Ранняя диагностика - первый шаг к коррекции

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагоги детских садов, как правило, включаются в воспитание малышей после того, как те минуют возрастной рубеж двух лет. Большая часть развивающих и коррекционных программ ориентирована на дошколят. Воспитание ребенка раннего возраста - поле деятельности семьи.

Однако анализ социальной ситуации развития современных детей показывает: сегодняшняя семья, как никогда нуждается в квалифицированной помощи специалистов именно в период первых трех лет с момента появления малыша на свет.

Организация работы с детьми раннего возраста – одно из направлений развития современного детского сада.

Формы, создаваемые детскими садами и внедряемые в практику, определяются характером новых задач, выдвигаемых временем, и осознанием насущных проблем детского населения страны. А задачи эти, в свою очередь, связаны с ранней диагностикой и коррекцией возможных отклонений в развитии детей раннего возраста.

Представления о возможностях коррекции отклонений в развитии на этапе раннего возраста значительно углубились и расширились под воздействием нейрофизиологических и психологических открытий последней четверти 20 века. Одно из таких открытий – выявление в мозгу новорожденного нейронов, ожидающих стимуляции. Это означает, что такие нейроны будут работать только при наличии побуждения извне. А на основе их работы у ребенка будут формироваться определенные навыки и умения. Если же стимул для работы отсутствует, нейроны работать не будут и со временем совсем утратят эту способность. Ожидающие стимуляции нейроны также принимают участие в развитии слуха, в развитии движений и даже в развитии эмоций, речи.

Если мать, по каким – то причинам неправильно общается с ребенком в первые месяцы жизни, не стимулирует его к проявлению эмоций, эмоциональная сфера малыша может развиваться с задержкой или с нарушениями.

Другое, не менее важное, открытие сделано в области нейропсихологии. Это открытие так называемых “окон возможностей”, подтвердившее психологические представления о наличии сензитивных периодов в развитии. В первые три года чувствительность ребенка к восприятию некоторых факторов воздействия просто поразительна. В частности, это относится к человеческой речи. Этот феномен связан с особенностями функционирования активно развивающихся в младенчестве мозговых структур. “Захлопывание окон”, связанное с окончанием формирования тех или иных центров мозга, тоже имеет непоправимые последствия.

Младенец развивается через общение, движение, через наблюдение и экспериментирование. Он наблюдает за тем, что делают мама, бабушка, дедушка. Он может с поразительной сосредоточенностью и усердием отвинчивать и завинчивать крышечку на банке, ему нравится кидать кубик и слушать звук, с которым кубик падает, повторять за взрослыми услышанные слова. Младенец, когда бодрствует, учится без устали. И тот объем информации, который он усваивает за год, то количество новых движений, новых функций, которыми он овладевает, несопоставимо с приобретенными навыками любого возрастного периода.

Иными словами, ранний возраст – критический возраст в развитии ребенка. То, что на этом этапе упущено, впоследствии наверстывается с трудом или не наверстывается вовсе. Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень развития малыша. При этом определяется актуальная зона его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики развития ребенка. На первом году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на втором – третьем году – Н.М. .Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Диагностика предполагает эмоционально – деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление его личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способ решения, желание сотрудничать со взрослыми, отношение к результатам своей деятельности). Проведение диагностики всегда связано с вопросами: С какой целью она проводится? Как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Используют различные техники: наблюдения, регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, наблюдение за поведением, развитием детей, образцы работ, беседы. Все это просто, доступно, дают обширный материал, позволяющий лучше понять каждого ребенка, создать условия для его развития на основе индивидуального подхода. Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели и родители выделяют области, вызывающие озабоченность или особый интерес и формируют индивидуальные цели для развития детей. Выявление темпов развития позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения вперед, на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что в результате формирует позитивное отношение к учению. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Но причины недоразвития могут не осознаваться родителями – особенно если дефект малыша не ярко выражен. Задача ранней диагностики – выявить патологию любой степени как можно раньше. Не в три и тем более не в пять - за год перед школой. Если к пяти годам у ребенка проблемы с развитием речи, польза от занятий с логопедом будет минимальной. А при ранней диагностике мы могли бы предсказать возможную задержку уже тогда, когда ребенку не было года. Мы могли бы обнаружить, что он недостаточно активен, его мало интересует окружающая обстановка, он плохо контактирует с близкими. А нарушение общения практически наверняка породит сложности в овладении речью. Дети в возрасте до трех лет должны вызывать к себе пристальное внимание педагогов, когда еще можно существенным образом повлиять на судьбу ребенка и устранить недостатки в развитии.

Для раннего выявления патологий в развитых странах мира применяют так называемую “практику скринингов”. Скрининг – это всеобщая система тестирования детей в раннем возрасте, первичная, приблизительная диагностика, которая посильна не только узким специалистам, но и психологам дошкольных учреждений и даже педагогам.

За час и даже за два часа ни один специалист не сможет в результате наблюдений дать развернутое заключение обо всех направлениях развития ребенка. Здесь главными информаторами

о достижениях и проблемах малыша должны стать домашние ребенка, члены его семьи. Скрининг проводится с помощью анкетирования, в котором принимает участие мама или бабушка – те люди, которые ухаживают за малышом. Лучше, если в процедуре участвуют все члены семьи. Тогда информация будет развернутой и многосторонней.

В настоящий момент для подобных скрининговых исследований используются опросники, разработанные в Санкт – Петербургском институте раннего вмешательства.

Адрес: 191104, Россия, Санкт – Петербург,
улица Чехова 5.
Телефоны: (812)272-90-15, 272-90-30.
Факс: (812)272-90-15.

Опросник содержит 256 вопросов. Для каждого вопроса предусмотрен спектр ответов. Они учитывают достаточно разнообразные проявления в поведении ребенка. Матери, как правило, не подвергают сомнению результаты анкетирования, раз они сами отвечают на вопросы. И если параметров, по которым ребенок отстает, достаточно много и отставание сильное, это сигнал: необходимо обратиться к специалистам для разработки коррекционной программы. Чем более развитой и налаженной будет у нас система первичной диагностики, тем с большей вероятностью мы будем определять детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Точно так же, выявляя отклонения в развитии как можно раньше, мы уменьшаем непреодолимость отклонения в развитии или невозможность развития. Кто, где и когда будет оказывать помощь детям с отклонениями в развитии различной степени тяжести? Если отклонения незначительные, помощь может оказываться в детском саду при условии, что в штате садика есть специалисты. Дети с нарушениями средней тяжести и с серьезными нарушениями должны получать помощь в специализированных учреждениях.