Элективный курс "Основы философских знаний" (10—11-е классы)

Разделы: История и обществознание


«Есть много, друг Горацио,
на свете, что и не
снилось нашим мудрецам»
У.Шекспир «Гамлет»

«Сова Миневры вылетает в сумерки»
(древнеримское высказывание)

Введение

Что же «не снилось» мудрецам, современникам Гамлета? Над какими вопросами бился датский принц? – Скорее всего, его мучили сложные вопросы: вопросы о цели жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти и бессмертии, сущности человека, о смысле бытия.

Мир, в котором жил принц, был миром сложным, миром потрясений и изменений, эпохой Возрождения. Старые устои, принципы и идеалы, нравственные ценности и освященные веками традиции, избавлявшие от сомнений и регламентировавшие поведение и намерения, уходили в прошлое. Возникали новые ценности, новые подходы к жизни. По-новому расставлялись фигурки на шахматной доске, называемой жизнь, и игра велась по новым, не до конца сформулированным и не до конца понятным правилам. И в личной, и в общественной жизни совершалось нечто беспрецедентное. При решении новых проблем нельзя было опереться на прежний опыт, на прежнюю накопленную веками мудрость.

Но ведь вопросы, мучившие принца, возникали и раньше. Многие из них мы можем встретить уже в поэмах Гомера и Гесиода. Мучили они и христианских мыслителей, создававших для их решения сложнейшие теологические учения, в которых природа, Бог и человек, добродетель и порок, добро и зло, вера и грехопадение выстраивались в сложную продуманную систему.

Казалось бы, что все ответы на вопросы давно найдены и людям остаются лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни, для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем обращаться к мудрецам и богословам. Рядовые люди легко справлялись с ними, опираясь на опыт и профессиональные знания. На первый взгляд эта призрачная простота вообще устраняет, делая ненужными и смешными вопросы, над которыми бился датский принц.

Но стоило произойти глубинным переменам в жизни человека или переломам в судьбах народов и государств, чтобы иллюзия ясности и «решенности»  исчезла и перед растерянным человеком, затерянным в этом сложном мире, а порой и перед целым обществом снова возникали тревожные вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве несправедливости, об эфемерности и недостижимости счастья. Человек оказывался перед сложным выбором, перед осознанием новых социально значимых и личных целей. Он должен был понять, в чем причины прежних заблуждений и что такое заблуждение и истина вообще. Он должен был уяснить, зачем живет и какова цена жизни, является ли он ничтожной частицей или центром мироздания. Ему следовало понять, игрушка ли он в руках слепой судьбы или гигант, способный вступить в поединок с окружающим миром и в грандиозных космических сражениях подчинить себе мир и сделать его разумным. Но для этого нужно было понять и что такое разум, в чем разумность мира. Каждый такой вопрос поднимал десятки других.

Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предлагали ответов, не давали продуманных и аргументированных решений. Как раз наоборот. История сохранила немало имен мудрецов, которые предлагали интереснейшие ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы обобщали весь накопленный к тому времени опыт человечества, всю культуру, все знания данной эпохи. А так как мудрецы были живыми людьми, различавшимися одаренностью, темпераментом, социальным положением, то и ответы были весьма и весьма различными. Но, взятые в совокупности, они создавали особый, присущий лишь данной эпохе умственный резервуар, культурный фонд, великую библиотеку, из которой каждый мог черпать основы для личных взглядов и нравственных установок. Современники находили в этом «фонде» материал, формирующий мировоззрение, критерии, с помощью которых измеряли ценность поступков, достоинство, меру величия и низости совершенных деяний. Они находили там особые духовные навигационные приборы, позволявшие им прокладывать свои личные маршруты по бурному житейскому морю. Они находили, наконец, в этой мудрости утешение в минуты нравственных потрясений или неудач.

