Формирование элементарных навыков общения в системе "Детский сад - начальная школа"

Разделы: Иностранные языки


Как известно, главная цель образования – получение научных знаний об окружающей действительности. Эта мысль определяет познавательную функцию образования, которое должно, во-первых, дать объективную, научную картину мира в виде понятий, знаков, символов, а во-вторых, вооружить методами познания. Обучение есть одна из моделей познания, цель обучения – образовать ученика, помочь ему познать окружающий мир. В современных условиях признание ученика главной фигурой всего учебно-воспитательного процесса выходит на передний план. Организация такого обучения предполагает разработку педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика.

На современном этапе развития расширяются функции иностранного языка как учебного предмета. Он становится в один ряд из наиболее востребованных дисциплин. Всё больше и больше требуется людей, владеющих иностранным языком как средством общения. А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку.

Наш педагогический стаж в общей сложности составляет 6 лет. В настоящий момент изучение английского языка в дошкольных учреждениях области приобрело широкое распространение. Также по совместительству мы работаем в детском саду нашего района, то есть выпускники данного детского учреждения становятся учениками нашей школы. В детском саду мы работаем 2 год и преподаём английский язык в средних, старших и подготовительных группах. Одним из актуальных направлений развития системы дошкольного образования является создание условий в дошкольном образовательном учреждении по формированию элементарных навыков общения на иностранном языке детей дошкольного возраста. Однако проблема состоит в том, что при переходе из дошкольного учреждения в школу, где английский язык не преподается в 1 классе, учащиеся за год утрачивают приобретённые ими навыки и умения иноязычного общения. Одним из способов решения проблемы предложена модель преемственности учебных подразделений по раннему обучению иностранному языку в ДОУ и учащихся первого класса общеобразовательных учреждений, обеспечивающая непрерывность иноязычного образования. С целью сохранения преемственности при переходе из детского сада в школу мы организовали кружок английского языка.

В программе для школ с ранним изучением иностранного языка основная цель обучения формируется следующим образом: «… развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира». Причём «диалог культур» понимается не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как «ознакомление» с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.

Иностранный язык вносит свой неоценимый вклад в развитие личности. Через коммуникативную цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, происходит развитие и формирование личности школьника.

Рассмотрим возрастные особенности детей как дошкольного и школьного возраста к овладению английского языка. Дети четвёртого года способны воспринимать общение с носителем иностранного языка и постепенно приучаться отвечать ему на его языке. Дети пятого возраста способны понять, что иностранный язык отличается от их родного языка. Старшие дошкольники способны относиться к иностранному языку как к предмету изучения, задавать о нём вопросы. Обучение иностранному языку на начальной ступени должно обеспечить максимум функциональной грамотности на родном и иностранном языке. На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение прослушивать и правильно произносить звуки, невербально отреагировать на звук, повторить в нужной последовательности, закончить фразу; умение своевременно и адекватно реагировать на обращение учителя или сверстников на родном и английском языках; умение работать в разных режимах (индивидуально, в паре, фронтально, в группе), взаимодействуя друг с другом. Важнейшей движущей силой, способной вызвать интерес ребёнка к занятиям по иностранному языку и стимулировать слушание и говорение, является игровая ситуация. Именно в условиях увлекающей ребёнка игровой ситуации с лёгкостью реализуются такие возрастные особенности ребёнка, как чрезвычайно яркое воображение, любовь к подражанию и удивительное умение подражать, стремление к двигательной активности. Установлено, что если в процессе иноязычной речевой деятельности задействовано сразу несколько органов восприятия (зрение, слух, движение), то ребёнок значительно быстрее запоминает языковой материал и с большим желанием его воспроизводит.

На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся: они должны будут овладеть устной формой общения, т.е. научиться понимать иностранную речь со слуха и соответственно на неё реагировать. В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра.

Целями раннего изучения английского языка можно назвать следующие: формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

Реализация поставленных целей возможна через решение следующих задач: развитие речевых и познавательных способностей ребенка с опорой на речевой опыт как в родном, так и в иностранном языке; обучение грамматической стороне речи с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий; обучение фонетике путем сознательного сопоставления интерфирирующих звуков родного и иностранного языка и осознания различия звуков двух языков; обучение чтению с опорой на умения звуко-буквенного анализа.

В результате изучения английского языка ученик должен знать основные правила чтения и орфографии изучаемого языка, наизусть рифмованные произведения детского фольклора; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность; участвовать в элементарном диалоге, кратко рассказывать о себе, составлять небольшие описательные тексты по образцу.

Неделя

Урок

Тема

Цели

Диалог

Аудирование

Лексика

Дом. задание

II

3

Давайте познакомимся

1. Отработать употребление структуры ''Are you…(Nick)”? в речи учащихся.
2.Разучивание рифмовки “Good morning”.

1(12), 4,5 (13)

2(12), 7(13)

Good morning
Glad to see you

3 (13)
Сделать карточки.

II

4

Давайте познакомимся

1. Познакомить учащихся с новым речевым образцом ''Who are you?’’; отработать его употребление в речи.
2.Разучить английскую песенку ''Who are you?'’.

3 (14)
4 (15)

2 (14)
5 (15)

Raise your head.
Jump up high.
Wave your hand.
And say ‘’Good Bye’’!

Выучить песенку

Литература

  1. Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2008. – 181с.
  2. Примерная программа по раннему обучению английскому языку в первом классе начальной школы. Приложение к учебно-методическому пособию «Учимся говорить по-английски». – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2008. – 95с.
  3. Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по–английски говорить./Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей – Спб.: КАРО, 2002. – 176с.
  4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учеб. для 1 кл. шк. с углубл. изученнием англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов/ – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160с.
  5. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: кн. для учителя к учеб. для 1 кл. шк. с углубл. изученнием англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов/ – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 93с.
  6. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Рабочая тетрадь к учеб. для 1 кл. шк. с углубл. изученнием англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов/ - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 93с.
  7. Аудиокурс (6 CD-дисков) к учеб. для 1 кл.шк. с углубл. изученнием англ.яз., лицеев, гимназий и ст.групп дет. Садов. – М.: Просвещение.