Статья "Неделя предпринимательства в школе"

Разделы: Экономика


Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России объявил с 17 по 23 ноября в регионах России в рамках международной акции «Всемирная неделя предпринимательства» Неделю предпринимательства. В стороне не осталась и наша Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Была организована творческая группа, куда вошли учитель истории и обществознания Геталло М.А. и учитель истории, обществознания и английского языка Галеева Г.А., учащиеся 9 и 11 классов.

Совместно с учащимися и учителями была разработана программа Недели предпринимательства с 17 по 23 ноября 2008 года.

№ п/п Название мероприятия: Сроки: Классы: Ответственные:
1. Открытие Недели предпринимательства.
Выступление по теме «Предпринимательство – знамение времени» на общешкольной линейке.
Анкетирование старшеклассников.
Тема: «Кто может стать предпринимателем?»
17 ноября
17 ноября
17 ноября
1-11
1-11
8
Галеева Г.А.
Галеева Г.А.
Геталло М.А.
2. Экскурсии в магазины ЧП – выпускников школы. 18 ноября 7-11 Геталло М.А
Галеева Г.А.
3. Мастер-класс по организации ЧП (выступление выпускников школы). 19 ноября 9-11 Геталло М.А
Галеева Г.А.
4. Открытые классные часы по теме: «Я б в предприниматели пошел, пусть меня научат»
«Профессия – предприниматель»
20 ноября20 ноября 911 Галеева Г.А.
Геталло М.А.
5. Конференция по теме «Молодежь в сфере предпринимательства» 21 ноября 8-11 Геталло М.А
Галеева Г.А.
6. Деловая игра « Презентация инвестиционного бизнес-проекта» . 22 ноября 10-11 Геталло М.А
Галеева Г.А.
7. Подведение итогов Недели предпринимательства. 24 ноября 7-11 Геталло М.А
Галеева Г.А.

Открытие Недели предпринимательства.
Выступление по теме «Предпринимательство – знамение времени».

С 17 по 23 ноября 2008 года по всей России пройдет Неделя предпринимательства. Наша школа примет в ней активное участие. Творческой группой нашей школы запланированы мероприятия, в ходе которых мы постараемся узнать:

  • что слово «предприниматель» происходит от русского слова «предпринимать». Чем занимается предприниматель? Кто может стать предпринимателем? Что считается главным в предпринимательстве? Почему в России наблюдается повальное увлечение бизнесом? Насколько и чем полезен и вреден бизнес?
  • знакомы ли мы с разными видами бизнеса? С какими видами предпринимательства нам приходится встречаться в жизни? Есть ли среди наших знакомых бизнесмены, предприниматели? А каким видом бизнеса вы желали бы заняться сами?
  • что такое сделка в бизнесе? Откуда берет предприниматель ресурсы , необходимые для бизнеса? Что представляет собой прибыль от предпринимательской деятельности?
  • приходилось ли Вам слышать выражения «бизнес-план», «бизнес-проект»?
  • многие из Вас наверно хотели бы открыть свое дело? А какие должны быть для этого условия? Что понимается под словами «стартовый капитал»? Как зарегистрировать собственное частное предприятие?
  • Вы, конечно, знаете, что такое честность, порядочность. Имеют ли эти слова отношение к бизнесу? Как следует понимать этику и мораль деловых отношений?
  • опасное ли это дело-предпринимательство? В чем состоит опасность, что угрожает бизнесмену, чем он рискует? Что такое страхование?
  • термин «конкуренция» относится к числу широко известных. Чем отличаются конкуренция и соревнование?
  • можно ли назвать конкуренцию борьбой за существование?

Это и есть самые главные и насущные вопросы предпринимательства и бизнеса. Если вы будете знать ответы на эти и другие подобные вопросы , то Вы наверняка станете весьма успешным бизнесменом.

Деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта».

Цель игры: активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, повышение интереса к предмету «Обществознание».

Задачи игры:

  1. Закрепление изученного теоретического материала по теме «Предприниматель на рынке» на примере конкретной моделируемой ситуации.
  2. Формирование навыков разрешения проблемных ситуаций.
  3. Развитие аналитических и коммуникативных способностей.

Игра проводится с учащимися 10-11 классов в рамках «Недели предпринимательства» на базе материала, изученного на уроках обществознания в разделе «Экономика».

Участники игры:

  • Игроки. Делятся на 2 команды: команда «Предприниматель» и команда «Инвестор».
  • Экспертная группа. Проводит предварительную подготовку к игре, оценивает действия обеих команд, подводит конечные итоги игры.
  • Руководитель (преподаватель): координирует действия участников на всех этапах подготовки и проведения игры.
  • Потенциальные потребители данной услуги (зрители).