Человеческая история не развивается по прямой. В жизни отдельных людей и общественных групп, как и в жизни целых народов, время от времени совершаются коренные переломы, меняются устои жизни, рушатся старые ценности, а вместе с ними ветшает и начинается казаться беспомощной прежняя мудрость, обобщающая давно исчерпавший себя личный и исторический опыт. И тогда вновь возникают мучительные проблемы и вопросы, «которые не снились нашим мудрецам». В такие-то переломные эпохи и перед отдельным человеком, и перед целым обществом встает нелегкая задача: обрести утерянную ясность, разогнать надвигающийся сумрак сомнений, тревог и непонимания.  

Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой, сидящей на плече. Эта птица, как известно, хорошо видит в сумраке, в ночной тьме. Бесшумно совершает она полет, когда это недоступно всем другим пернатым. Этим подчеркивалось, что подлинная мудрость, способная ответить на вечные и самые сложные вопросы, не возникающие  при благополучном течении жизни, важнее всего, когда это течение нарушается и все находится в смятении, крутой ломке, а прежняя ясность сменяется духовным сумраком.

Гигантские переломы в истории человечества порождали глубокие изменения в жизни, культуре и мировоззрении людей, в их понимании окружающего мира, в их понимании окружающего мира, в их понимании самих себя. Еще более глубокие перемены влечет за собой быстро нарастающий научно-технический прогресс и лежащая в его основе информационная революция, современниками и участниками которой мы являемся. Этот глубокий перелом придает особую окраску и значение вечным вопросам о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти. Проблемы гонки вооружений, создания средств массового уничтожения, нарушения экологического равновесия иначе озвучивают вопрос об отношении человека к миру, природе и самому себе.

На протяжении многих столетий вопросы, касающиеся смысла и сущности бытия, жизни и смерти человека, его назначения, цели истории, выбора духовных ценностей и т.д. обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Её специфика состоит в том, что она вырабатывает методы познания и обсуждения «вечных вопросов», рано или поздно встающих перед каждым из нас. Философия, обращенная к современному миру, привлекает всё большее внимание. Сова Миневры продолжает свой полет.

Во всех сферах деятельности и особенно познания неизбежно возникают философские проблемы, от решения которых во многом зависит их состояние и развитие. Гуманитарный цикл предметов в средней школе предполагает достаточно общее знакомство с развитием наиболее известных учений, способствующих формированию мировоззрения личности. Но для изучения основных тем философии практически времени в базовых планах не выделяется. Без изучения основ философских знаний, без понимания серьезных философских проблем невозможно точно уяснить значение тех или иных научных результатов, концепций и теорий. Важность обсуждений и исследований философских проблем обнаруживается и тогда, когда мы сталкиваемся с механизмом формирования и действия мировоззрения, с необходимостью оценить его роль в функционировании культуры.

Элективный курс «Основы философских знаний» дает относительно целостное представление об основных спорных «вечных» вопросах, о сложившихся сферах философского знания: натурфилософии, гносеологии, философской антропологии, философии истории, а также конкретных мыслителях или процессах в истории философии.

Данный элективный курс призван систематизировать знания учащихся по основным темам курса философии по следующему плану: 

а) история развития философской мысли;

б) разбор основных понятий и категорий;

в) выявление внутренних связей и направлений развития данной философской идеи;

г) значение  решения философской проблемы для формирования мировоззрения человека.

В отличие от традиционного изложения историко-философского материала, направленного на раскрытие значения философии в культурах разных народов, главной задачей данного элективного курса является раскрытие этапов развития философской мысли от эпохи к эпохе. В ходе подготовки к занятиям учащиеся составляют своеобразный «каталог» взглядов, учений, позиций и теорий того или иного философа и тем самым идет накопление материала, как по истории развития идеи, так и по содержанию учений мыслителей прошлого.

Тем самым, в программе предусмотрен краткий историко-философский раздел, в котором делается акцент на общей характеристике основных этапов развития философии, на раскрытии изменений в предмете философии в связи с изменением социокультурных факторов общественной жизни.

Особое внимание в программе уделено связи с некоторыми темами из курсов по естественным (физика, биология) и гуманитарным дисциплинам (литература, история, политология, культурология), изучаемых в той или иной мере в старших классах.

