

№3-3б

№3-3б

№3-6б

№3-4б

 

 

 

№4-4б

 

 

 

 

Примечание:

  1. Распределение баллов при оценивании заданий V и VI блоков:
    • в задании № 1: за каждое определение по 0,5 балла;
    • в задании № 2: за каждое определение по 2 балла;
    • в задании № 3: 1-2 – 1 балл; 1-3 – 2 балла; 1-4 – 3 балла.
  2. Распределение баллов при оценивании заданий VII блока:
    • в заданиях № 1, № 2, № 4, № 6: за каждое подзадание по 1 баллу;
    • в заданиях № 3, № 5: за каждое подзадание по 1,5 балла.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

I

II

III

IV

V

VI

VII

№1-30б

№1-30б

№1-30б

№1-40б

№1-30б

№1-30б

№1-30б

№2-30б

№2-10б

№2-10б

№2-10б

№2-10б

№2-10б

№2-10б

№3-10б
№4-10б

№3-10б

№3-10б

№3-10б

№3-10б

№3-10б

№3-10б

№5-10б

№7-10б

№4-10б

№4-10б

№4-10б

№4-10б

№4-10б

№4-10б

№6-10б

№8-10б

Примечание: За верное объяснение каждого предложенного задания при ответе на вопрос № 1 учащийся получает по 10 баллов.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Тест

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

I. Анализ

0-38

39-59

60-70

II. Сравнение

0-38

39-59

60-70

III. Обобщение

0-38

39-59

60-70

IV. Классификация

0-43

44-68

69-80

V. Понятие

0-38

39-59

60-70

VI. Суждение

0-38

39-59

60-70

VII. Умозаключение

0-82

83-127

128-150

Общий уровень развития логической рефлексии

Менее 315 баллов

316-490

491-580

Для того чтобы обеспечить рефлексию учащимися собственной мыслительной деятельности необходимо разработать целую систему педагогических средств, обеспечивающую логическое саморазвитие школьников. В неё должны входить адаптивные методики самодиагностики уровня развития логического мышления, программы саморазвития учащихся, методические рекомендации для учителя по управлению развитием логической рефлексии школьников. Именно такая система необходима, чтобы сделать влияние обучения на развитие логического мышления и логической рефлексии управляемым и контролируемым, а главное целенаправленным.