Компетентностно-ориентированный подход – повышение эффективности современного образования

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика


Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса , которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков

выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.

Школа должна помочь ученикам в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.

Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости

учащихся , компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.

Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, личностной, информационной, социальной, поликультурной,

коммуникативной, компетентностного отношения к своему здоровью и др.

Развитие таких компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:

– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
– заниматься самообразованием;
– работать с различными базами данных, документацией;
– добывать информацию;
– иметь собственное мнение;
– понимать позицию других людей;
– оценивать жизненную ситуацию;
– определять рациональное потребление;
– оценивать поступки, вредные привычки;
– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
– принимать решения;
– уметь прийти к общему мнению;
– работать в группах;
– уметь организовать свою работу;
– нести ответственность за поступки;
– устоять перед трудностями и т.д.

Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:

– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
– отслеживание динамики развития учащихся;
– пропаганду достижений науки и культуры;
– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;
– проведение консультаций по поиску необходимой информации;
– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;
– подготовку заданий творческого характера;
– стимулирование высказывания собственных мыслей;
– использование диалогических методов в работе;
– разработку заданий разного уровня;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.

Предлагается разработка урока экономики в 10-м классе с использованием приемов развития основных компетентностей.

Тема. «Потребности и потребительские блага»

Цели:

  • Научить классифицировать потребности и потребительские блага, используя собственный опыт потребления и общения в обществе, устанавливать возможность вещей удовлетворять потребности.
  • Развивать умения определять собственное место в изучении экономических процессов. Развивать информационную и социальную компетентность учащихся.
  • Воспитывать чувство меры при определении структуры потребления в зависи мости от уровня доходов.

Оборудование: схема-таблица для работы учащихся, карточки – задания для работы в парах и группах.

Ход урока

I Организационный момент

II Вступительное слово учителя

Учитель: Экономические знания расширяют жизненные возможности человека, формируют экономическую культуру и позволяют быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики.

Необходимо вспомнить, какие экономические проблемы стоят перед каждым человеком и какие подходы в их решении существуют.

Мозговая атака (Вопрос – ответ)

– Что изучает экономика? (Как люди стремятся достичь полного удовлетворения потребностей, используя ограниченные ресурсы.)

– Какой образ мышления называют экономическим? (Образ мышления человека, который ведёт себя рационально.)

– Кто является субъектом экономических отношений? (Домашние хозяйства, предприятия, государство.)

– Какую сферу жизни общества охватывает экономика? (Производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление благ.)

– Что понимают под распределением? (Формирование доходов.)

– Потребление – это… (Использование доходов.)

III Актуализация опорных знаний

Обобщение по повторению:

  1. Потребление – это реализация полезности вещей.
  2. Люди, используя ограниченные ресурсы, создают товары и услуги, стремясь достичь полного удовлетворения потребностей.

Зрительная активизация работы учащихся с целью формирования информационной компетентности (ключевые понятия темы записаны на доске).

– Потребности
– экономический интерес
– экономическая свобода
– экономическая проблема
– потребительское благо
– предельная полезность
– общая полезность

Слова записать в экономический словарь, найти в справочной литературе их значение.

IV. Мотивация учебной деятельности

Потребность – это необходимость в определённых вещах. При удовлетворении потребностей возникают побудительные мотивы деятельности(экономические интересы) для удовлетворения потребностей.

V. Изучение нового материала

Вопросы темы:

1) Классификация потребностей.
2) Условия удовлетворения потребностей.
3) Характеристика потребительских благ.
4) Теория поведения потребителей.
5) Закон убывающей полезности.

1. а) Беседа с учащимися с одновременным составлением опорной схемы.

б) Работа в группах (по 2 парты, 4 человека)

  • 1-я группа – материальные потребности
  • 2-я группа – нематериальные
  • 3-я группа – индивидуальные
  • 4-я группа – базовые
  • 5-я группа – вызванные развитием цивилизации
  • 6-я группа – вторичные

Задание: Составить список потребностей, соответствующий определённой группе. (Не менее 5 потребностей) Результаты работы озвучиваются.

2. Вопрос классу: “Все ли одинаково могут удовлетворять свои потребности?”

Удовлетворение зависит от:

– доходов (имеющихся денег);
– цен;
– вкусов и т.д.

3. Определение (записать в тетрадь)

Способность товара или услуги удовлетворять потребности называется потребительским благом.

  • “Рождение схемы”

  • Работа в парах.

Задание: Расположить предложенные блага в порядке приоритетности.

  • Обсуждение результатов работы.

4. Исследования по оценке потребительского блага (работа с книгой).

Анализ таблицы и графика

Теория поведения потребителя на рынке

Извлечь max. Полезности для себя (рациональное поведение) Доходы всех ограничены, на все товары установлены цены Поведение обусловлено теорией предельной полезности

Обобщение:

! Человек стремится максимизировать полезность.

Полезность товара – способность удовлетворять потребность.

! Каждый товар имеет свой предел полезности – убывающая предельная полезность.

! Предельная полезность – дополнительное удовлетворение от дополнительно потреблённой единицы.

! Общая полезность – удовлетворение от потребления всего количества благ данного вида.

Вывод:

Удовлетворяя потребности, уменьшается их острота по мере насыщения.

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Тест на экономическую смекалку.

  • Чему равна предельная полезность в момент насыщения рынка?

а) 100
б) 0
в) max.

VII Итог урока

Продуктов природы стало недостаточно для потребления, появился продукт труда (экономические блага), которые стали товарами и услугами. Для их производства необходимы ресурсы. Это и будет темой следующего урока.

VIII. Домашнее задание

1) Построить график по данным. Определить момент насыщения рынка. Сделать выводы.

2) Найти лексическое значение слов: потребность, благо, полезность.