Элективный курс «Основы философских знаний» позволяет учителю решить следующие задачи:

  • раскрыть специфику философского знания, как особого исторического типа  мировоззрения, его отличия от мифологического и религиозного типа мировоззрения;
  • рассказать о философии как любви к мудрости, как поиска истины;
  • раскрыть главные этапы развития основных философских идей и проблем;
  • показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых и раскрывались основные идеи;
  • проанализировать нравственный опыт человечества в формировании мировоззрения личности;
  • способствовать формированию мировоззрения учащихся как граждан России, которые будут жить в сложный XXI век;
  • углубление небольшого социального и познавательного багажа молодых людей, привлекая неисчерпаемого гуманитарного материала, накопленного философией за многие столетия своего развития.

Выполняя задания и готовясь к занятиям, учащиеся могут углубить знания в содержании других предметов. Философия является основой универсального мировоззрения, средоточием разума. И если математику называют царицей наук, то философию можно назвать императрицей всех наук. Её уникальный опыт незаменим для осмысления разнообразного эмпирического материала естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Вместе с тем философия позволяет выработать навыки обобщения, анализа интеллектуальных позиций, выработки целостного взгляда на мир, природу, человека и историю.

Данный курс позволяет развивать мыслительные способности учащихся. Работа над материалом курса позволит учащимся с помощью учителя осмыслить собственные мысли, представления, аргументировать свои выводы, выстраивать логическую цепочку доказательства, предлагать наиболее убедительные решения при рассмотрении различных ситуаций, проблем.

Между темами курса существует логическая связь. Осмысление одной темы ставит новую проблему, которая ведет в сферу другой области философского знания. В задачу учителя входит прослеживать эту связь, раскрывать её органичность. Основной структурный принцип курса – преемственность мысли в осмыслении мира. Для этого можно выделить четыре основных блока материала:

  • учение о материальности мира и познаваемости мира;
  • обращение к личности, индивидуальности;
  • изучение общества;
  • познание человечества в его истории.

Для учителя, занимающегося философским образованием учащихся важно помнить о том, что философская мысль связана с самыми глубинными переживаниями личности, её надеждами, интересами, она помогает найти смысл жизни, определить пути к самореализации личности, счастью, проложить дорогу к истине, утвердить добро, постичь красоту. При этом необходимо учитывать особенности философствования подростков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данной программы являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Основное содержание (17 час)

Тема I. Специфика философского знания.(3 часа)

Роль мировоззрения в жизни людей.

Понятие мировоззрения. Особенности мировоззрения: индивидуальный, групповой и исторический характер мировоззрения. Элементы мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология, религия, философия: определение, содержание, основные темы, функции и значение.

Исторические типы философии.

Предпосылки возникновения философии. Этапы формирования философских концепций: космоцентризм древнегреческой философии, теоцентризм средневековья, бицетризм Нового времени. Основной вопрос философии. Предмет философии.

Методы познания. Различия методов познания естественнонаучного и гуманитарным циклов.

Тема II. Материальность мира.(3 часа)

Понятие бытия.

Понятие состояния, действительности, реальности. Три вида реальности. Человек – центр бытия

Философские учения о материальности мира.

Идеалистические и материалистические взгляды на мир. Философский кризис в естествознании и его разрешение.

Материя и движение.

Понятие движения. Виды материи.

Единство и многообразие мира.

Процесс унификации. Идейное наследие философии. Диалектический материализм о единстве и многообразии мира. Две стороны вопроса о единстве мира.

Тема III. Материя и сознание.(3 часа)

Взгляды на сознание в истории философии.

Идеалистическое и материалистическое объяснение сознания, их принципиальные отличия.

Теория отражения.

Основные положения теории отражения.

Природа сознания.

Специфика сознания как общественного явления.

Понятие сознания.

Конкретные психические процессы и логическое мышление. Направленность деятельности человеческого сознания.

Тема IV. Теория познания.(3 часа)

Развитие теории познания.

Содержание второй стороны основного вопроса философии, группировка знаний о действии и деятельности. Развитие учения о познании. Гносеология.

Понятие познания и истины.