Оборудование игры:  

  • Правила ведения игры (памятки для участников).
  • Таблички с названиями команд.
  • Бизнес-план.
  • Возможные приложения к бизнес-плану (диаграммы, макеты, таблицы и т.д.).
  • Критерии оценки работы команд-участниц (памятки для экспертной группы).
  • Оценочные листы.

За неделю до проведения игры члены команды «Предприниматель» получают опережающее задание: разработать бизнес-проект, подготовить его презентацию в целях привлечения инвестиций.

Команда «Инвестор» за 3 дня до игры получает черновой вариант бизнес-плана для подготовки к «переговорам» и выработки их тактики. Целью деятельности команды «Предприниматель» является получение кредита на реализацию проекта в результате переговоров. Цель команды «Инвестор» – в процессе ознакомления с бизнес-планом выявить все возможные риски и провести переговоры таким образом, чтобы риск инвестирования был сведен к минимуму.

Содержание игры.

В процессе подготовки и проведения игры моделируется целый ряд экономических действий (процессов), имеющих место в реальной предринимательской практике: изучение конъюнктуры рынка, выбор сферы предпринимательской деятельности; определение реальных финансовых и производственных возможностей, путей привлечения инвестиционных ресурсов, учет возможных рисков (банкротства, неплатежеспособности и т.п.).

Игра делится на 2 этапа.

1-й этап – подготовительный. На этом этапе перед командой «Предприниматель» ставятся следующие задачи:

  1. выдвинуть идею создания и внедрения на рынок товара или услуги, учитывая такие факторы, как потребности потенциальных клиентов или покупателей, экономическую целесообразность, рентабельность и окупаемость проекта;
  2. составить бизнес-план проекта и подготовить его презентацию.

Команда «Инвестор», заранее ознакомившись с бизнес-планом, определяет степени риска инвестирования, составляет план переговоров, предварительно решая, стоит ли вкладывать средства в данный проект, и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

В подготовительный период игры члены экспертной группы оказывают командам теоретическую помощь, контролируют ход работы.

2-й этап – собственно игра. Этот этап можно провести как в качестве урока, так и в виде внеклассного мероприятия.

Ход и регламент игры. 

  1. Представление команд, объявление целей участников переговоров, ознакомление с временным регламентом и критериями оценки деятельности участников игры. (3мин.)

  2. Презентация бизнес-проекта с представлением возможных сопутствующих приложений: диаграмм, таблиц, макетов и т.д. Команда «Предприниматель» демонстрирует оппонентам имеющиеся у фирмы возможности, стараясь убедить их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия; обосновывает экономическую привлекательность проекта и необходимость привлечения дополнительных инвестиций. (10 мин.)

  3. Обсуждение бизнес-плана или непосредственно переговоры. В процессе переговоров экспертная группа команды «Инвестор» постатейно анализирует представленный бизнес-план, находя в нем «слабые места», стараясь оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений. Обсуждение ведется по схеме «вопрос – ответ». Положительно оцениваются вопросы, непосредственно вытекающие из содержания бизнес- плана, и ответы, грамотно и аргументировано проясняющие проблему. Экспертная группа оценивает корректность, лаконичность и экономическую грамотность участников. Положительная оценка – 1 балл. Отрицательная – 0 баллов. Оценки заносятся в оценочные листы. (10мин.)

  4. Резюме. Команда «Инвестор», учитывая полученные в ходе переговоров разъяснения оппонентов и возможные изменения, внесенные в бизнес-план в процессе обсуждения, оценивает выгодность инвестирования в предлагаемый проект. Выносится решение о целесообразности выделения денег. (7 мин)

  5. Подведение итогов игры. Экспертная группа, руководствуясь заранее оговоренными критериями, путем подсчета баллов оценивает качество работы каждой команды. Если количество баллов, набранных командой « Предприниматель», больше, чем у команды «Инвестор», но принято решение не выделять деньги – значит, «Инвестор» не является эффективно действующим субъектом рыночной экономики. В игре побеждает команда «Предприниматель». И наоборот. (5 мин)

  6. Обсуждение процесса и итогов игры (рефлексия). Учащиеся по желанию отвечают на вопросы:
    а) что нового я узнал во время подготовки и проведения игры (о предмете, о рыночной экономике, о товарищах, о своих возможностях и способностях)?
    б) какие знания, умения и навыки помогли команде победить в игре?
    в) какие недочеты в работе или поведении помешали достичь победы? (5 мин)

  7. Награждение победителей, поощрение проигравших. (5 мин)

Памятка для участников игры, Оценочные листы команды – Приложение 1, Бизнес-план – Приложение 2.