Урок по окружающему миру "Ягоды нашего края"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания о ягодах Югорского края.
  • Формировать понятие о значении ягод в жизни человека и лечебных свойствах ягод.
  • Воспитывать бережное отношение к ягодным полянам и кустарникам.

Общеобразовательные задачи курса краеведения " Мы дети природы":

  • Дать знания о природном богатстве края, быте, традициях коренных народов, хозяйственной деятельности.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Развивающие задачи:

  • Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру
  • Обогащать нравственно - эстетический и познавательный опыт ребёнка.

Формы и методы:

Наблюдения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа, словесные методы: рассказ, беседа, объяснения.

Региональный компонент помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе РФ "Об образовании": воспитание гражданственности и любви к Родине; защита национальных, культурных и религиозных традиций.

Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Значение приобщения подрастающего поколения к жизненно важным ценностям своего народа никогда не потеряет актуальности. Уроки, включающие в себя региональный компонент, формируют у учащихся личную ответственность за сохранение природных богатств, их приумножение.

Региональный компонент по экологии и краеведению интегрирован с окружающим миром и составляет 10% учебной программы.

Класс Тема регионального компанента
1 1 Краеведение. Урок - путешествие "Разнообразие растений нашего края"
2 Экология. Значение природы для человека
3 Экология. Как правильно собирать ягоды, грибы
4 Краеведение. Оленеводство, его значение в жизни северных народов
5 Краеведение. Трудовое воспитание в югорской семье
6 Экология. Рациональное использование дикоративных растений края
2 1 Краеведение. Народный календарь Югры
2 Экология. Охрана водоёмов нашего края
3 Краеведение. Природа Югры. Рациональное использование богатств нашего края
4 Экология. Влияние деятельности человека на природные сообщества края
3 1 Краеведение. Природный слой земли нашего края
2 Экология. Отчего гибнут деревья нашего леса
3 Экология. Ягоды нашего края
4 Экология. Сохранение популяций в природе
5 Краеведение. Первые сведения о прошлом нашего края
6 Краеведение. Традиционные праздники северных народов
4 1 Краеведение. Югорская земля во глубине веков
2 Краеведение. Югорский край на глобусе и карте
3 Экология. Добыча, перевозка, переработка и охрана полезных ископаемых нашего края
4 Краеведение. Ханты - мансийск - столица нашего края - город на семи холмах
5 Экология. Лес - лёгкие Югры. Бережное использование лесных богатств
6 Экология. Роль заповедников Югры в охране природы

Приложение.

Цели урока:

  • Формирование знаний о ягодах Югорского края, значении ягод для человека, лечебных свойствах ягод.
  • Воспитание бережного отношения к ягодным полянам и кустарникам.

Оборудование к уроку: картинки с изображением ягод, карточки с названием ягод, замороженные образцы ягод.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний:

Отгадай загадки:

Весной веселит,
Голосами птиц говорит.
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами, ягодами угощает.
Зимой от вьюги защищает.
(лес)
Не море, не земля -
Корабли не плавают
И ходить нельзя!
(болото)

Вводная беседа:

Богат наш Югорский край лесами и болотами. Красив лес в любое время года. Но сегодня мы постараемся вспомнить, какой бывает осень в нашем крае. Осень в нашем крае начинается уже с августа. В конце лета и осенью лес похож на праздничный город. Белоствольные берёзы нарядились в жёлтые и красные сарафанчики. Красавицы осины стали ярко - оранжевыми. Свой зелёный наряд не меняют только хвойные деревья. А на болотных кочках каждое утро, словно жемчужины, блестят на солнце капли росы. В календаре народов ханты это время называют порой жёлтых листьев или "осенины".

Многие поэты описывали красоту осени. Послушайте стихотворение хантыйского поэта Микуля Шульгина.

Над лесом и над полями
Плывут облака несмело,
Словно костры, поляны
Красны от брусники спелой.
Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студёными росы,
Стали багряными листья.

Микуль Шульгин называет осень щедрой. Почему?

(рассуждения детей)

2. Знакомство с ягодами, растущими в Югорском краю:

Одно из богатств нашего края - ягоды. Загадки о ягодах: (На доске картинки с изображением ягод. Отгадав загадку, дети находят нужную картинку и соотносят с названием ягоды)

Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сама - кусточки
Не выше кочки.
(брусника)

Я - капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)

img3.jpg (18299 bytes)

Ягодка - крошка тоненькая ножка
Ягодка - фонарик сладостью одарит.
Осень подоспела, ягодка созрела.
Спелая крошка, жёлтая серёжка.
(морошка)

img4.jpg (19189 bytes)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло.
(клюква)

 

На кусточки под листочки
Бусинки подвешены,
Голубые бусинки
Оказались вкусненьки!
(голубика)

 

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(черника)

 

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.
(малина)

Расположить названия ягод в том порядке, как они поспевают.

(На доске карточки с названиями ягод. Дети должны расположить их в следующем порядке)

Земляника, морошка, малина, черника, голубика, брусника, клюква.

В наших лесах есть и ядовитые ягоды - это волчье лыко и вороний глаз (показ картинок с изображением этих ягод) Как вы думаете, почему они так называются?

(рассуждения детей)

Несъедобные грибы и ягоды могут приносить вред и пользу. Неумение их распознавать приводят к отравлениям. В то же время животные и люди лечатся ими. Эти растения не нужно трогать руками, нельзя их сбивать и растаптывать.

3. Проверка домашнего задания: ( Сообщения о ягодах Югорского края)

4. Связь приобретённых знаний с практической деятельностью человека.

Правила сбора ягод.

Для жителей городов и посёлков сибирская тайга может показаться бедной и глухой, пугающей непроходимыми дебрями и топкими болотами. А тем, кто в ней живёт (коренные жители ханты, манси) тайга - родной дом и "скатерть - самобранка". Сбор брусники, клюквы, черники является организованным промысловым хозяйством наровне с охотой и рыболовством.

А кто из вас умеет собирать ягоды? Как правильно вести себя на ягодной поляне? В какую посуду нужно собирать ягоды? (показ туесков, корзинки)

Можно ли собирать ягоды комбайном? Почему нет?

О способах заготовки ягод на зиму. (замораживают, перетирают с сахаром, варят варенье, компоты)

5. Практическая часть урока: рассматривание образцов замороженных ягод.

Ягоды радуют человека не только своей красотой и вкусовыми качествами, но они ещё обладают лекарственными свойствами и широко применяются в медицине для лечения различных заболеваний.

6. Просмотр видиозаписи о лекарственных свойствах ягод.

7. Итог урока. Повторение правил поведения в природе.

Ягоды - это небольшая частичка нашей природы, нашего края, нашей Родины. Беречь Родину надо начинать с малого. Беречь свой дом, свою школу, свою улицу, посёлок. Бережно относиться к своему краю - это значит любить, жалеть и оберегать каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку и ягодку.

А какие правила поведения в природе вы уже знаете и соблюдаете?

8. Домашнее задание. Написать мини-сочинение "Ягодка - невеличка"