Статья "Формирование языковой личности школьников на уроках русского языка"

Разделы: Русский язык


Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умения передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать…

В современном мире для каждого человека со всей остротой встает вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, профессиональная грамотность, проявляющаяся,  в том числе через речь и грамотное письмо.

Сейчас очень важно умение передавать информацию, поддерживать беседу, устанавливать контакт, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление.

После многолетнего наблюдения за результатами обучения моих воспитанников по традиционной программе русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, пришла к выводу, что актуально усилить коммуникативную направленность в обучении данному предмету. С этой целью в 2003-2004 учебном году начала работу по программе М.М. Разумовской.

Учитывая личные наблюдения в процессе работы по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, можно сказать, что в нём усилен семантический аспект в подаче лингвистического материала на всех уровнях языка: подчёркнута смыслоразличительная функция фонем, отрабатывается система морфемных значений слова; само слово представлено как носитель определённой речевой характеристики; анализируется грамматическая семантика на уровне словосочетаний и предложений; огромное влияние уделяется выявлению смысла отдельных высказываний и текстов.

Считаю, что важнейшей и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Задача учителя – научить школьников создавать текст.

Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создаёт условие для практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне  грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Но речь учащихся и выпускников школы не соответствует этому требованию. Убеждена в том, что есть смысл неустанно работать над темой, направленной на развитие речи учащихся. Особенно сейчас, когда интерес к проблеме текста действительно велик. Обращение к тексту позволяет в комплексе решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности.

Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, от класса к классу расширяются представления о речи:

  • 5 класс – изучаются основные признаки текста, понятие о стилях речи. Сведения о типах речи, ученики знакомятся с композиционными формами;
  • 6 класс – изучаются способы и средства связи предложений, стили речи рассматриваются более подробно (научный стиль, характерные его языковые средства), типы речи конкретизированы (описание места, состояния природы, рассуждение – объяснение)
  • 7 класс – изучается прямой и обратный порядок слов, публицистический стиль речи, описание состояния человека;
  • 8 и 9 классы – систематизируются сведения о тексте, стилях речи и типах речи; расширяются представления о языковых средствах, изучение особенностей устных и письменных высказываний.

В результате работы над развитием речи хочется видеть выпускника школы, который умел бы непринужденно общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать её.

Приоритетными задачами языкового образования, я считаю, являются:

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову;
  • формирование выразительной и правильной речи;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  • формирование знаний о системе русского языка и элементарных способов анализа изучаемых явлений языка.

На своих уроках я реализовываю творческого потенциала учащихся через систему развивающих заданий на уроке, готовлю учащихся к общению. Древняя мудрость недаром гласит: «Лишь усилиями мы достигаем цели, а не желаниями». Это универсальная рекомендация человеку любой эпохи, любого общества, любой профессии.

Овладение практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью, безусловно,- одна из первых задач, которую ставят перед собой школьники. Одна, но далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность – умение связно выражать свои мысли, строить высказывания, пользуясь нужными языковыми средствами. Решая эти задачи, обращаемся к технологии комплексного анализа текста. Считаю, что такая работа не противоречит совершенствованию правописных умений и навыков. Наоборот, орфографические и пунктуационные трудности легче преодолеть, используя методы и приёмы анализа текста. Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащегося. Речевая среда, создаваемая на основе работы с текстом. Оказывает влияние на совершенствование речи школьника, развитие чувства языка. Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создаёт условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.

Важно учитывать, что экзаменационная работа  по русскому языку (ЕГЭ) содержит в себе  многоаспектный комплексный анализ текста. Готовить к этому учащихся нужно уже в среднем звене. Последнее задание теста КИМа – это сочинение. Здесь проверяется коммуникативная подготовка выпускника  по русскому языку.

Структура моих уроков по анализу текста предполагает организацию поисковой, исследовательской лингвистической деятельности с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Эта деятельность организуется по принципу доступности. Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его задачи несколько видоизменяются. Особенностью таких уроков является сам ход познания – «от учеников». В течение урока дети наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы.

Работу  на уроке строю так, чтобы дети выполняли задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, используется такой дидактический материал, который позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы. Дифференцированный подход помогает в условиях классно - урочной системы обучения  реализовать творческие возможности всех учащихся. Развивающее пространство, организованное на уроке, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к «открытию» знаний. Тщательный отбор материала для урока ориентирует на личностное развитие учащихся.  Интуицию, языковое чутье должно тренировать у учащихся всегда, постоянно, так как без них невозможно правильное понимание содержания текста.

Конечная цель работы с текстом – научить учащихся:

  • адекватно, глубоко и полно понимать смысл прочитанного текста;
  • ясно и убедительно доказывать свою позицию;
  • излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

Очень актуален для сегодняшней методики вопрос о формах и методах формирования культуры речи школьников. Я большое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся. Задания при этом ориентирую на живое общение и часто моделирую ситуацию, в которой школьник может «играть роль» исследователя, учителя, журналиста и т. д.

Мы прекрасно понимаем, с кем мы работаем. Это дети, а они очень любят играть. Игра – это серьёзно и интересно, через неё можно открывать важное и новое. Необходимо как можно больше использовать на уроках игровых ситуаций, особенно в среднем звене. Играя, школьник закрепляет знания и делает первые открытия.

Беседа находит широкое применение в работе учителя по развитию связной речи учащихся. Можно использовать беседу по тексту, беседу об изображённом на картине, анализ элементов и частей текста.

Слово учителя на уроках развития речи создаёт у учащихся определённый эмоциональный настрой, стимулирует их творческие поиски, пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли – вот почему так важен добрый, заинтересованный тон высказываний учителя.

В дореволюционных гимназиях учащиеся писали до ста сочинений в год, охватывая самые разные темы и ситуации. Нужно и сейчас вспомнить хорошую отечественную педагогическую традицию. Дадим возможность ученикам высказывать своё мнение, делиться размышлениями, рассказывать о главном. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, т. е. способствует развитию мышления. Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры.

Мастерская творческого письма – ещё одна  форма деятельности учителя, развивающая умения связной речи. Дети на таком занятии составляют тексы, знакомятся с лексическим значением новых слов, выразительно читают,  учатся использовать художественные  возможности языка, рисуют.

Научить работать ребёнка  с текстом означает не только научить правильно «разбирать» его на составные части, но мысленно собирать так, чтобы не оставалось лишних «деталей», чтобы было ясно, как взаимодействуют все разрозненные элементы, как они становятся единым целым. Интуицию, языковое чутьё должно тренировать у учащихся всегда, постоянно, так как без них невозможно правильное понимание содержания текста.

Речевое развитие школьника не ставит целью приобретение схематических знаний, умений и навыков. Ему придаётся личностный смысл, деятельный характер, практическая направленность. Сама речевая культура рассматривается как средство комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромный воспитательный потенциал. Система такой работы учителя и учащихся, использование передовых педагогических технологий, методов и форм  проведения урока позволяет достигать положительных результатов.