Обобщающий урок химии в 8-м классе по теме "Периодический закон и периодическая система. Строение атома"

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательная: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.
  • Развивающая:  развитие внимания, логического мышления через взаимосвязь: положение в ПС – строение атома – свойства; развитие творческого мышления; развитие навыков работы в группе.
  • Воспитательная: воспитание  настойчивости в достижении знаний, чувства товарищества и коллективизма при работе в группе.

Тип урока: обобщение.

Применение технологии: игровая технология Казарина, групповое обучение.

Оборудование: периодическая система химических элементов на каждом столе, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация и целеполагание

– Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного, основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицировать химические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И. Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химических элементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждого элемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.

Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных  ответов и выполнения проверочной работы.

Правила работы на уроке: При готовности дать ответ по необходимости правая или левая рука  поднимается прямо высоко вверх, спина прямая. Как сигнал о выполнении задания не только рука поднимается вверх, но и называется очередность выполнения задания «первый», «второй» и т.д. При работе в команде при поднятой руке первые выполнившие ждут остальных, в случае выполнения вся  команда встаёт и называет очередность -  «Первые» и т.д.

II. Проверка домашнего задания

Обращение к учащимся:

  1. Поднимите правую руку те,  кто справился с заданием, пользуясь только образцом выполнения и те, кому для выполнения задания понадобился учебник или дополнительная литература.
  2. Поднимите левую руку те, кто сделал задание наполовину, пытался сделать, но не уверен в правильности выполнения.
  3. Поднимите левую руку те, кто не приступал к выполнению задания.

– Кто хочет выполнить задание на доске:  один человек для магния, другой для серы?

Пока 2  учащиеся выполняют задание на доске для остальных следующий этап.

III. Разминка «Верно – не верно»

«Верно» – правая рука вверх, без аргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует ответ любой учащийся.

1.  При формулировке ПЗ, Д.И. Менделеев взял основу валентность элемента.
2. Существует только одна формулировка периодического закона, которая была предложена Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной периодичности и  главной характеристикой является заряд ядра атома.
4. ПС – естественнонаучная классификация элементов, графическое отображение ПЗ.
5. ПС состоит из горизонтальных периодов, малых и больших;   вертикальных групп, главных и побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра, число протонов и число электронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о количестве энергетических уровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8  гр. А подгруппе и называются инертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы, т.е. атомы с разным зарядом ядра, но одинаковой атомной массой.

Вернутся к домашнему заданию. Учащиеся сравнивают правильность выполнения, делают записи в тетради карандашом. В конце урока все сдают задание.

IV. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам

Вариант 1

1. Закончи предложение.
О заряде ядра атома и количестве электронов  узнаем по _____________________________

2. Найди ошибку.

3. Сравни элементарный состав изотопов  кислорода .

Вариант 2

1. Закончи предложение:
О количестве электронов на внешнем уровне узнаем по _____________________________

2. Найди ошибку.

3. Сравни элементарный состав изотопов натрия .

Вариант 3

1. Закончи предложение:
О количестве энергетических уровней в атоме узнаем по _____________________________

2. Найди ошибку.

3. Сравни элементарный состав изотопов серы .

 

V. Работа в командах

1. Периодическое изменение и повторение свойств. («Слепой текст»)

Задание: На доске записано строение элементов второго и третьего периодов и свойства веществ.

Восстановите  предложение:

1. Горизонтальная закономерность в ПС проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства ________________, т.к. возрастает  _________________________ на ______________________ уровне.

Сходство в строении атомов  элементов одного периода проявляется в  одинаковом количестве ____________________________________.

  2. Вертикальная  закономерность в ПС проявляется в том, что во всех главных подгруппах металлические свойства __________________, т.к. возрастает  _____________________________ __________________, а число ________________________ на внешнем уровне остается _____________________________.

Сходство в строении атомов  элементов одной  главной подгруппы проявляется в  одинаковом количестве ____________________________________.

 Атомы элементов, имеющие близкие заряды ядра, например Ne +10 и  Na +11, резко отличаются по свойствам, потому что появляется _____________________________________.

2. Творческая образная характеристика ПС

Внимательно посмотрите на ПС.
Запишите 5 прилагательных, характеризующих ПС. (например: гармоничная, логичная, структурная, закономерная, упорядоченная, графическая, научная, периодическая, правильная и т.д.)
Отобрать лучших пять из всех, по одному учащемуся из команды зачитывают прилагательные.

3. Периодический закон  в стихах и прозе

Сопоставить по смыслу предложения в прозе и стихах (команды получают разрезанную на ячейки таблицу и находят соответствующие по смыслу друг другу ячейки) .

ПЗ и ПС в стихах ПЗ и ПС в прозе
1. Для стройности теорий химии
Решил ученый обобщить
Все свойства атомов сравнимые,
Что человек успел открыть.
Взяв за основу известную характеристику атома – атомную массу, Д.И. Менделеев расположил элементы по  возрастанию атомной массы.
2. Чтобы в систему строгую сложится,
Вес атомный не всем порой годится.
Местами элементы переставим,
Немножко правило своё исправим.
Обладая даром предвидения, Д.И. Менделеев сделал 3 исключения из правила, поменяв местами элементы аргон и калий, кобальт и никель, теллур и йод, позднее открытие строения атома, подтвердило его правоту.
3. Приснилась, говорят, ему таблица,
А в ней открытых элементов лица,
Из лиц сложился групповой портрет,
В портрете лишних линий нет.
Существует исторический факт, что ПС приснилась учёному, проснувшись, он зарисовал её, используя горизонтальные линии – периоды и вертикальные линии – группы.
4. Решил ученый даже очень смело,
Пустыми клетками таблица запестрела.
Все просто, гармонично, есть логичность,
Наглядно всем видна периодичность.
Д.И. Менделеев, работая с известными 60 элементами,  оставил пустые клетки для неизвестных элементов и предсказал их свойства. Периодическое изменение и повторение свойств прослеживаются по периодам и по группам.
5. Закон всеобщий мир ещё обсудит,
Ему «надстройкой» будущее будет.
Открытию забвенье не грозит,
И славу русскую в науке укрепит.
Периодическая система постоянно дополняется, достраивается с открытием новых элементов. Сейчас уже их 114.
Периодическим законом, периодической системой пользуются физики и химики всего мира.

Если останется время, задание на внимание, предварительно собрать у учащихся ПС, убрать учебники, учащиеся отворачиваются от доски и ПС.

Задание команде: Восстановить элементы по порядку для третьего периода, начиная с натрия, записав знаки и названия.

VI. Творческое домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Если бы не было ПЗ и ПС».

VII. Подведение итогов урока

– Итак, сегодня мы обобщили наши знания, повторили основные вопросы, связанные с ПЗ, ПС, строением атома,  вспомнили причины изменения и повторения свойств элементов.

Выставление оценок.