Понятие познания, Истина и её виды. Свойства истины.

Структура и процесс познания.

Основные положения теории познания. Структура знания. Процесс познания.

Этапы и виды познания.

Направления познания.

Направления познания. Уровни познания.

Тема V. Диалектика как учение о развитии.(3 часа)

История диалектики.

Понятие диалектики. Проблемы диалектики. Развитие учения о диалектике.

Необходимость и случайность.

Соотношение необходимости и случайности. Диалектический подход к необходимости и случайности.

Понятие диалектики и её принципы.

Понятие диалектики, принципы диалектики. Предмет диалектики. Понятие закона. Диалектика как метод познания и преобразования мира. Диалектика как учение о развитии.

Законы диалектики.

Законы диалектики: содержание закона, сторона развития, которую раскрывает закон, значение знания закона.

Тема VI. Общественное бытие и общественное сознание.(3 часа)

Объяснение общественной жизни в философии.

Различия и общее во взглядах философов на развитие общества.

Переворот во взглядах на общество.

Различия в позициях домарксовой социологии и взглядах К.Маркса.

Сущность материалистического взгляда на историю общества.

Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Факторы, влияющие на развитие общества. Особенности действия законов развития общества. Соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей

Роль народных масс в истории.

Роль народных масс в истории. Личность в истории.

 Законы исторического материализма.

Сущность, объективность, механизм действия законов исторического материализма.

Цивилизационный подход к изучению истории человеческого общества.

Тематическое планирование элективного курса «Основы философских знаний»

№№

название тем и уроков

кол.

часов

примечания

 

Вводное задание

1

выдача заданий

 

Тема I. Специфика философского знания

3

 

  •  

урок 1. Роль мировоззрения в жизни людей.

1

 

  •  

урок 2. Исторические типы мировоззрения.

1

 

  •  

урок 3. Исторические типы философии

1

 

 

Тема II. Материальность мира

3

 

  •  

урок 1. Понятие бытия.

1

 

  •  

урок 2.Философские учения о материальности мира.

1

 

  •  

урок 3. Материя и движение.

1

 

  •  

Зачетное занятие

1

защита исследовательских работ

 

Тема III. Материя и сознание

3

 

  •  

урок 1. Взгляды на сознание в истории философии.

1

 

  •  

урок 2. Теория отражения.

1

 

  •  

урок 3. Природа сознания. Понятие сознания.

1

 

 

Тема IV. Теория познания

4

 

  •  

урок 1. Развитие теории познания.

1

 

  •  

урок 2. Понятие познания и истины.

1

 

  •  

урок 3. Структура и процесс познания.

1

 

 

Тема V. Диалектика как учение о развитии

3

 

  •  

урок 1. История диалектики.

 

 

  •  

урок 2.Необходимость и случайность.

 

 

  •  

урок 3. Понятие диалектики и её принципы.

 

 

Тема VI. Общественное бытие и общественное сознание

3

 

  •  

урок 1. Объяснение общественной жизни в философии. Переворот во взглядах на общество.

1

 

  •  

урок 2. Сущность материалистического взгляда на историю общества.

1

 

  •  

урок 3. Законы исторического материализма.

Противопоставление формационного и цивилизационного подхода к истории человеческого общества

1

 

  •  

Зачетное занятие

1

защита исследовательских работ

Список литературы

  1. Гуревич П.С. Методическое пособие по изучению курса «Введение в философию» (10-11 класс). – М. Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. Малышевский А.Ф. введение в философию. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, - М.: Дрофа, 2001.
  3. Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 Методические рекомендации к учеб. Пособию. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, ВУЗов. Составители В.А.Пшенай-Северин, Н.М.Пшенай-Северина. Спб: смио пресс, 1998
  5. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд., перераб., и доп. – М.: Политиздат, 1991.
  6. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире) Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Барчуновой. – издательство «ДИА-пресс» Ярославль 2000.
  7. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение человек в поисках истины и реальности. Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Барчуновой. – издательство «ДИА-пресс» Ярославль 2004.т.2 кн.2.

Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.