Урок внеклассного чтения "Русские народные сказки. Сказки о животных". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Класс: 1


Цели:

  • познакомить с русскими народными сказками о животных;
  • вести термин "анималистические" сказки;
  • развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать умение дружить, милосердие.

Оборудование:

  • на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • элементы костюмов сказочных героев;
  • "сказочный" кроссворд.

Выставка книг:

  • "Волк и козлята". Русские народные сказки в обработке А. Толстого;
  • "Гуси-лебеди". Русские народные сказки в обработке А. Толстого;
  • "Лисичка-сестричка и волк", русская народная сказка;
  • "Кот и лиса". Русская народная сказка в обработке А. Толстого;
  • "Лиса и заяц". Русская народ-сказка;
  • "Бобовое зернышко". Русская народная сказка;
  • "Заюшкина избушка". Русская народная сказка и др.

Учебный материал:

  • "Лиса и заяц". Русская народная сказка;
  • "Петушок - золотой гребешок". Русская народная сказка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Прочитайте названия книг на выставке. ("Лиса и заяц","Кот и лиса" и т. д.)

Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, волк,заяц, петух и т. д.)

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

(Сказанные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке? (Мы будем читать сказки о животных.)

Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится (учитель называет начало фразеологизма, делает паузу, дети называют хором концовку):

  • Хитер как... (лиса).
  • Голоден как... (волк).
  • Труслив как... (заяц).
  • Болтлив как... (сорока).

- Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.

III. Чтение произведения учителем

1. Ознакомление с книгой.

Я вам прочитаю сказку "Лиса и заяц". (Учитель берет книгу с выставки.)

- Кто изображен на обложке? (Заяц и лиса.)

- Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы)

-Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации? (Лиса хитрая, лживая, коварная)

А что можно сказать о зайце? (Он добрый, беззащитный, немного глуповат.)

Откроем первую страницу. Что вы видите на иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков)

-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) назывался луб. (Учитель показывает и читает слово на доске.)

-Поэтому избушка у зайца была лубяная.

-А что делает на иллюстрации лиса? (Она строит избушку изо льда)

2. Чтение сказки учителем.

-Послушайте сказку.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

- Понравилась вам сказка? Чем?

Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?

  1. Сила сломит все, а ум - силу.
  2. Как аукнется, так и откликнется.
  3. За добро добром и платят.
  4. Друг не испытанный, что орех не колотый.
  5. На языке медок, а на уме ледок.
  6. Без беды друга не узнаешь.
  7. Где двое бранятся, там третий не суйся.
  8. За правое дело стой смело.

Какую избушку построил себе Зайчик? (Он построил избу из лубочков.)

Как назвала избушку Зайца Лиса? (Лубочный домок, лачуга)

Как вы понимаете значение слова "лачуга"? (Это старое, ветхое, бедное жилище)

А как называла свою избу Лиса? (Она называла ее хрустальным дворцом.)

- Что вы можете сказать о Лисе по этому эпизоду? (Она хвастливая, относится к Зайке с пренебрежением.)

- Что же сделала весна с "Лискиным дворцом"? (Дворец растаял.)

- Как Лиса пробралась в зайкину избу? (Она подкараулила, когда он пойдет погулять, травки заячьей пощипать.)

- Что можете сказать о Лисе по этому поступку? (Она хитрая, коварная.)

- Кто вызывался помочь Зайке? (Волк, Бык, Медведь, Петух.)

- Как они себя вели, когда шли выгонять Лису? (Они хвастались, говорили: "Я не я, коли не выгоню Лису". А Петух говорил: "Попытаемся".)

- Кто же оказался настоящим другом Зайке? (Петух не испугался Лисы, помог Зайке вернуть избушку.)

- Какую пословицу вы бы подобрали к этому отрывку? (Без беды друга не узнаешь. Друг не испытанный, что орех неколотый}

- Какими словами заканчивается сказка? ("И стали они жить, да быть, да добро копить".)

Физкультминутка

Давайте проведем физкультминутку. Используем слова петуха из сказки. Придумайте движения сами.

Выберем самого лучшего Петуха.

Идет кочет на пятах,
Несет саблю на плечах,
Хочет Лиску зарубить,
Себе шапку сшить,
- Выходи, Лиса, пожалей себя!

Самостоятельная работа учащихся

Онакомление с книгой.

Кто изображен на обложке? (Петушок, кот и птица,лиса.)

Эта птица называется дрозд. Это лесная птица. Кто же герои сказки? (Животные.)

- Как они выглядят? (Они одеты в русские народные костюмы.)

Прочитайте, как называется книга? ("Петушок - золотой гребешок.)

Есть ли на обложке автор? (Нет. Это народная сказка.)

Откроем обложку. Что написано на первой странице?

Петушок - золотой гребешок Русская народная сказка в обработке А. Толстого - Это значит, что пересказал эту сказку писатель А. Толстой.

2.Самостоятельное чтение сказки детьми.

-Прочитайте сказку самостоятельно.

3.Беседа о прочитанном.

- Назовите еще раз героев сказки. (Кот, дрозд, петух и лиса.)

- Что вы можете сказать о лисе? (Она хитрая, коварная.)

А о петухе? (Он доверчивый, глупый.)

- Как выручали петуха кот и дрозд? (Они догоняли лису, отбирали петуха.)

- Что вы можете сказать о них? (Кот и дрозд - верные друзья. Они всегда выручали петуха.)

- Подходит ли по содержанию сказка к теме урока? (Да, подходит, потому что эта сказка о настоящих друзьях.)

4. Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение).

5. Инсценирование сказок. Конкурс на лучшего артиста.

Давайте проинсценируем отрывки из прочитанных сказок. Кто выучил слова Петуха, Лисы из сказок? (Несколько детей, получивших карточки, выходят к доске. Учитель надевает им элементы костюмов героев - шапочки, хвосты и т. п.)

Послушайте товарищей, выберите лучшего артиста. Награждение лучших артистов.

VI. Подведение итогов урока

1. Беседа.

-Какие сказки вы сегодня прочитали?

-Что их объединяет? (Это сказки о животных.)

-Прочитайте тему урока. ("Друг познается в беде".)

2. Отгадывание кроссворда.

-Давайте проверим, как внимательно вы читали сказки.

Разгадаем сказочный кроссворд.

1) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

2) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

3) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?(Медведь.)

4) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

5) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)

7) Хоть и говорят о нем, что он "здоров", а лису выгнать не смог. (Бык.)

8) Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы
Золотые струночки.
Еще дома ли Лисафья-кума
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

-Почему урок так называется? (В сказках животные помогали друг другу, выручали попавших в беду друзей.)

VI. Домашнее задание

-В домашней библиотеке поищите другие сказки о животных. Принесите эти книги в уголок внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к сказкам, прочитанным на уроках или дома.

Приложение 1, приложение 2.