Урок – изучение нового материала по теме: "Имя числительное как часть речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


ЦЕЛЬ:

  • ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  • учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать с книгой;
  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (это загадки).

2. Отгадайте их.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной больш:й крыш:й живут (стол). Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

3. - Назовите знакомые части речи, надпишите их.

- Какие слова вы не назвали? Что они обозначают? (два, четыре, сто; число).

- Как назвать такую часть речи? (числительное). Это и есть тема нашего урока. Откройте учебники.

Приложение 1 (слайд № 1 - тема )

4. Сообщение темы, целей.

5. Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?

Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:

- В какой школе вы учитесь?

- Сколько уроков у вас сегодня?

- За которой партой вы сидите?

- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?

- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.

- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )

- А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий царевны выполняют женихи и т. д.)

6. Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? Запишите их в первый столбик. Что они обозначают? (число).

- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте)

- Стр. 143. сам. раб. , Выполняем задания учебника.

- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?

- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? И обозначают порядок предметов при счёте?

Два Второй
Четыре Четвёртый
Сто Сотый
Количественные Порядковые
Семь Седьмой
Восемь Восьмой

7. - Посмотрите на экран и решите ребус (м/м семь в о семь).

Приложение 1 (слайд № 2 - ребус )

- В какой столбик вы их запишите? Почему?

- Образуйте от них порядковые числительные. Докажите свою правоту.

8. Вернитесь к учебнику: сравните второй пример каждого столбика. Определите, как изменяется числительное? (по пад. )

- Обратите внимание, что в числительном одиннадцать пишется две буквы Н. Кто знает, почему? (выступает подготовленный ученик)

Примерный текст выступления:

Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 3 - иллюстрация сообщения ). Современные сложные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так : . Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.

9. К какой группе числительных принадлежит 11? Аргументируйте ответ.

- А на какой вопрос отвечают порядковые числительные?

10. Физминутка.

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.

11. А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.

Приложение 1 (слайд № 4 - предложения )

- Посмотрите в учебник, каким ещё членом предложения может быть числительное?

12. Подытожьте, какими членами предложения могут быть числительные.

- А что ещё вы узнали об этой части речи сегодня?

13. Скажите, ребята, а слова двойка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? Это слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глагол с числовым значением.

- Упр. 346 (частично письменно).

14. Упр. "Третье лишнее" Приложение 1 (слайд № 5). Два слова в каждой строке - числительные, одно - другая часть речи. Найдите её и выпишите. (Взаимопроверка - Приложение 1 - слайд № 6.)

Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?

Домашнее задание. Упр. 345, выучить правило.

- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?

Приложение 1 (слайд № 7 - текст ).

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Расшифруйте текст. Дома вместо выполнения упражнения можете попробовать написать подобный рассказ или составить несколько предложений.

Приложение 1 (слайд № 8 - домашнее задание)

Примечание:

Ребус и текст задания V взяты из книги С.И. Львовой "Там, где кончается слово:" (Москва, "Просвещение", 1991 год, - с. 46, 47).