Урок повторения и обобщения по разделу "Фонетика и орфоэпия"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить и обобщить знания по фонетике и орфоэпии;
  • совершенствовать навык работы с различными упражнениями и тестовыми заданиями по данному разделу.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа по теме.

1. Фронтальный опрос учащихся:

-Что изучает фонетика?

-В чем различие между буквой и звуком?

-В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?

-В чем различие между глухими и звонкими согласными?

-Какие звуки не образуют пар по глухости / звонкости?

-В чем различие между твердыми мягкими согласными?

-Какие звуки образуют пары по твердости / мягкости? Какие являются непарными?

-Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?

-Какие согласные звуки называются шипящими?

-Какие буквы и в каких условиях обозначают два звука?

-С помощью каких букв обозначается звук [й]?

-Какие фонетические процессы вы знаете?

-Что такое ударение?

-Какова роль ударения в слове?

2. Индивидуальная работа у доски нескольких учащихся.

Упражнение 1. Разделите приведенные слова на три группы:

Аллея, кассовый, ясный, поздний, емкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ерш, расчет, приют, степь, отгадка.

Количество букв и звуков совпадает                 
Звуков в слове больше, чем букв  
Звуков в слове меньше, чем букв  

Упражнение 2.

Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Объяснение, белье, майор, медальон, изголовье, пятерка, июль, женитьба, приют.

Упражнение 3.

По какому признаку приведенные слова можно разделить на две группы?

Берег, петля, вьет, метелка, мятеж, поют, еж, июль, ясный, люк.

Упражнение 4.

Обозначьте ударение. Укажите значение приведенных слов.

Кроить атлас - открыть атлас, броня на билет - непробиваемая броня, бронированные места - бронированная техника, положить продукты в ледник - подниматься на ледник, развитая страна - развитая веревка, раскрыть заговор - заговор от боли, есть ирис - расцвел ирис, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса.

3. Коллективная работа над произношением (работа с текстом и тестовыми заданиями)

Задания к тексту

  1. Подготовьтесь к чтению текста (в случае затруднений обратитесь к орфоэпическому словарю).
  2. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
  3. Выполните тестовые задания. Текст.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

А. Начался.
Б. Жалюзи.
В. Включен.
Г. Торты.

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

А. Откупоренный.
Б. Банты.
В. Шарфы.
Г. Завсегдатай.

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

А. Избалованный.
Б. Ирис.
В. Красивее.
Г. Туника.

4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

А. Бармен.
Б. Банты.
В. Танцовщица.
Г. Начался.

5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

А. Декольтированный.
Б. Досуг.
В. Избалованный.
Г. Красивее.

6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

А. Ополоснутый.
Б. Безудержный.
В. Закружится.
Г. Щегольские.

7. В скольких словах ударение падает на второй слог?

Туника, красивее, танцовщица, избалованный.

А. В одном.
Б. В двух.
В. В трех.
Г. В четырех.

Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5А, 6В, 7В.

4. Самостоятельная работа учащихся с орфоэпическим словарем.

Задание:

Составьте текст, употребив как можно больше слов из орфоэпического словарика учебника.

III. Итоги урока.

IV. Д.з: выполнить тест по фонетике и орфоэпии (учебно-методическое пособие «Русский язык.ЕГЭ-2008». Н.А.Сенина.